Азербайджан, Баку, 31 июля / корр. Trend У.Садыхова /
Турция, как единственный геополитический и стратегический партнер Израиля, может помочь Бейруту в решении конфликта с ним, однако роль Анкары в решении внутренних политических проблем Ливана маловероятна, считает ливанский аналитик Махмуд Гейдар (Mahmoud Haidar).
Гейдар считает, что проблемой для Турции в вопросе участия во внутренних делах Ливана может стать влияние армянских партий в стране.
"Турция - единственная страна в регионе, которая может занять взвешенную позицию в отношении арабских стран и Израиля, и это может сыграть в будущем важную роль в конфликте Ливана и Израиля", - сказал Trend по телефону из Бейрута Гейдар, глава исследовательского центра "Дельта".
Однако что касается участия Турции в разрешении внутреннего политического кризиса в Ливане, то Гейдар не видит Анкару посредником в этом ввиду влияния армянских партий в парламенте страны.
Министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу во время двухдневного визита в Ливан заявил, что Турция готова и будет сотрудничать в установлении стабильности на Ближнем Востоке, в том числе в Ливане, сообщила арабская газета "Аш-Шарк аль-Аусат".
Глава турецкого МИД добавил, что стабильность в Ливане означает стабильность во всем регионе, и Турция приложит все усилия в этом направлении.
Помимо встречи с правительственными кругами, Давудоглу провел встречу с главой фракции "Хизбалла" в ливанском парламенте Мухаммедом Раадом. Хотя встреча была закрытой, Давудоглу и Раад обсудили проблемы национального примирения в Ливане, сообщил турецкий журнал The Journal of Turkish Weekly.
Давудоглу выразил удовлетворение турецкого правительства в связи с последними выборами в Ливане в июне и процессом национального примирения между оппозиционной "Хизбалла" и парламентским большинством "14 марта".
Независимый ливанский политолог считает, что роль Турции в примирении национальных партий Ливана сведена к минимуму, так как Анкара не имеет тесных исторических и политических связей с ливанскими партиями.
Турции, по его мнению, может быть отведена "моральная роль" в установлении национального примирения между оппозицией и правительством как мусульманской стране, принимающей участие в региональных конфликтах на Ближнем Востоке. Однако Гейдар считает, что даже Египет, выступающий посредником во многих процессах перемирия в арабских странах, не смог помочь Ливану на пути национального диалога.
Основной этап национального диалога в Ливане проходит между проиранской партией "Хизбалла" и прозападной коалицией "14 марта", возглавляемой Садом аль-Харири, который одержал победу на парламентских выборах и должен сформировать новый кабинет министров. Однако "Хизбалла" отказывает от требований "14 марта" отдать право вето в парламенте президенту и прекратить вооружаться отдельно от ливанской национальной армии.
В прошлом году ливанское правительство передало "Хизбалле" право на вооружение в случае нападения Израиля на страну.
Гейдар считает, что основным препятствием для Турции в Ливане станут армянские фракции, имеющие влияние в Ливане на протяжении длительного времени.
В результате выборов в июне шесть армянских депутатов получили места в парламенте.
"Это станет главной проблемой для Турции, если она захочет сыграть прямую роль во внутренней политике Ливана", - сказал Гейдар.
Однако, по его мнению, в будущем Анкару следует рассматривать как главного посредника в перемирии между Ливаном и Израилем.
Роль Турции в отношениях арабских стран и Израиля становится геостратегической, считает ливанский политолог.
"Благодаря своей стратегической роли Израиль провел две большие войны - в Ливане в 2006 году и в секторе Газа в 2009-м, что привело к ослаблению военных сил внутри страны", - считает Гейдар. На сегодня Турция единственная страна в регионе, которая может помочь Израилю с внешней поддержкой, считает Гейдар, поэтому стратегические связи Турции с Израилем и сбалансированная политика с арабскими странами в будущем станут одним из стратегических шагов в арабо-израильском примирении, в частности в Ливане.
"Единственное, что можно ожидать в Ливане от роли Турции, - это перемирие с Израилем в будущем. Пока этот вопрос не получит широкого обсуждения, однако в будущем станет одной из главных стратегий",- сказал Гейдар.
Ранее Анкара стала основным и единственным посредником в непрямых сирийско-израильских переговорах, которые возобновились в прошлом году после восьмилетнего перерыва. Несмотря на пятый раунд переговоров, Сирия и Израиль не смогли договориться о начале прямого диалога, а в декабре, после атаки Израиля на сектор Газа Дамаск прекратил мирный процесс.
Турецкое правительство заявило о готовности вновь стать посредником, если стороны договорятся о новом раунде переговоров.
Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]