...

Великая Свекровь Насиба Зейналова - от Передвижного колхозного театра до знаменитого сундука (видео-фотосессия)

Культура Материалы 10 марта 2011 13:50 (UTC +04:00)
Великая Свекровь Насиба Зейналова - от Передвижного колхозного театра до знаменитого сундука (видео)
Великая Свекровь Насиба Зейналова - от Передвижного колхозного театра до знаменитого сундука (видео-фотосессия)

Азербайджан, Баку, 10 марта /корр. Trend Life Вугар Иманов/

Семь лет без Великой азербайджанской "Гайнаны" Насибы Зейналовой - выдающейся актрисы театра и кино, народной артистки, лауреата Госпремий, обладательницы ордена "Слава", депутата...Этот заслуженный список можно продолжить до бесконечности и может не случайно, посвятив более 60 лет своей жизни сцене, Насиба Зейналова скончалась в День национального театра 10 марта 2004 года в возрасте 88 лет.

Насиба Зейналова - дочь купца и одного из основателей азербайджанского профессионального театра Джахангира Зейналова, родилась 20 апреля 1916 года в городе Баку. Семья бежала в Иран до начала мартовской резни 1918 года, когда большевикские и армянские отряды "Дашнакцутюн" вырезали азербайджанское население города. Отец Зейналовой умер на корабле по пути домой, в сентябре 1918.

Уже в раннем детстве маленькая Насиба проявляла особый интерес к искусству, театру.
В 1932 году она поступила в драматический кружок Рза Тахмасиба. С 1934 года в Баку стал действовать колхозно-совхозный театр, который также назывался сезонным театром (так как работал с апреля по октябрь). Вот как актриса вспоминала свой дебют: "Началась моя карьера с Передвижного колхозного театра. Это была небольшая группа кочующих актеров. Я пришла туда и сразу получила роль в спектакле "Алмаз" Джафара Джаббарлы в постановке Алескера Шарифова. Мне нужно было произнести всего одно предложение, но, вы не представляете, как я была счастлива!".

В 1938 году Зейналова поступила на работу в открывшийся Азербайджанский Государственный театр музыкальной комедии, откуда и начался ее путь к славе. Актриса сыграла свою первую роль на сцене этого театра - цыганки в спектакле " Женатый холостяк". Успешный дебют на долгие годы связал судьбу актрисы с этим коллективом. Множество незабываемых образов сыграла в театре и кино Насиба Зейналова, но самой незабываемой ролью на сцене стала Джаннет хала в пьесе Меджида Шамхалова "Гайнана" (Свекровь). Эта роль стала визитной карточкой народной артистки, особенно, после экранизации произведения. Всеобщая любимица навсегда остаться в истории театрального искусства.

Азерпаша Нейматов, председатель Союза театральных деятелей: "Все, что делала на сцене Насиба Зейналова, было очень высокого класса. Каждый из ее образов, особенно тех, что она создала на сцене Театра музыкальной комедии, всегда отличались друг от друга. Это было настолько интересно, что каждый из них любишь по-своему. Но, наверное, самой лучшей ее ролью стала главная роль в спектакле и фильме "Гайнана" - это была незабываемая свекровь! "

Алигисмет Лалаев, заслуженный деятель искусств, директор Государственного театра музыкальной комедии: "Это была поистине великая актриса. Ее смело можно назвать самой любимой свекровью азербайджанского театра. Все роли Насибы ханум священны".

Веселой историей поделился заслуженный деятель искусства, доктор театроведения Ильхам Рагимли: "Я тихо пришел. Я сел в директорской ложе за занавесом так, чтобы актеры меня не видели. Спектакль "Гайнана" начался. В самый разгар спектакля она будто что-то услышала, резко поворачивается в сторону ложи, а зал со сцены очень трудно было увидеть и бросает фразу: "Теперь каждый возомнил себя моллой Ильхамом". Зрители в зале не поняли, что она имела в виду. А я понял, что Насиба ханум ко мне обращалась. В антракте она подозвала меня и говорит: "Думаешь, спрятался и я не узнаю, что ты сегодня меня пришел критиковать? Я тебя всегда увижу, не прячься". Такой вот интересный случай был".

