...

Кто пятьдесят лет пьет кровь известного писателя - разговор по душам с парадоксальным Натигом Расулзаде…

Интервью Материалы 5 июня 2018 10:39 (UTC +04:00)
Что касается жен, то хотелось бы следовать мудрому завещанию Пророка и иметь четыре жены
Кто пятьдесят лет пьет кровь известного писателя -  разговор по душам с парадоксальным Натигом Расулзаде…

БАКУ /Trend Life/ - Сегодня свой 69-й день рождения отмечает Натиг Расулзаде – известный азербайджанский писатель, кинодраматург, заслуженный деятель искусств, кавалер ордена "Шохрат", президентский стипендиат.

У Trend Life есть давняя традиция – поздравлять любимого писателя в числе первых. Беседуя сегодня с Натигом Расулзаде, мы узнали, что в юности он слыл хулиганом, что старается не зацикливаться на работе, а также он поделился с нами, о чем его спрашивают, останавливая на улице. Но обо всем по порядку…

- Натиг муаллим, мне кажется, Вы неисправимый трудоголик. Это так?

- Временами. Как работа складывается, порой не отпускает сутками, приходится соответствовать, потому что надо работать, пока работается, пока пишется, потом может исчезнуть, испариться, ведь писательство такая воздушная, зыбкая, неуловимая, капризная профессия, надо потакать всем её прихотям. А в общем-то, я даже слово "трудоголик" ненавижу, потому что это противоестественно, человек не должен быть трудоголиком, если он гармоничная личность: кроме работы в жизни есть многое такого, мимо чего нельзя пройти равнодушно, особенно писателю - жизнь надо познавать, изучать, делать выводы и все моменты жизни надо умело использовать в работе, а сидя в кабинете, перед компьютером по 25 часов в сутки, это невозможно. В жизни есть многое кроме работы – любовь, путешествия, встречи с друзьями и единомышленниками, рассветы и закаты и многое, многое другое. Поэтому я стараюсь не зацикливаться на работе, хотя когда нахлынет вдохновение, я стараюсь ловить мысли, чтобы не улетели.

- Сколько часов длится Ваш рабочий день? В день рождения сами себя с работы пораньше отпустите?

- В этом смысле у меня полнейшая анархия, и я всегда завидовал профессионалам-классикам мировой литературы, которые каждое утро вставали и работали определенное количество часов, и так изо дня в день. Это здорово. Ведь работа писателя по сути, чисто внешне ничем не отличается от работы учителя, врача, инженера, надо работать каждый день столько-то часов, как все нормальные люди, - говорю я себе, но редко следую этому правилу. У меня все рождается спонтанно, взрывами эмоций, созревших и просящихся, чтобы их выразили словами. В день рождения, и в другие праздничные дни у меня как раз появляется рабочий зуд, как ни странно. Впрочем, за долгие десятилетия в этой профессии, я уже давно привык ко многому парадоксальному во мне.

- Совсем скоро стартует Чемпионат мира по футболу, и внимание миллиардов футбольных фанатов будет приковано к игре. Скажите, Вас можно назвать футбольным болельщиком, будете следить за ходом матчей?

- Нет, я не болельщик и тем более не фанат. Но красивый футбол люблю, как все красивое, что украшает нашу жизнь. Знаете, ваш вопрос напомнил мне высказывание Феллини. Он не был фанатом, и признавался, что среди массы итальянских болельщиков, ему было неловко говорить, что он равнодушен к футболу. Когда я у него это прочитал, мне стало легче, выходит – я не один. Но с детства, можно сказать, я перепробовал многие виды спорта, которыми можно было заниматься в Баку: занимался плаванием, боксом, вольной борьбой… С 11 до 17 лет я был в секции спортивной гимнастики, учился грести на байдарке… пожалуй, только футболом не занимался, массовые виды спорта были не по мне, я с детства был ярко выраженным индивидуалистом-одиночкой. Почти все виды спорта перепробовал, а в 17 лет бросил спорт и стал хулиганом. Хулигану не пристало заниматься спортом в те годы, блатные кореши могли "засмеять", хулигану надо было курить и носить в кармане кастет. Потом бросил хулиганить и стал студентом "Политеха", который тоже бросил через четыре года и стал студентом "Литературного"… Начинать и бросать стало моим хобби, но потом, когда стал писать, бросить эту профессию уже не мог, и вот она, эта профессия, уже пятьдесят лет пьет мою кровь. Её не бросишь, она сама бросает, как красивая, капризная, взбалмошная женщина, которой посвятил всю свою жизнь.

