...

Ни одно место на земле не заменит мне родного Кельбаджара - азербайджанский беженец

Армяно-азербайджанский конфликт Материалы 20 июня 2008 14:44 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 20 июня /корр. Trend Дж.Бабаева/ Ежегодно 20 июня во многих странах, в том числе и в Азербайджане, отмечается день беженцев и вынужденных переселенцев. В результате оккупации Нагорного Карабаха и близлежащих семи районов Азербайджана вооруженными силами Армении более миллиона людей стали беженцами и вынужденными переселенцами. Информационное агентство Trend побеседовало с 73-летней беженкой из Кельбаджара Сусан Мирзоевой, которая на протяжении 15 лет проживает в Баку. Она вместе с восемью членами семьи вынуждена была бежать из родного селения Истису Кельбаджарского района.

Келбеджарский район Азербайджана захвачен Арменией 2 апреля 1993 года. Во время оккупации погибло 511 жителей района и 55 военных, 321 человек взят в плен, 60 698 местных жителей были изгнаны с родной земли.

Сусан ханум вспоминает, как она стала беженкой из Кельбаджара:

- 31 марта 1993 года в 2 часа дня мы узнали, что армяне переходят в наступление на Кельбаджар. Жители села Истису, в котором мы жили, освободили свои дома и с огромным трудом смогли уйти из района. Вместе с 87 односельчанами я забралась в кузов грузовика "Камаз". В машине были младенцы, старики, беременные женщины. Всю дорогу мы наблюдали, как Кельбаджар превращается в руины. Армяне начали беспрерывный обстрел нашей машины. Кусты и деревья на обочине пылали от пуль. Молодые девушки в машине были сильно напугано. Показав им захваченный из дома Коран, я сказала: "Иншаллах, мы выберемся целыми и невредимыми". Были многие, кто покидал Кельбаджар самостоятельно, по одиночке. По всей дороге были перевернутые автомобили, на земле лежали одеяла и простыни, матери несли своих детей сами, пешком, без машин. Ночь мы провели рядом с рекой Мейданчай в "Камазе". На следующий день мы доехали до штаб-квартиры между Ханларом и Гянджой. Там распределяли по спискам, кто куда отправится. После недели в Гяндже, мы отправились в Баку. Нам неизвестно, как большинство жителей выбралось из Истису. Мой муж Бахман, оставшийся в селе, покинул его на следующий день. Приехав в Баку, он захватил с собой и ключи от нашего дома в Кельбаджаре.

После мы узнали, что 40 молодых девушек покончили с собой, бросившись в реку Тертерчай, чтобы не попасть в плен. Армяне, изменив некоторые части своих вертолетов, сделали их похожими на азербайджанские. Многие были обмануты, сев в них. До сих пор от них нет вестей.

- С какими проблемами чаще всего сталкиваются беженцы в повседневной жизни?

- Беженцы уже привыкли к тяжелым условиям жизни. Я считаю неправильным переезд беженцев в села, где они будут обеспечены комфортным жильем. Если мы намерены вернуть свои земли, то беженцы и вынужденные переселенцы должны жить там, откуда они родом.

- Наблюдаете ли Вы за процессом переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта?

- Этими переговорами мы не вернем свои земли. Переговорные процессы носят лишь показательный характер. Единственный путь освобождения оккупированных земель Азербайджана ї война. Землю нельзя подарить. Когда я слышу, что армяне не собираются возвращать Кельбаджар и Лачын, я начинаю говорить сама с собой как ненормальная.

- Вы можете себе представить, что азербайджанцы и армяне будут жить вместе?

- Совместное проживание азербайджанцев с армянами невозможно. Оно не протянется слишком долго.

- О чем вы больше всего мечтаете?

- Любое место в Азербайджане для меня родное, но ни одно из них не заменит Кельбаджар. Хоть я и стара, я все еще живу надеждой, что вернусь на родину. Иншаллах, после возвращения земель, я пешком из Баку отправлюсь в Кельбаджар, только бы колени не подвели. Двое моих сыновей ї ветераны нагорно-карабахской войны, и они в любое время готовы к бою за родину. Всякий раз при совершении намаза я молю Аллаха вернуть нам эти земли.

- Что думают о своей родине родившиеся в Баку молодые кельбаджарцы?

- Моя 20-летняя внучка Ягут хоть и не помнит Кельбаджар, но очень хочет туда вернуться. А мои внуки, служащие в армии всем своим сердцем ненавидят армян. Чтобы молодежь не забывала, мы должны на государственном уровне отмечать те дни, когда были оккупированы земли Азербайджана.

- Как вы представляете себе оккупированный ныне Кельбаджар?

- Я не верю, что захваченный Кельбаджар остался таким же, как до оккупации. Армяне разрушили все тамошние постройки, используют все ресурсы. Редкая природа Кельбаджара чувствует дыхание чужых армян. Земля потеряла свой прежний вид, после того, как по ней прошли враги. Армяне специально сжигают земли на оккупированных территориях. Они хотят ее испортить. Армяне знают, рано или поздно Азербайджан освободит свои земли.

Связаться с автором статьи можно по адресу: trend

Лента

Лента новостей