...

Глава Еврокомиссии едет в Туркменистан продвигать проект "Набукко"

Энергетика Материалы 14 января 2011 12:30 (UTC +04:00)

Туркменистан, Ашхабад, 14 января /корр. Trend Г.Гасанов/ 

В Ашхабад в пятницу во второй половине дня прибывает президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, сообщает официальный туркменский источник. Цель визита - обсуждение проекта "Набукко", в свою очередь, нацеленного цель на диверсификацию сырьевых источников для Европы. 

Согласно информации, это первый его визит в прикаспийскую страну и переговоры с Баррозу президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, как ожидается, проведет в субботу. 

Предыдущая их встреча состоялась в ноябре 2007 года в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. Помимо этого, возможно участие Баррозу в открытии в Ашхабаде представительства Евросоюза. 

В информации пресс-службы туркменского правительства говорится, что нынешний визит "призван стать новым шагом в активизации диалога между Туркменистаном и Европейским Союзом". 

Официальный Ашхабад выразил надежду, что на нынешней встрече могут открыться "новые возможности для эффективного взаимодействия в контексте как уже действующих, так и разрабатываемых перспективных проектов и программ", и она "будет иметь особое значение в формировании эффективной модели сотрудничества, отвечающего реалиям нового времени и духу взаимовыгодного и равноправного партнерства". 

С Туркменистаном, и в частности с его газовыми ресурсами, по запасам которых страна уступает только России, Ирану и Катару, ЕС обычно связывает газопроводный проект "Набукко", активы которого значительно выросли после того, как на туркменский рынок стали приходить крупные нефтегазовые компании Запада. 

Недавно в стране открыло свое представительство ExxonMobil, планируют подписание СРП по разработке туркменской части Каспия Chevron, Total. С туркменским правительством имеет контракты акционер "Набукко" - германская RWE. Ведутся переговоры и с Eni, BP, Shell ConocoPhilips и другими. 

Руководство Туркменистана рассчитывает, что Брюссель прояснит ситуацию вокруг "Набукко", говорят эксперты. Ашхабад уже предпринял в этой области ряд конкретных шагов. В частности, было обещано подводить к своим границам для государств ЕС до 40 миллиардов кубометров газа ежегодно. 

С этой целью на территории Туркменистана началось сооружение 1000-километрового газопровода Восток-Запад, который свяжет впечатляющие запасы месторождения Елотен ( с ресурсами в 22 триллиона кубометров газа) на востоке с каспийским побережьем. 

ЕС, как известно, сделал ответный шаг, дав согласие на подписание с Туркменистаном торгового соглашения, которое на протяжении многих лет отклонялось, а это путь для европейских компаний на здешний рынок через инвестиции и торговлю. 

В то же время, европейцы понимают, что "Набукко", изначально оказавшись "политизированным", не застрахован от каспийской проблематики. Если встанет вопрос о Транскаспийском маршруте между Азербайджаном и Туркменистаном, то, по оценкам аналитиков, может всплыть тема правового статуса Каспия. 

Туркменистан недавно обозначил свою позицию и в этом вопросе, что, в конечном счете, открыло широкое поле для переговоров по Транскаспию. Бердымухамедов на недавнем Прикаспийском саммите в Баку отметил, что вопрос строительства трубопроводов по дну Каспийского моря является для Ашхабада "принципиальным". 

"Туркменистан твердо убежден в том, что прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех сторон, через участки дна которых будет построен такой трубопровод". 

К идее "Набукко", как известно, ревностно относится Россия, привыкшая рассматривать европейский рынок своим полем деятельности. Да и туркменский газ в Европу долгое время попадал через трубы ОАО "Газпром", закупавшего его в течение длительного периода в Центральной Азии задешево для перепродажи. 

Однако Россия в последние годы значительно сократила импорт туркменского газа, мотивируя это снижением спроса на мировом рынке из-за глобального экономического кризиса. В 2008 году объемы туркменского газа, приобретаемые РФ, составляли около 40 миллиардов кубометров газа в год, а в 2010 году - всего десять миллиардов. Этот же объем, судя по предварительной информации, сохранится и в 2011 году. 

МИД Туркменистана в октябре 2010 года, комментируя сложившуюся ситуацию, отмечал, что европейское направление "для Туркменистана [...] тем более актуально в условиях, когда российская сторона снизила объемы закупок туркменского природного газа". 

Примечательно, что Баррозу в Ашхабаде ожидали еще весной 2009 года - планировалось его участие в международной конференции ООН по обеспечению безопасности транзита энергоносителей. Однако в силу загруженности своего графика приехать он не смог. Но в своем видепослании в Ашхабад Баррозу обратил внимание на то, что "следует связать Туркменистан с европейским рынком через Южный Кавказ". 

Брюссель особенно активно стал искать альтернативу в Каспийском регионе после энергетического кризиса, пережитого в прошлые зимние периоды из-за несогласованности в вопросах транзита между Москвой и Киевом. Баррозу в тот период отмечал, что "газовый кризис, разразившийся в январе, подал знак о том, нужны серьезные гарантии для бесперебойных поставок энергоносителей, и ЕС будет добиваться диверсификации источников", в том числе из Туркменистана. 

Тэги:
Лента

Лента новостей