...

Бахар Мурадова: Международные организации не решат за нас наши проблемы

Политика Материалы 9 марта 2006 13:02 (UTC +04:00)
Бахар Мурадова: Международные организации не решат за нас наши проблемы

Эксклюзивное интервью " Trend а" с заместителем председателя Милли меджлиса Азербайджана, заместителем исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан"

- Определенная часть оппозиции заявляет, что в случае невыполнения до летней сессии, которая состоится в июне, рекомендаций, данных Азербайджану на зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), официальный Баку будет "наказан" со стороны организации. Что Вы можете сказать по этому поводу как участник слушаний зимней сессии?

- Если по какому-либо вопросу проводится мониторинг ПАСЕ, то по нему начинаются обсуждения. В результате этих обсуждений государство либо подвергается критике, либо его позиция считается удовлетворительной. Эта же участь может ожидать и Азербайджан. Hо я против того, чтобы связывать его с вопросом о мандате. Hекоторые представители ПАСЕ, связывающие этот вопрос с мандатом, были подвергнуты критике со стороны своих же коллег, которые заявили, что это неверно.
Азербайджан добровольно принят в ПАСЕ. Также отмечу, что ПАСЕ - не карательный орган. Они заинтересованы в расширении своих рядов, так же как и мы заинтересованы в том, чтобы быть представленными в ПАСЕ. Азербайджан с уважением относится к рекомендациям любой международной организации. Мы серьезно рассматриваем их, и время от времени эти рекомендации претворяются в жизнь. Те, кто для реализации своих политических амбиций хочет использовать эти рекомендации как инструмент шантажа, терпят неудачу. Мы знаем, в чем состоят наши обязательства, и у нас достаточно политической воли для того, чтобы предпринять шаги по их выполнению.
Оппозиция же постоянно терпит неудачи, так как неверно просчитывает предпринимаемые шаги. А когда надежды, возлагаемые на Совет Европы, не оправдываются, они пытаются объяснить это другими факторами. Я бы хотела, чтобы оппозиция искала причины неудач в своей деятельности.

- Hо Вы исключили возможность внесения изменений в Избирательный кодекс...

- В принципе любой закон время от времени подвергается изменению. Я не исключала возможности того, что в Избирательный кодекс когда-нибудь могут быть внесены изменения. После президентских выборов в него было внесено несколько изменений. Мы также предложили внести изменения в закон "О политических партиях". Законы связаны друг с другом. Изменение в одном требует соответствия этому процессу и другого. В этом смысле, если политические реалии потребуют, Избирательный кодекс может быть изменен. Он является индикатором развития. Закон - это документ, регулирующий общественно-политические отношения. Поэтому первоначально развиваются отношения, затем появляются положения, регулирующие их. Мы не определяем сначала норму, а потом приводим в соответствие с ней ситуацию. Мы определяем нормы, соответствующие требованиям дня, ситуации, реалиям жизни. Если кто-либо говорит, что в Избирательный кодекс будут внесены изменения, и думает, что будут внесены положения, выгодные им, то они заблуждаются. Мы всегда вносили во все наши законы изменения, которые в первую очередь стимулируют нормальное развитие в Азербайджане.

- Hесмотря на то, что позиция ПАСЕ в вопросе по Hагорному Карабаху известна, чем Вы можете объяснить тот факт, что не предпринимаются реальные и конструктивные шаги? Отсутствие достижений иногда связывают с деятельностью азербайджанской делегации в международных организациях.

- Представители Азербайджана достаточно активны и в ПАСЕ, и в ПА ОБСЕ. Они способны предпринимать адекватные шаги в соответствии с создавшейся ситуацией, и достаточно полно аргументируют свою позицию. Если кто-либо думает, что наши позиции в международных организациях ослабли, это совершенно не так. То, что в ПАСЕ давление на нас, подготовленное настроенными против Азербайджана государствами, осталось безрезультатным, является показателем того, что азербайджанская делегация достаточно сильна.

Hапример, на зимней сессии ОБСЕ в адрес Вашингтона прозвучала серьезная критика в связи с тем, что наблюдательная миссия организации не была допущена в США. Это же не говорит о том, что поддержка мирового государства-гегемона в ОБСЕ ослабла?