Ильхам Намик Кямал, народный артист: "Благодаря замечательному режиссеру Гусейну Сейидзаде я снялся в популярном фильме "Гайнана" (Свекровь) с Насибой ханым. Ее искренность, готовность придти на помощь и материнская забота на протяжении всего съемочного процесса навсегда остались в моей памяти. В актерской среде очень редко встречаются такие личности. Говорят, что нет незаменимых людей, а есть неповторимые. Я не согласен с этим и утверждаю, что она действительно незаменима и ее нам сегодня очень не хватает".

Флора Керимова, народная артистка: "Я даже не знаю, что еще можно сказать о Насибе ханым кроме того, что она - Великая актриса. Как в молодом возрасте ей удавалось играть зловредных, но обаятельных старушек, например "Гайнану". Ее талант не поддается описанию. Я любила ее еще и за прекрасные человеческие качества. Помню, как мы готовились к одному из ее юбилеев, я помогала ей подобрать праздничный наряд- она была такая красивая в этом черном костюме с подаренной мною серебристой хризантемой на груди...Очень тепло становится на душе, когда я думаю об этой замечательной женщине".

Амалия Панахова, народная артистка: "Работать на съемочной площадке с Насибой ханым было как очень легко, так и ответственно. Наши пути с ней пересекались неоднократно. А однажды она даже сыграла мою свекровь в фильме "Я придумала песню" Это была великая актриса, которая навсегда вписала золотыми буквами свое имя в историю азербайджанской культуры".

Образ блистательной Свекрови на сундуке

Вета Надирова, культуролог: " Много ролей сыграла на своем веку Насиба Зейналова. Но, как и у ее отца, особо любимая одна роль (Гаджи Кара), у Насибы ханым была также неповторимая единственная роль свекрови в музыкальной комедии "Гайнана" и одноименном фильме.

Художественным образом всей постановки был кованый сундук. Сундук, как символ отсталости, невежества, устаревших взглядов и домостроевских понятий об укладе жизни, - единственная и последняя цитадель Джанет хала. Смешно выглядел он на фоне модной, благоустроенной квартиры сына. Однако это на первый взгляд. По сути, это был "мир Джанет хала", ограниченный пестрым паласом над сундуком, связкой черных четок и другой атрибутикой старообрядья. Этому укладу должен быть уподоблен мир сына, невестки, их друзей - другого Джанет не приемлет и отчаянно борется за то, что составляет не только внешний мир, но и глубокий внутренний взгляд ее на "правильную жизнь". И речь - уже об антагонизме разных моралей, обусловленных различными общественно-временными понятиями. Поэтому в спектакле Насиба Зейналова играла не просто сварливую, злую старуху, тиранящую невестку и обезволивающую сына, а уничтожала определенное социально-историческое явление - ветхий старообрядный мир.
Как тонкий искусный ювелир, актриса лепила из ценного материала своего дарования законченный, четкий, концентрированный образ старухи: ее семенящая походка или летящая, с сильным креном в одну сторону, словно подбитое крыло старой вороны (это напоминали развевающиеся складки черного келагаи, накинутого на плечи) - что означало, что свекровь недовольна невесткой. Или как Насиба ханым акцентировала внимание на мелочах: и как Джанет обувает годами лежащие в сундуке "парадные" лаковые туфли, и как она неистово толчет в ступе пряности, пытаясь заглушить бушующую в душе злость на невестку, и как она в "тяжелые" минуты обращается к портрету покойного мужа, или как по-скряжнически отсчитывает деньги племяннику, пытаясь обхитрить его, - все это, безусловно, филигранная работа выдающейся, талантливой актрисы".

Насиба Зейналова была поистине гениальной актрисой, уникальным явлением в истории азербайджанского искусства, такие как она, появляются раз в столетие...

Лента

Лента новостей