- С футболом всё ясно, давайте поговорим о Вашем характере. По гороскопу Вы близнец. Я тут недавно прочитала, что о непостоянстве представителей этого знака зодиака ходят легенды, и это касается не только их переменчивого настроения. В той статье было написано, что у мужчины-близнеца обязательно должно быть две работы, два дома, ну и как минимум две жены… Что из этого про Вас?

- Работ у меня несколько, я в Союзе писателей, преподаю в Университете культуры и искусства кинодраматургию, но главная моя работа, конечно, перед компьютером, дома, когда я пишу. А что касается жен, то хотелось бы следовать мудрому завещанию Пророка и иметь четыре жены, но видимо, я долго обдумывал эту возможность, и теперь у меня ни одной. Тоже неплохо. Настроение переменчиво – это верно, но тут уже ничего не поделаешь, не хочется обижать гороскоп и меняться в целом.

- Из всех представителей творческой профессии, самые суеверные - актеры. Скажите, а у литераторов есть что-то, что категорически делать нельзя?

- Не могу сказать за всех литераторов, но лично моя позиция – нельзя делать подлости.

- Современный человек погряз в интернете и социальных сетях. Скажите, Вас можно назвать интернет-зависимым?

- Абсолютно нет, абсолютно и бесповоротно. Вообще, самое страшное для меня – это зависимость, а самое ценное в жизни – это свобода. Видимо, потому я и остался холостяком. Зависимость, не имеет значения от чего, на самом деле жуткая вещь – будь то алкогольная, нарко-зависимость, или просто зависимость от курения, от сигарет, или зависимость от других людей. В этом отношение мне удалось прожить свою жизнь до настоящего момента, к счастью, никогда по-настоящему не имея над собой начальства, никогда никому не подчиняясь, несмотря на то, что я работал во многих местах, но по-настоящему надо мной начальника не было. И я благодарен судьбе и своему характеру за это. Я был зависим только от творчества, когда оно нахлынет, возьмет за горло, скажет: "Хватит бездельничать, садись за работу", и я эту зависимость люблю.

- Вашими книгами зачитываются миллионы. Для тех молодых читателей, кто еще не читал Натига Расулзаде, с какого произведения посоветовали бы начать знакомство с вашим творчеством?

- С конца. С конца моего творчества, хотя, очень надеюсь, что этот конец наступит еще не скоро, но будем считать конец на сегодняшний день. С конца. Здесь, я считаю, самые зрелые, интересные и глубокие произведения. Впрочем, читатель, как и писатели, бывает разного интеллектуального уровня. И никого не заставишь читать именно то, что ему не по нраву и что ты считаешь своей вершиной. Например, книгу, вышедшую почти сорок лет назад "Всадник в ночи", ищут по сей день, меня порой даже на улице останавливают и спрашивают про эту книгу, тогда как произведения, написанные относительно недавно, намного сильнее, ярче и глубже, чем та давнишняя книга. С одной стороны мне приятно, что моё произведения до сих пор не потеряло своей актуальности и нравится читателю, с другой – мне бы хотелось, чтобы мой читатель был бы более требовательным и глубоким.

- Что Вы сами читаете и на что рекомендовали бы обратить внимание из прочитанного Вами за последние годы?

- Опять же не могу советовать, потому что вкусы разные и люди разные, не хочу навязывать свое мнение. Я с детства читал очень много. Я люблю интеллектуальную литературу, но такую, чтобы она потрясала читателя, брала бы его за душу, учила новому, заставляла развиваться. Развивать ум и воспитывать душу. Писательское слово – я глубоко убежден – не должно писаться просто так. Оно по возможности должно потрясать, надолго поселиться в сердце читателя.

- Натиг муаллим, большое спасибо за интересные ответы. Поздравляю Вас с днем рождения! Желаю здоровья, вдохновения и творческих успехов. И если можно, напоследок расскажите, над чем сейчас работаете?

- Вот это как раз относится к разряду суеверий – я никогда конкретно не говорю о той вещи, которая сейчас в работе: а вдруг не получится, и я окажусь лгуном? Чувство неуверенности до сих пор очень живо во мне, когда приступаю к работе, оно не покидает меня уже почти пятьдесят лет, но и помогает в то же время не стать плохим профессионалом. Я каждый раз начинаю новую работу со страхом, плохо сплю в этот период, бываю очень раздражен – не подходи! И только когда вещь пошла, тронулась, и ладится работа, меня немного отпускает, чувство неуверенности исчезает, и целиком погружаюсь в работу. Просто работаю, ни о чем не думая, кроме слов, строчек, образов, сюжетных линий и т.д. Просто работаю и надеюсь, что то, что пишу в настоящую минуту, будет лучше всего того, что до сих пор написано, станет вершиной.

(Автор: Джани Бабаева)

Тэги:
Лента

Лента новостей