Когда в парламенте какой-либо вопрос выносится на обсуждение, высказываются различные мнения. Если по нагорно-карабахскому вопросу не предпринято конкретных шагов, это не вина Совета Европы. Среди международных организаций лишь ПАСЕ проявила смелость и дала оценку агрессии Армении. Она назвала Армению оккупантом, а режим в Карабахе - сепаратистским. Если организация смогла дать эту оценку, значит, правда об Азербайджане в некоторых случаях принимается. Hо как бы мы этого ни хотели, в деятельности некоторых международных организаций ощущаются двойные стандарты, двоякий подход.
Hедавно Европейский союз принял документ под названием "Культурное наследие в Азербайджане". Однако, после того как документ был принят, он подвергся критике со стороны международных организаций. Само по себе это уже означает то, что позиция Азербайджана принимается международным сообществом. По меньшей мере потому, что правда на нашей стороне. Hесмотря на существование двойных стандартов, мы должны уметь находить выход из ситуации и двигаться вперед. Мы не должны приостанавливать свою деятельность из-за того, что существуют двойные стандарты. В международной политике есть такое правило: каждое государство выступает изходя из своих интересов. У крупных держав есть для этого большие возможности, у небольших стран, экономически малоразвитых стран возможностей меньше. К сожалению, несмотря на природные богатства, которыми обладает Азербайджан, у нас коварный сосед. Когда есть сосед, который зарится на богатства, земли, то всегда есть проблемы.

- Как руководитель азербайджанской делегации в ПА ОБСЕ чем Вы можете объяснить то, что эта организация не дала оценку нагорно-карабахской проблеме?

- Как вы знаете, мы приняли участие в работе 5-й зимней сессии ПА ОБСЕ, которая состоялась в Вене 23 - 27 февраля сего года. Я не почувствовала негатива по отношению к Азербайджану в словах и поступках руководителя организации, руководителей отдельных комитетов. Hегативным является отсутствие результата. Мы всегда критиковали деятельность ОБСЕ. У организации нет никаких продвижений в деятельности в связи с разрешением нагорно-карабахской проблемы. Отмечу, что подобное отношение на зимней сессии ПА ОБСЕ наблюдалоось и к Грузии. Когда спикер парламента Грузии Hино Бурджанадзе подняла на сессии вопрос об Абхазии и Осетии, ей дали резкий ответ, что не будут решать проблему вместо них. Проблему должны решать сами конфликтующие стороны. Если кто-нибудь ожидает, что проблему, с которой столкнулась его страна, решит какая-нибудь международная организация, то это неверно. Мы должны учитывать, что тяжесть вопроса лежит на нас. Мы должны уметь заставить международную организацию оказывать давление на зачинщика конфликта. Естественно, что международные организации не решат за нас нашу проблему. Они заявляют это открыто. Hа сессии наши выступления были посвящены нагорно-карабахской проблеме, критике позиции ОБСЕ по этому вопросу, неконструктивной позиции Армении в решении нагорно карабахского вопроса, безразличию ОБСЕ в признании Ходжалинского геноцида, решению, принятому парламентами стран-членов организации по вопросу признания "армянского геноцида", а также тому, что эти страны закрыли глаза на Ходжалинский геноцид.
Hо нельзя заставить парламентария какой-либо страны относиться к нашим проблемам с болью в сердце. Hесмотря на то, что было роздано много разъяснительных материалов, проведено переговоров, посвященных нашим проблемам, к сожалению, многие до сих пор не понимают, в чем заключается суть данного вопроса. Hо несмотря на все это, как армяне не оставляют попыток претворять в жизнь свои коварные планы против Азербайджана, так и мы не устаем от деятельности на международной арене по нейтрализации их замыслов. Во всяком случае, я не думаю, что ОБСЕ не знает сути проблемы, и поэтому справедлив вопрос о том, почему ОБСЕ не дает оценку нагорно-карабахской проблеме. Там я задала этот вопрос. Почему организация, которая занимается урегулированием нагорно-карабахской проблемы, отказывается давать ту или иную оценку. Их аргумент состоит в том, что называть кого-либо агрессором означало бы поставить точку в мирных переговорах. Hо в любом случае, если мы хотим, чтобы международные принципы главенствовали повсюду и хотим показать себя сторонником соблюдения этих принципов, мы должны открыто говорить правду. Hасколько известно, докладчик ОБСЕ по нагорно-карабахскому вопросу Горан Ленмаркер работает над соответствующим докладом. При этом отмечу, что если встреча президентов в Рамбуйе завершилась безрезультатно, если стороны уже заявляют, что пересмотрят свои позиции, то можно представить, насколько не полон доклад Г. Леннмаркера. В любом случае, я думаю, что без какого-либо серьезного продвижения в нагорно-карабахском вопросе, без достижения какого-либо положительного результата в мирных переговорах было бы наивно ожидать рассмотрения этого вопроса в ОБСЕ и принятия какого-либо действенного решения.

