...

Решающий выбор Турции – старший научный сотрудник The Heritage Foundation Ариэль Коэн

Политика Материалы 19 мая 2008 15:45 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 19 мая / Trend / Старший научный сотрудник The Heritage Foundation (США), политолог Ариэль Коэн

Азербайджанцы с большим вниманием следят за развитием ситуации в Турции, сопровождающейся судебным и политическим кризисом. Турция является важным союзником Азербайджана, и ее внутренне - политические процессы влияют на двусторонние отношения. Например, в то время как турецкие светские националистические лидеры всегда высоко оценивали отношения с братской Тюркской республикой, исламские лидеры считают мусульманский мир, но не тюркский, важным приоритетом.

В этом году турецкий Конституционный суд заслушает решающую петицию о запрещении правящей Партии справедливости и развития (AKP), включая запрещение политической деятельности его лидера, премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, президента Абдуллы Гюля и более семидесяти политиков АКP. Это будет пятая петиция в истории суда о запрещении политических партий.

Точкой преткновения этой петиции, поданной государственным прокурором Абдурахманом Ялчинкая, является хиджаб (головной убор женщины по традиционным или консервативным исламским порядкам). В Светской Турецкой Республике, основанной Мустафой Кемалем Ататюрком в 20-х годах прошлого века, хиджаб, рассматриваясь как символ угнетения женщин, был вне закона в школах и других общественных местах. АКP стремится разрешить ношение хиджаба в колледжах, и, возможно, в государственных учреждениях в будущем.

Другие пункты исламизации, выносимые АКP на повестку дня: привлечение к уголовной ответственности за прелюбодеяние и облегчение поступления в [светские] университеты выпускников религиозных школ. Сторонников светскости беспокоит тот факт, что исламисты могут начать навязывать гендерную сегрегацию в медицине.

Хиджаб и другие вопросы, выдвинутые со стороны АКP для проведения политики исламизации, вызвали глубокую обеспокоенность в среде сторонников светскости, в основном, турецкой националистической элиты и государственных чиновников, которые считают, что АКP является подстрекателем постепенной исламизации в Турецкой Республике. Большинство турков не хотят жить в шариатском государстве или стать еще одним Ираном. Но это поддерживается экстремистским крылом АКР и 7-8 процентами турецкого населения. Тем не менее, проблемы Турции еще не стали шаблонными. Дальновидные турецкие политические эксперты считают, что и запрет АКP, или разрешение на ее свободную деятельность - оба могут быть плохим выбором. Во-первых, это вопрос легитимности. 47 процентов, набранные АКP на последних парламентских выборах, - достаточно весомый мандат. Очень легко запретить небольшую радикальную партию. Очень трудно запретить правящую партию с кабинетом министров на втором сроке, популярным премьер-министром, и вновь избранным президентом.

Во-вторых, судебные репрессии, несомненно, приведут к заявлениям АКP о "преследовании мусульман" - это мощный фактор мобилизации на следующих выборах. Вместо подрыва АКP суд может принести ей победу.

В-третьих, существует проблема юго-восточной Турции. Там АКP и Курдская демократическая партия (DTP) вместе с террористической Курдской рабочей партией (PKK) делят голоса избирателей. Запрещение АКP может принести победу КДП и КРП на муниципальных выборах, намеченных на осень текущего года и в последующий период. Наконец, необходимо время, чтобы Конституционный суд искал веские доказательства наличия заговора (документов с изложением плана государственного переворота, магнитофонные записи о заговоре с целью свержения существующей светской республики, или откровенно подрывной связи с зарубежными режимами или террористическим организациям). Напротив, суд но не имея четкой доказательной базы будет заниматься рутинной повесткой дня, которая определяет общее направление, которой придерживается АКP.

Международные последствия этого огромны. Подавляющее большинство турецкой элиты хочет видеть свою страну в Европейском союзе. АКP многое сделала для достижения этой сложной цели, несмотря на сопротивление во многих европейских кругах. ЕС и европейское правительство четко указали на то, что если суд запретит АКP, это отсрочит членство Турции в ЕС на многие годы, если не навсегда.

Соединенные Штаты ценят свои стратегические отношения со стабильной Турцией, которая развивается в направлении подлинной демократии.Многим в Вашингтоне будет некомфортно - как с исламизированной Турцией, так и с военно-судебным переворотом или возвращением диктатуры.

Тем не менее, сохранение Республики и предотвращение угроз - как внешних, так и внутренних, является приоритетом для государственных лиц Турции: адвокатов, судей, офицеров вооруженных сил, командующими служб безопасности. Они будут игнорировать протесты иностранного государства, если их собственная страна находится в опасности.

Так как Партия справедливости и развития могла бы назначать в Конституционный суд судей, поддерживающих ее политический курс, или же вмешиваться в назначение лиц на должности в воинской сфере и сфере безопасности, "глубокое государство" может подумать, что их время на сохранение идей и наследия Ататюрка истекает.Лучшее, что Конституционный суд мог бы сделать, это использовать лазерный скальпель, а не кувалду. Он мог бы наложить санкции на АКP и блокировать ее усилия, направленную на исламизацию, но не запрещать партию и разрушать демократические устои государства.

Например, суд может запретить горстку самых известных политиков АКP, необъявляя вне закона популярных деятелей Эрдогана и Гюля, он может отказать партии государственные средства для осуществления исламизации, и предупредить кабинет не игнорировать светский дух и наследие страны.

Турция является жизненно важным союзником Соединенных Штатов в довольно опасном регионе. Вашингтон предпочитает оставаться вне турецкого экзистенциального кризиса, и позволять суду урегулировать вопрос, насколько это возможно. Американцы должны уважать зрелость и независимость Турции. Тем не менее, Вашингтону следует подчеркнуть свое стремление упорно сохранять союз с Анкарой в рамках НАТО, а также развивать надежные двусторонние отношения между двумя странами - в сфере торговли, инвестиций и безопасности.

Лента

Лента новостей