Туркменистан, Ашгабад, 8 мая /корр. Trend Г.Гасанов/
Возможность прямого выхода Европы к туркменскому газу - одна из интриг энергетического саммита в Праге, созванного сегодня по инициативе Евросоюза. В преддверии нынешнего форума - один из организаторов, президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что "следует связать Туркменистан с европейским рынком через Южный Кавказ", обратив особое внимание на "важность долгосрочного партнерства".
Туркменистан - один из ключевых поставщиков природного газа в Каспийском регионе, и в схватку за его ресурсы, подтвержденные британским аудитором GCA, в последнее время энергично включился Запад. Целью пражского саммита является обеспечение сильной политической поддержки и конкретных обязательств по развитию "Южного коридора", включая транскаспийский соединительный трубопровод. О необходимости выйти на прямой доступ к туркменским сырьевым источникам, господин Баррозу говорил в своем видеопослании к участникам конференции по обеспечению безопасности транзита энергоносителей, которая недавно прошла в Ашгабаде под патронажем ООН.
Брюссель активно ищет альтернативу в Каспийском регионе через трубопроводный проект Nabucco, цель которого обезопасить "Старый Свет" от энергетического кризиса, пережитого этой зимой из-за несогласованности в вопросах транзита между Москвой и Киевом. Баррозу в ходе своего визита в Ашгабад отмечал, что "газовый кризис, разразившийся в январе, подал знак о том, что нужны серьезные гарантии для бесперебойных поставок энергоносителей, и ЕС будет добиваться диверсификации источников", в том числе из Туркменистана.
Официальный Ашгабад открыто пока не говорит о присоединении к Nabucco, но уже предпринял ряд шагов, которые придали большую уверенность европейским дипломатам, предлагающим свои инвестиции и технологии не только в области транспортировки, но в добыче газовых запасов. Ашгабад подписал Меморандум о долгосрочном сотрудничестве с германским энергетическим концерном RWE, состоящего в консорциуме Nabucco, что, на взгляд наблюдателей, несмотря на декларативность документа, можно назвать "окном в Европу". Ответный шаг продемонстрировал Евросоюз, дав согласие на подписание с Туркменистаном торгового соглашения, которое на протяжении многих лет отклонялось, - а это путь для европейских компаний на туркменский рынок через инвестиции и качественную торговлю.
Будучи в Ашгабаде Пьер Морель, спецпредставитель ЕС по Центральной Азии, отмечал, что "ЕС намерен оказать поддержку освоению новых ресурсов и выработке новых маршрутов для центральноазиатских производителей. Энергетическая безопасность предполагает создание и применение общих правил взаимодействия".
Проходящий сегодня саммит в Праге - беспрецедентный: впервые потенциальные партнеры по Южному коридору решили собраться на высшем уровне для обсуждения совместных интересов. По итогам планируется выйти на подписание многостороннего межправительственного договора, в том числе по Nabucco. Однако подпись туркменской стороны, как считают наблюдатели в этом документе "вряд ли появится". От участия в нем воздержался президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов - занимающий в стране все ключевые посты - в том числе премьер-министра, вместо себя он направил вице-премьера Тачберды Тагыева, куратора ТЭК страны.
В то же время, Бердымухамедов стал чаще говорить о необходимости многовариантности выходов энергоносителей на мировые рынки, о праве производителя на установление собственной цены на топливо, о важности поддержки со стороны ООН в обеспечении безопасности транзита - по восточным меркам, "уже прорыв". Да и потом, Туркменистан, как говорят местные эксперты, может себе позволить "спешить не спеша". В конце года уже появится дополнительный маршрут в Китай, который энергично взялся за реализацию "проекта века" и готов закупать ежегодно до 40 миллиардов кубометров газа по 7000-километровой газотрассе.
До сих пор, основным монополистом закупок туркменского газа была Россия, в небольших объемах для своих северных провинций покупал соседний Иран по трубопроводу, введенному в эксплуатацию в 1996 году. Как известно, независимость после распада СССР сделала пятимиллионный Туркменистан одним из богатейших государств мира по газовым ресурсам, но не самостоятельным, основные трубы проходили через Россию. Москва, отказав в квоте на прямой выход в Европу для туркменского газа (существовавшей практике до 1993 года), взяла на себя роль диспетчера.
Достаточно продолжительный период ОАО "Газпром", дешево приобретая среднеазиатский газ, перепродавал его европейцам по мировым ценам. Только в последние годы Ашгабад, Астана и Ташкент добились цен на свои энергоносители, приближенные к "коммерческим". "Это же очевидно, что для стран - производителей газа важна диверсификация потребителей и европейский уровень цен", - сказал туркменский официальный источник.
Около месяца назад, экспорт туркменского газа в РФ прервался из-за аварии на туркменском участке магистрали Средняя Азия-Центр (САЦ). Российские эксперты выдвинули версии о некомпетентности диспетчерских служб Туркменистана и изношенности трубы. В ответ МИД Туркменистана обвинил российского партнера, назвав причиной инцидента - запоздалое уведомление о сокращении отбора газа. Ашгабад также констатировал "нарушение контрактных обязательств", что обернулось для страны существенными валютными потерями. В Москве еще до аварии говорили, что покупать "законтрактованный" газ - себе в убыток, вследствие мировой рецессии спрос на сырье стал неуклонно падать. Представитель Госдепа США Джордж Крол назвал аварию на САЦ еще одним аргументом для Туркменистана в пользу поиска альтернативы.
Приехавший в Туркменистан уладить ситуацию с аварией российский вице-премьер Игорь Сечин свой доклад в Ашгабаде, как рассказывают участники, в большей степени посвятил январскому кризису, в котором ответственность возложил на несовершенство механизмов Энергетической Хартии и позиции Украины. "... Договор Энергетической хартии не оправдал ожиданий. Предусмотренный механизм оказался нерезультативен для принятия как превентивных, так и срочных мер, когда кризис уже начался", - сказал Сечин. По его мнению, несмотря на то, что в рамках энергодиалога Россия - Европейский союз действует механизм раннего предупреждения, и он был квалифицированно использован - "сигнал тревоги прозвучал во время, - адекватной реакции не последовало. - В результате возникли проблемы у европейских потребителей", - отметил Сечин.
Европейцы понимают, что Nabucco, изначально оказавшись "политизированным", тоже не застрахован от проблем. Если встанет вопрос о Транскаспийском маршруте, то по оценкам аналитиков, может всплыть тема правового статуса Каспия, до сих пор не согласованы вопросы с транзитом в Турцию, которая также, как и Россия, хотела бы примерить на себя роль диспетчера. Находившись в Ашгабаде Хелми Гюлер, министр энергетики и природных ресурсов Турции, сказал, что Анкара хочет играть важную роль в транспортировке энергоресурсов из Каспийского региона. "Турция желает установить коммерческие отношения с Туркменистаном в освоении энергоресурсов и их поставках. Мы верим, что Nabucco будет реализован" - сказал он.
Связаться с автором статьи можно по адресу: [email protected]