Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости
Берлинский кинофестиваль показал, что российское кино по-прежнему интересно для европейцев. Но в "экспортном" виде. Западного зрителя привлекает не экшн в стиле а ля Голливуд, а камерная психологическая история о человеческих отношениях, снятая, желательно, в экзотических интерьерах.
Речь о картине Алексея Попогребского "Как я провел этим летом", которая получила два "Серебряных медведя" - Сергею Пускепалису и Григорию Добрыгину (они поделили приз за лучшую мужскую роль), а также оператору фильма Павлу Костомарову.
События в этом фильме с элементами триллера разворачиваются на затерянном острове в Ледовитом океане. Герои - два антипода: спокойный, основательный начальник полярной станции в исполнении Пуспекалиса и молодой метеролог-стажер, которого играет Добрыгин. Для первого Крайний Север - его основная работа, если хотите, смысл жизни; для второго же, прибывшего на практику - всего лишь интересное времяпровождение, а местами даже дуракаваляние. Ветеран в сердцах обзывает практиканта "туристом, который заехал, чтобы потом сочинение написать "Как я провел этим летом".
Конфликт поколений проиходит на фоне просторов Ледовитого океана с его фантастически красивыми закатами и летних ландшафтов Крайнего Севера (съемки фильма проходили на севере Чукотки), где бродят белые медведи.
Этот кинематографический прием - "я в предлагаемых обстоятельствах", - не нов, но за счет глубины режиссерской проработки и при наличии отличных актерских работ не первый раз приносит России заслуженные лавры на Берлинале, ориентированном на авторское кино. Отличительная особенность такого кино - демонстрация тонкости и сложности человеческого общения, что называется, крупным планом, где искренность переживаемых чувств энергетически бьет в зал.
Так было, например, с фильмом Ларисы Шепитько "Восхождение", получившим в 1977 году "Золотого медведя", где конфликт строился на противопоставлении Сотникова (Борис Плотников), слабого здоровьем, но сильного духом человека, и предателя Рыбака (Владимир Гостюхин), и перерастал в философскую притчу о Христе и Иуде. Или с картиной Глеба Панфилова "Тема" (удостоена аналогичного приза через 10 лет, в 1987-м). В нем популярному столичному драматургу (Михаил Ульянов), человеку внешне благополучному, но мучающемуся от собственной ангажированности, противопоставлен провинциальный ученый и писатель (Станислав Любшин), человек цельный и честный, которого мутит от советской лжи и официоза. "Известный драматург, обласкан зрителями и начальством. Сижу в президиумах. А счастья нет. Жизнь прошла зря" - говорит герой Ульянова и, мы понимаем, что он прав. Счастье в чем-то другом. Любопытно, что картина, выпущенная в 1979 году, пролежала на советской "полке" до 1986 года.
Узнаваема и близка европейцам и героиня Евгении Глушенко из ленты Сергея Макаэляна "Влюблен по собственному желанию" ("серебряный медведь" за лучшую женскую роль). Внешне невзрачная, но душевная библиотекарь Вера заключает с обаятельным молодым человеком Игорем (Олег Янковский) своего рода соглашение о том, что они должны влюбиться друг в друга. Такого же приза была удостоена Инна Чурикова, сыгравшая в фильме Петра Тодоровского "Военно-полевой роман" милую и интеллигентную учительницу, на которой женат главный герой (Николай Бурляев), со времен войны влюбленный в Любу Антипову (Наталья Андрейченко).
Можно вспомнить и "серебряного льва"-75 за лучшую режиссуру очень лиричному и тонкому фильму Сергея Соловьева "Сто дней после детства" с юной Татьяной Друбич, или награду за лучшую мужскую роль Анатолию Солженицыну за "Двадцать дней из жизни Достоевского" Александра Зархи (1981). В разные годы в Берлине были награждены киноработы Александра Сокурова, Киры Муратовой, Александра Аскольдова, Георгий Шенгелая, Вадим Абрашитов, Александр Рогожкин, Искра Бабич и некоторых других отечественных режиссеров.
Самобытность советского кино во многом проистекала из закрытости его от остального кинематографа, и лучшие его образцы сочетали в себе яркое авторское начало с тонким рисунком психологически достоверной действительности. Российское же авторское кино долгое время находилось в финансовом, организационном и творческом упадке. Поиск "лица не общего выражения" затянулся почти на два десятилетия. Тем отраднее думать, что ситуация меняется.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend