...

Олимпиада: Полное соответствие современности

Общество Материалы 8 августа 2008 14:38 (UTC +04:00)

Александр Горбунов, спортивный обозреватель, для "РИА-Новости"

В окружении шести приносящих китайцам счастье цифр - восьмерок - Пекин торжественным открытием очередной летней Олимпиады включился в соревнование за право считаться городом, сумевшим провести самые запомнившиеся в истории человечества Олимпийские игры. Церемонии открытия - важнейшая составляющая часть этого соревнования. Каждая олимпийская столица лезет, не считаясь с затратами и временем на подготовку, из кожи вон только для того, чтобы отведенные на красочное мероприятие три с половиной часа заставили заговорить о себе весь мир, прильнувший, разумеется, к телевизорам во время прямой трансляции события.

Церемонии открытия, давно превращенные в не имеющее никакого отношения к спорту шоу, сравнивают. Их ранжируют. На них, как на демонстрациях мод, следят за тем, кто как одет. По ним пытаются судить о степени заидеологизированности спортсменов из той или иной страны. Последний раз, к слову, идеология на Играх доминировала двадцать лет назад в Сеуле, когда, после бойкота двух Олимпиад подряд (в 1980 году своих спортсменов не послали в Москву многие страны Запада, протестуя тем самым против ввода советских войск в Афганистан; четыре года спустя на такой же демарш пошли социалистические государства во главе с Советским Союзом, не поехавшие в Лос-Анджелес) вновь сошлись в спорте "социализм" и "капитализм", и каждый строй стремился подтвердить свое превосходство спортивными достижениями. В Пекине преимущества социализма намерены доказать своими победами хозяева Олимпиады, готовившие своих атлетов в условиях строжайшей секретности.

Романтическая составляющая Олимпиад давно загнана в угол. Барон Пьер де Кубертэн, стоявший в конце ХIХ века у истоков возобновления проведения Олимпийских игр, испытал бы состояние шока, доведись ему хотя бы краешком глаза взглянуть на то, во что превратились состязания олимпиоников. Неприкрытое вмешательство политики. Диктат крупного бизнеса. Разрушенные деньгами олимпийские идеалы. Смена гражданства ради получения прибыли...

Но у каждого исторического отрезка свои "погремушки", и нынешние Олимпиады, что зимние, что летние, - полное соответствие периоду, в котором они проводятся. Хуана-Антонио Самаранча, предыдущего президента Международного олимпийского комитета, нещадно критикуют за то, что именно он превратил Игры в коммерческое предприятие. Но критики при этом почему-то не задаются вопросом: до какого года просуществовали бы Олимпиады в том случае, если бы Самаранч и его единомышленники по международному спортивному движению не предприняли бы в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века радикальных шагов.

Самаранч, во-первых, резко поднял цены на телевизионные права трансляций с Олимпийских игр - права, которыми владеет МОК. Только за последние восемь лет, к примеру, МОК получил от телевизионщиков 8 миллиардов долларов. Только за то, что разрешил показывать Игры. Но телевидение, в свою очередь, осознавая степень собственной финансовой для МОКа важности, уверенно приступает к диктаторским методам. Финальные соревнования по плаванию впервые в истории олимпийского спорта будут проходить в утренние часы. Против этого резко выступали спортсмены, тренеры, представители Международной федерации плавания, но МОК настоял на своем: только утром, потому что так решили на купившем телеправа канале NBC - телезрителям из Северной Америки удобнее смотреть любимые ими финальные состязания пловцов именно в эти часы. А на спортсменов, которым придется во второй половине дня участвовать в предварительных заплывах, потом проводить напряженную перед финалом ночь, утром выходить на решающий старт, а второй половине этого же дня плыть отбор на другой дистанции - плевать.

При Самаранче был снят запрет на участие в Олимпиадах спортсменов -профессионалов. До снятия запрета в Играх выступали только профи из стран соцлагеря, числившиеся студентами, рабочими, милиционерами, учителями, шахтерами - кем угодно, но только не спортсменами, хотя зарабатывали на жизнь только спортом. Официально появившиеся на олимпийских турнирах профессионалы привели за собой дополнительную армию спонсоров, оказавшихся готовыми сотрудничать с МОК, международными Федерациями по видам спорта и самими спортсменами. Олимпийские игры постепенно стали прибыльными, а значит - выгодными для городов, получавших право на их проведение. В Пекине, скажем, ожидается 3-х миллиардная прибыль. Прибыльность и престижность привели к заметному коррупционному уровню на стадии выбора городов, и МОКу пришлось объявить войну взяткам, которыми представители будущих олимпийского столиц искушали членов Международного комитета. В ходу были исключительно ценные подарки, оплата учебы детей и внуков в известных вузах, дорогостоящие круизы, недвижимость.

Но профессионалы привели на Олимпиады не только спонсоров, но и фармакологов, ученых, занимающихся, в частности, проблемами генного допинга и стволовых клеток, химиков, микробиологов, психологов: все они должны содействовать главному - получению олимпийских медалей, денег, контрактов на будущее, и не имеет никакого значения, что в этом будущем из-за воздействия препаратов, неоправданного вмешательства в организм врачей могут возникнуть необратимые проблемы со здоровьем. Впрочем, соревнования на Олимпиадах здоровых людей, добивающихся побед не за счет подмены анализа мочи или вливания чужой крови, - это из времен барона Кубертэна, восклицавшего: "О, спорт! Ты - мир!". Как же, "мир", если Грузия в день открытия Олимпиады нападает на Южную Осетию, а грузинские резервисты по всеобщей мобилизации собираются не где-нибудь, а на тбилисском стадионе.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Лента

Лента новостей