Азербайджан, Баку, 7 октября /корр. Trend Т.Коняева/
Существует несколько серьезных причин, которые препятствуют восстановлению связей между Египтом и Ираном, поэтому в ближайшее время не стоит ожидать улучшения отношений между двумя странами, считают эксперты.
"Существовало серьезное расхождение интересов двух стран, - сказал Trend по электронной почте профессор антропологии Университета Макгилл, научный сотрудник Фонда по защите демократии Филип Карл Зальцман (Philip Carl Salzman). - Если не принимать во внимание арабо-персидские и суннито-шиитские различия, имеется несколько препятствий для восстановления хороших отношений между Египтом и Ираном".
Египет и Иран, разорвавшие дипломатические отношения в 1979 году, намерены в ближайшее время возобновить регулярное двустороннее авиасообщение. Соответствующее соглашение подписали в воскресенье руководители организаций гражданской авиации двух стран. Оно заменит аналогичное соглашение от 1976 года.
Первый египетский самолет авиакомпании Smart приземлился в среду в международном аэропорту Тегерана спустя более чем тридцать лет. Однако официальный Тегеран заявил о том, что пока не думает о восстановлении дипломатических связей с Египтом.
По словам Зальцмана, Египет в течение достаточно долгого времени считался региональным лидером на Ближнем Востоке, но сейчас Иран претендует на это звание, с чем Египет не может согласиться.
В качестве другого препятствия он указал активное вмешательство Ирана в соседние с Египтом страны. "Газа является проблемой для Египта (как и для Израиля), а Иран еще больше усугубляет ситуацию, - сказал Зальцман. - Это может расцениваться как посягательство на суверенитет Египта и его территорию".
Кроме того, по его словам, не стоит забывать, что Израиль сосед Египта, с которым он заключил мир, а Иран не прекращает словесные нападки на Израиль.
"Я уверен, что египетская сторона предпочла бы, чтобы Тегеран замолчал в отношении Тель-Авива, так как Египет пережил три дорогостоящие войны против Израиля, в то время как расположенный дальше Иран не был вовлечен в них, - сказал Зальцман. - Это еще одна причина нежелательного для Египта иранского вмешательства".
Египет был одним из основных участников военного противостояния с Израилем во время Суэцкой войны 1956-1957 годов, Шестидневной войны 1967 года и войны на истощение, длившейся с 1967 по 1970 год.
В 1978 году на саммите в Кемп-Девиде (США) было достигнуто предварительное израильско-египетское мирное соглашение, а в 1979 году в Вашингтоне пребывавшие в то время на постах президентов Менахем Бегин и Анвар Садат подписали окончательный договор о мире между Израилем и Египтом, который получил название Кемп-Девидские соглашения.
По мнению Зальцмана, позиция Каира могла бы стать гораздо ближе к позиции Тегерана при радикальной смене режима.
"Даже менее радикальная смена правительства может привести к переоценке [отношений между Египтом и Ираном], но необходимо ответить на вопрос: а что полезное может сделать Иран для Египта, что стало бы стимулом для преодоления существующих (вышеупомянутых) препятствий?"
Политический обозреватель Египта по ближневосточным вопросам Эль-Сайед Хани также считает, что отношения между двумя странами не могут быть восстановлены, пока официальные лица в Тегеране заявляют, что не намерены улучшать отношения с Египтом.
"В таком случае не стоит ожидать каких-либо шагов от Каира, - сказал Trend по телефону из Каира Хани, заместитель главного редактора газеты "Аль-Джумхурия". - Иран должен направить свою политику на Ближнем Востоке в положительное русло: отказаться от поддержки групп, деятельность которых приводит к нагнетанию напряженности в регионе, как например, деятельность "Хамаса" в Газе, и прекратить угрожать странам Персидского залива, в частности Бахрейну и ОАЭ".
По его словам, на фоне такого политического курса Ирана в регионе не стоит ожидать улучшения отношений между Каиром и Тегераном.
"Возобновленные полеты между Каиром и Тегераном сыграют важную роль в развитии экономических, торговых и культурных отношений между странами, - сказал Хани. - Однако восстановление дипломатических отношений зависит от улучшения политики Тегерана на Ближнем Востоке, координации своих действий в регионе и проведения консультаций с другими странами".
Дипотношения между Каиром и Тегераном были разорваны в 1979 году после исламской революции в Иране и предоставления Египтом политического убежища свергнутому шаху Мохаммаду Реза Пехлеви.
Тегеран, в свою очередь, был категорически против подписания мирного договора Египта с Израилем. Одна из тегеранских улиц названа в честь убийцы заключившего договор президента АРЕ Анвара Садата - лейтенанта египетской армии Халеда аль-Исламбули, казненного в 1982 году. Этот факт до сих пор считается серьезным препятствием на пути восстановления отношений.
Научный сотрудник Вашингтонского совета по внешним связям Томас Липман (Thomas W. Lippman) считает, что у Египта нет стимула восстанавливать отношения с Ираном, потому что Иран поддерживает "Хизбалла" и "Хамас" и продолжает свою ядерную программу.
По мнению иранского эксперта по Ближнему Востоку Гасана Ганизаде (Hassan Hanizadeh), визиты официальных представителей обеих стран не могут улучшить отношения между ними, так как между Египтом и Ираном по-прежнему имеется много неясностей.
"Изменение отношения Египта к Ирану в положительную или отрицательную сторону зависит от США, - сказал Trend по электронной почте Ганизаде. - Правительство Египта и во времена правления бывшего президента Анвара Садата, и нынешнего президента Хосни Мубарака находилось и находится под влиянием стран региона и мира".
Египту, по его словам, выгоден кризис в отношениях с Ираном, потому что он всегда считал Иран своим конкурентом как в регионе, так и в мире.
Кроме того, Египет защищает границы Израиля и обеспечивает безопасность Палестины, за что США и западные страны предоставляют ему значительную помощь в сфере экономики и обеспечения безопасности.
"Египет после получения этой помощи даже при всем желании не может улучшить отношения с Ираном", - сказал Ганизаде.
С другой стороны, в вопросе улучшения отношений с Ираном существуют разногласия между политическими силами и силами безопасности, считает иранский эксперт.
"Египетские политики заинтересованы в налаживании политических связей с Ираном, так как осознают влияние и роль Ирана в исламском мире и в регионе, - сказал Ганизаде. - Однако руководство сил безопасности считает, что восстановление отношений с Ираном может нанести урон национальной безопасности Египта".
По его мнению, несмотря на возобновление авиасообщения между Тегераном и Каиром, что можно считать одной из положительных мер по ликвидации разногласий между Ираном и Египтом, для улучшения отношений между двумя странами необходимо пройти долгий путь.
В подготовке материала принимали участие У.Садыхова, Т.Джафаров.