...

Моя миссия - представлять Азербайджан в любом уголке земного шара! - пианист Мурад Гусейнов

Интервью Материалы 25 мая 2007 15:11 (UTC +04:00)
Моя миссия - представлять Азербайджан в любом уголке земного шара! - пианист Мурад Гусейнов

Азербайджан, Баку, 25 мая /корр TrendLife Эльдар Гусейнзаде/

Сколько бы кто-либо из отечественных деятелей культуры ни говорил о своей значимости, степень востребованности определяется количеством концертов, которые ты даешь. Исходя из этого, одним из наиболее востребованных азербайджанских представителей культуры можно считать пианиста, заслуженного артиста Азербайджана, доцента БМА Мурада Гусейнова. Наверное, все дело в том, что заслуженный артист Азербайджана чаще бывает на различных гастролях, концертах, мастер-классах. В Баку его застать сложно. Вот и TrendLife удалось встретиться с ним за день до его отъезда на очередное выступление в Шеки и за 3 дня до выезда в Турцию.

- Вы недавно вернулись с гастролей из Москвы. Расскажите о них...

- Да, в Москве я играл концерт Эдварда Грига в большом концертном зале спорткомплекса "Лужники". Это было традиционное выступление, которое организовала Московская государственная академическая филармония.

- А почему именно в "Лужниках", на стадионе?

- Обычно такие концерты проходили в концертном зале гостиницы "Россия", но поскольку она сносится, то все абонементные выступления временно до конца сезона перенесли в "Лужники". Выступить там - очень большая ответственность. Я, кажется, первый азербайджанец, который играл на территории этого всемирно известного стадиона. Вмещает зал пять тысяч человек, и билеты были раскуплены еще за месяц до выступления. К концерту был действительно очень большой интерес. Вела его академик, замечательный музыковед Жанна Дозорцева. А сам концерт прошел в сопровождении Государственного симфонического оркестра России под управлением дирижера Алексея Осетрова. Это мой далеко не первый концерт в Москве. Я выступал в таких крупных залах как Государственный Кремлевский Дворец, Оружейная палата в Кремле, на Международном музыкальном фестивале, который организовывал Фонд Николая Петрова и т.д.

- Где вы еще давали концерты кроме России?

- В очень многих странах. Даже в таких, где еще ни разу ни один азербайджанец не играл. Я выступал в таких странах как Турция, Германия, Франция, Испания, Грузия, Мальта, Япония, Венгрия, Афганистан...

- Афганистан? Можно об этом подробнее...

- Конечно. Мой концерт в 2004 году - был вообще первым подобным выступлением для этой страны за последние сорок лет. Он проходил в рамках дней культуры Франции в Афганистане. Я был приглашен Министерством иностранных дел Франции. Благодаря их поддержке, мы отвезли в Афганистан рояль "Петрофф", который пока остается, если не ошибаюсь, единственным на весь Афганистан. Эти дни очень широко освещались французскими средствами массовой информации - известными телеканалами TF 1, TF 3, TF 5, ARTE. В Афганистан приехали президенты этих каналов, министр культуры Франции, известный во всем мире режиссер Клод Лелюш, с которым я очень близко знаком, актриса Софи Марсо и другие французские знаменитости. А с афганской стороны на концертах присутствовала вся королевская семья. В Афганистане это вообще был единственный концерт классической музыки за последние полвека. Я исполнил там произведения Бетховена, Равеля, Шопена, Дебюсси, Рахманинова и, конечно, азербайджанских композиторов. Ни один мой концерт не обходится без азербайджанских сочинений, если нет специального заказа приглашающей стороны.

- А страшно в Афганистане не было?

- Безусловно, было очень сложно. Представьте себе, ты играешь в резиденции французского посольства, и все равно не знаешь - в безопасности или нет. Да и вообще, первый раз в жизни играл под охраной отрядов спецназа.

- Вообще, в Афганистане развита хоть какая-то музыка?

- Да, там популярна народная музыка. Но классической музыки не играли никогда. Для меня как для азербайджанца было важно стать первым проводником азербайджанской культуры и искусства даже в такой стране как Афганистан.

- Вы сейчас, кажется, готовитесь к поездке в Турцию?

- Я очень часто выступал в Турции. К примеру, в таком известном концертном салоне как Джамал Рашид Рей. Четвертого апреля я был на гастролях в городе Эдирне, бывшей столице Османской империи. Ректор Эдернинской Государственной консерватории, весьма известной в Турции, пригласил меня периодически давать мастер-классы, консультировать на кафедре фортепианной музыки. Раз в два месяца я туда еду. В понедельник или во вторник буду в Эдернинской Академии, где я состою в государственной комиссии по приему экзаменов.

- Мурад муаллим, почему в Азербайджане стало меньше музыкантов, дающих концерты за рубежом? Талантов стало меньше или интереса нет?

- Абсолютно с вами согласен. Проблема с этим есть, хотя опять-таки у нас одна из самых сильных школ на всем постсоветстком пространстве. Хотя, возможно, интерес действительно упал. Да и потом труд пианиста очень тяжел. Чтобы стать им, надо упорно работать от пятнадцати до двадцати лет. Мне тридцать три года, из них искусству я отдал двадцать восемь. Я с отличием окончил школу Бюля Бюля, Музыкальную академию - с красным дипломом, аспирантуру - опять таки с отличием...

- Насколько я знаю, на этом список ваших наград не заканчивается...

- Как бы это нескромно ни звучало, но я еще и единственный азербайджанец, который был дважды удостоен премии французского правительства. А это очень сложно, поскольку в конкурсе участвуют представители тех стран, где есть посольства, дипломатические представительства Франции. И я долгое время жил в Париже.

- Вы, наверное, и по-французски хорошо говорите...

- Чуть хуже, чем на русском. А еще свободно говорю на азербайджанском, русском и турецком. В планах в ближайшие несколько лет выучить английский и испанский.

Я, например, в оригинале могу читать как Толстого, Достоевского, Чехова, Пушкина, так и Бальзака, Золя, Дюма. Культуру того или иного народа надо познавать через его язык. А еще я увлеченно изучаю историю и архитектуру. Ведь говорят же, что архитектура - это застывшая музыка. Так вот, французский я выучил, чтобы однажды сыграть французскую музыку как француз, а может и лучше. Познать ее изнутри. И у меня это все-таки получилось. Я играл в нескольких городах Франции и получал призы за лучшее исполнение музыки французских композиторов. Звучит нескромно, но надо говорить языком фактов. Я закончил три аспирантуры: бакинскую, московскую и парижскую. Я очень долго учился, а теперь аккумулирую свои знания в творчестве. Возвращаясь к вашему вопросу, почему мало пианистов, отвечу, что свое дело надо любить фанатично! Классическая музыка не всегда однозначна. Даже во времена Баха его гениальность и его вклад в мировую музыкальную культуру были оценены абсолютно случайно, только через сто лет, когда Мендельсон нашел его рукопись. Пришел к выводу, что это какой-то неизвестный гений и открыл миру Иоганна Себастьяна Баха... Так же и Равеля нашли. До сих пор точно неизвестно, где могила Моцарта, ведь идентифицировать его останки до сих пор никому не удалось.

- Вы думаете, возможно собрать в Баку на концерт симфонической музыки зал в пять тысяч человек?

- А почему нет? Все зависит от грамотной работы менеджера. У нас народ необычайно музыкальный. У нас есть мугам, богатая история классической музыки. Мугам никто не может петь так, как это могут азербайджанцы. Хоть наши "добрые" соседи и пытаются выдать мугам за свое искусство, но исполнение его им абсолютно недоступно, так же как и многим другим народам. Люди любят музыку и очень хорошо ее воспринимают. Вот завтра, к примеру, я выезжаю в Шеки на Первый фестиваль азербайджанской классической музыки.

- Вы постоянно ставите перед собой какие-то цели. Какая основная?

- Пропаганда азербайджанской культуры за рубежом! К этому я всегда стремился и буду стремиться!

- У Вас всегда такой интерес к музыке?

- Нет, в детстве мне очень нравилось играть во дворе в футбол и баскетбол. Играть на пианино я любил, но проводить несколько часов за роялем было для меня занятием обременительным. Но после того, как я выиграл в школе музыкальный конкурс на право выступать с камерным оркестром, а потом после аналогичного конкурса мне удалось сыграть с Симфоническим оркестром, а, самое главное, после игры на сцене, после неповторимых ощущений от общения с благодарным слушателем путь в искусство для меня был предопределен.

- Вы, кажется, всегда выигрывали. Не боитесь однажды проиграть?

- (Стучит по дереву). Слава Богу, на все его воля.. А что касается жизни, то, на мой взгляд, это и борьба. В конце концов, главное не победа, а участие.

- Где вы сейчас живете? В Баку, Париже...

- Чаще в самолетах. Да, я стараюсь сейчас часто выезжать, давать концерты, чтобы потом, как говорится, не было обидно за прожитые годы. У меня, как вы верно заметили, очень плотный график. А жить и работать надо там, где легко!

- Тем не менее, сейчас вы в Баку...

- Да, это ведь мой родной город, родной народ, родная страна, и мои зарубежные гастроли подчинены одной цели - пропагандировать наше искусство и быть максимально полезным своему народу.

Лента

Лента новостей