...

Переговоры по обмену иранского урана зашли в тупик – эксперты

Политика Материалы 22 апреля 2010 09:00 (UTC +04:00)
Переговоры по обмену 3,5-процентного урана на обогащенное до 20 процентов топливо для Тегеранского реактора зашли в тупик, и все новые предложения Ирана являются частью тактического маневрирования.
Переговоры по обмену иранского урана зашли в тупик – эксперты

Азербайджан, Баку, 21 апреля /корр. Trend Т.Коняева/

Переговоры по обмену 3,5-процентного урана на обогащенное до 20 процентов топливо для Тегеранского реактора зашли в тупик, и все новые предложения Ирана являются частью тактического маневрирования, считают эксперты.

"Ситуация тупиковая, - сказал Trend по телефону Владимир Евсеев, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. - Несмотря на все свои заявления, Иран сейчас не может ни обогащать уран до 20 процентов, ни производить сам ядерное топливо. В то же время Иран постоянно затягивает процедуру передачи низкообогащенного урана (НОУ) и, по-видимому, хочет выиграть для себя какие-то преференции".

В конце прошлой недели глава МИД Ирана Манучехр Моттаки сказал, что Иран планирует провести переговоры с 14 государствами-членами Совета безопасности ООН и непрямые переговоры с другими странами в связи с планируемой сделкой по обмену урана.

По словам Евсеева, сложилась абсолютно нелогичная ситуация: существует проблема, и существует путь ее разрешения, но Иран не хочет идти по нормальному пути ее решения, говоря о недоверии к французам.

В октябре прошлого года был предложен план, согласно которому при посредничестве МАГАТЭ, низкообогащенный (3,5 процента) иранский уран должен был быть экспортирован в Россию для дообогащения почти до 20 процентов, а затем во Францию для переработки в топливо для Тегеранского медицинского реактора. Однако Тегеран заявил, что готов купить более высокообогащенный уран или обменять со своими запасами при условии, если обмен состоится на иранской территории.

Мировые державы и МАГАТЭ со штаб-квартирой в Вене ответили отказом на предложение Ирана.

Евсеев считает, что в настоящий момент вопрос об обмене упирается не только в Иран, но и в США.

"Сейчас не совсем ясно, сколько урана нужно вывозить, так как нынешние запасы НОУ превышают две тонны, соответственно количество урана, которое Иран готов обменять, уменьшилось, - сказал Евсеев. - США могут на это не согласиться".

Он также добавил, что США могут убедить Францию в этом не участвовать. Сделать это, по его мнению, будет очень легко, учитывая тесные взаимоотношения между Вашингтоном и Парижем и крайне агрессивную позицию Николя Саркози по отношению к Ирану.

Согласно инициативам МАГАТЭ, исходным материалом для планируемого к поставкам в Иран зарубежного ядерного топлива должны были послужить 1,2 тонны наработанного на предприятии в Натанзе НОУ, что составляло 80 процентов всех имеющихся у Ирана запасов (по подсчетам экспертов - 1500 кг). Однако в настоящий момент иранские запасы 3,5-процентного урана составляют 2200 кг, то есть Иран говорит о передаче почти 50 процентов имеющихся у него запасов.

В действительности нет никаких реальных изменений в иранской позиции, полагает эксперт по Ирану Константин Костен (Konstantin Kosten).

"Аналогичные предложения Иран делал и ранее, неоднократно заявляя о своей готовности согласиться на обмен при изменении первоначальных условий, включая неопосредованный обмен и обмен на иранской территории", - сказал Trend по электронной почте Костен, глава программы по Северной Африке и Ближнему Востоку Немецкого совета по внешним отношениям (DGAP).

По его словам, Иран пытается выйти сухим из воды из продолжающихся переговоров "шестерки" о дальнейших санкциях, публично подтверждая время от времени свою готовность к сделке.

"Эта стратегия направлена на то, чтобы избежать жестких санкций, а также, возможно, чтобы оттянуть переговоры "шестерки", но в том же время нет ощущения, что Иран действительно очень беспокоится о предстоящих санкциях", - сказал Костен.