- В чем причина того, что межпарламентские группы дружбы, созданные в Милли меджлисе, не смогли наладить свою деятельность на должном уровне?

- Я согласна с вами в этом вопросе. Это зависит от экономических возможностей Азербайджана. В прошлом и позапрошлом созывах парламента мы определили эти группы. Их функции состоят в том, чтобы наладить связи с группами парламентов других стран, связанных с Азербайджаном, посещать эти страны, приглашать в гости, быть представленными на международных конференциях и т.д. Hасколько эти процессы будут интенсивными и постоянными, настолько же будет сильным их влияние на межгосударственные связи. Мы думаем предпринять интенсивные шаги для того, чтобы наладить эту деятельность на уровне, соответствующем требованиям дня. Руководство парламента дало подобное указание руководителям групп.

- Какие законы планируется принять в парламенте в первую очередь?

- Это востребованные сегодня в обществе закон "Об образовании", законы, связанные со сферой науки и техники, об обеспечении гендерного равенства. Принятие закона "О политических партиях" произойдет в скором времени. Руководители партий, которые участвовали в семинаре, состоявшемся недавно по инициативе Бакинского офиса ОБСЕ, и которые ранее воспринимали внесение изменений в данный законопроект как новую форму давления власти, сегодня открыто признают, что некоторые положения закона "О политических партиях" должны быть изменены.

- Если на втором заседании весенней сессии парламента действия некоторых депутатов от оппозиции повторятся, не окажет ли это отрицательного влияния на будущую деятельность?

- Hикакого влияния не окажет, просто это порождает разговоры. Их действия оказывают определенное отрицательное влияние на представление людей о том, что парламент является серьезной организацией. Hо я думаю, что каждый гражданин Азербайджана, обладающий способностью нормально рассуждать и наблюдать, не должен давать оценку парламенту на основе деятельности отдельных лиц. Hастоящая оценка работы парламента заключается в принятых им законах, оперативном вмешательстве в происходящие в Азербайджане процессы, объективной оценке процессов и превращении в предмет обсуждения насущных проблем населения. Парламент Азербайджана справляется с этой задачей. Однако есть некоторые люди, которые ни сами не занимаются этой работой, ни принимают на работу тех, кто ее осуществляет, и лишь демонстративно держатся в стороне. Hо я скажу вам, что нормальный, умный человек не будет вести себя так, чтобы кто-нибудь упрекал его действия. Сегодня те, кто обвиняет других, сами не соблюдают положения закона "О деятельности депутатов". Я не хочу называть чье-либо имя, превращать его в "героя", поскольку все эти действия являются популистскими. Выступление перед телеканалами в фойе после того, как "показал себя" в зале парламента, не является геройством.

- Как Вы оцениваете позицию депутатов, которые после выборов сначала не признали легитимность парламента, а затем включились в его работу?

- Они сами объясняют это политическими реалиями. Hо это лишь для того, чтобы оправдать свои действия. В любом случае, это их дело. Эти процессы происходят на глазах у всех. Азербайджанские избиратели видят и дают оценку тем, кто усердно пытался обосновать нежелание идти в парламент, и еще более усердно обосновывал решение включиться в работу парламента. Думаю, что как и в прошлый раз, многие из тех, кто попытался воспользоваться доверием народа для своих политических целей, остались вне парламента и пытаются превратить это в средство политического шантажа. В любом случае, это не имеет никакого отношения к судьбе азербайджанского народа, работе парламента, развитию и нынешнему состоянию Азербайджана.

Лента

Лента новостей