США и ряд западных стран обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Для предотвращения создания ядерного оружия и приостановления ядерной программы Ирана западные страны ведут переговоры о применении энергетических санкций против Ирана.

По мнению европейского эксперта Жан-Паскаля Зандерса (Jean Pascal Zanders), различие в количествах НОУ, который иранская сторона готова обменять, является частью стратегии переговоров иранцев, цель которой - отложить решение Совбеза ООН о дальнейших санкциях.

"Ключевым элементом этой стратегии является раскол между Китаем и другими постоянными членами [Совбеза ООН], - сказал Trend по электронной почте Зандерс, сотрудник Европейского института по изучению вопросов безопасности. - Иран надеется, что Китай воспользуется своим правом вето".

До сих пор Россия и Китай, два постоянных члена Совбеза ООН, выступали против введения новых жестких санкций в отношении Ирана, настаивая на дипломатическом решении проблемы. Однако в середине апреля китайская сторона заявила, что поддерживает проведение Совбезом ООН стратегии "двойного пути" в отношении Ирана, предполагающей сочетание санкций и переговоров.

Вторым пунктом стратегии Ирана, объявленной на Тегеранской конференции, Зандерс назвал привлечение к процессу обсуждения 14 из 15 членов Совбеза (и США через посредников).

"Совбезу требуется девять голосов "за" (в том числе никаких возражений со стороны постоянных членов), поэтому Иран вовлекает в процесс также непостоянных членов, некоторые из которых с пониманием относятся к аргументам Ирана (например, Бразилия, Ливан и Турция)", - сказал он.

Членами Совбеза ООН являются 15 стран, пять из которых это его постоянные члены - Великобритания, Китай, Россия, США и Франция. Остальные десять непостоянных членов избираются на двухгодичный срок, и сейчас ими являются Австрия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Габон, Ливан, Мексика, Нигерия, Турция, Уганда, Япония. Для того чтобы провести решение о новых санкциях, США и их союзникам нужно большинство - 9 из 15 голосов, причем никто из пяти постоянных членов Совбеза не должен проголосовать против этого (так называемое право вето).

Против ужесточения режима санкций в отношении Ирана высказались два очень важных непостоянных члена Совбеза ООН - Бразилия и Турция. Ливан является еще одним государством, которое, скорее всего, тоже не поддержит любые санкции против Ирана и, вероятно, воздержится, чтобы не вызывать новых конфликтов внутри самого Ливана.

Третьей возможной причиной для нынешнего маневрирования Ирана, по словам Зандерса, является предстоящая в следующем месяце конференция по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Основной причиной неоднократных срывов переговоров по обмену ураном из-за новых требований и предусловий Ирана Зандерс считает отсутствие единства в иранском правительстве в период между октябрем и декабрем 2009 года.

"После спорных президентских выборов было много скрытой политической борьбы между различными фракциями, и, как следствие, не было никого, кто был бы в состоянии говорить авторитетно от имени правительства", - сказал он.

Зандерс добавил, что срок для ответа, установленный президентом Обамой в конце декабря, истекает, и вполне возможно, что иранское правительство в настоящее время обладает более единым мнением, что приводит к более тактическому маневрированию.

Немецкий политолог иранского происхождения Мехран Барати считает, что причинами очередного заявления Ирана о готовности вести переговоры об обмене топливом являются надежда на неприятие Россией и Китаем возможных санкций против Ирана со стороны США, Франции и Германии, а также действие уже существующих санкций.

"Иранская сторона считает, что сможет найти один способ как для продолжения процесса обогащения урана, так и для поддержания своего имиджа", - сказал Trend по телефону Барати, член исследовательского центра в Берлине.

Он добавил, что, если найдется способ обменять одну тонну для реактора в Тегеране, то создадутся условия для обмена последующих партий.

"Если Иран захочет сохранить свой имидж, ему для этого создадут необходимые условия, но проблема состоит в том, что Иран играет в игры, - сказал Барати. - В настоящий момент мировому сообществу, особенно России, такие игры Ирана надоели, и Иран сейчас это осознает".

В подготовке материала принимали участие Е.Остапенко, Т.Джафаров

Тэги:
Лента

Лента новостей