...

"Я критикую сам себя", - президент компании "Rast Production" Рашад Гашимов

Интервью Материалы 15 октября 2007 14:57 (UTC +04:00)
"Я критикую сам себя", - президент компании "Rast Production" Рашад Гашимов

Азербайджан, Баку, 15 октября /корр TrendLife Эльдар Гусейнзаде/

Пик популярности группы "Раст" пришелся на девяностые годы. Тогда этот коллектив был одним из первых глотков новой, современной музыки. Их песни входили в европейские чарты. Но, к сожалению, в последнее время "Раст" слышно все меньше. Недавно группу пригласили участвовать в кастинге на конкурс "Евровидения". Представит ли "Раст" Азербайджан в Белграде и когда, наконец, мы опять станем видеть группу чаще. С этими вопросами TrendLife обратился к ее лидеру, президенту компании "Rast Production" Рашаду Гашимову.

- Рашад, почему "Раст", некогда необычайно популярный, все меньше появляется на большой сцене, на телевидении?

- Считаю, что это связано с тем, что в прошлые годы коммерческая структура, относящаяся к музыкальной культуре, была умеренней. Раньше, если ты изготовлял хороший продукт, то каждый телевизионный канал просил клип, ролик. Если группа выступала с концертом, то для телевидения было престижным анонсировать его, иметь эксклюзивные права на съемку. Сейчас все работает по рыночной системе. Вне зависимости от твоего места в музыкальной культуре Азербайджана, все подпитывается с коммерческой точки зрения. С одной стороны, это грустно, но с другой - так и должно быть. Значит, нам, группе "Раст", так суждено - показываться мало. Тем не менее, наша цель отнюдь не в постоянной саморекламе. Понятно, что приятно бывает показать свои продукты зрителю, но наша задача заниматься искусством и пытаться внести какие-то новаторские оттенки в современную азербайджанскую культуру. "Раст" пока еще только на десять процентов использовал свой потенциал. Это мое мнение. На то есть очень разные причины: и коммерческие сторона, да и творческие. Ведь сегодня в Азербайджане осталось мало музыкантов. Очень часто другие эстрадные исполнители выходят на сцену с музыкантами из "Раста": ударником, басистом, клавишником. Я не могу "своим" музыкантам этого запретить. Я не враг своим коллегам, чтобы запрещать кому-то с кем-то работать. Просто мне очень обидно, что у нас нет барабанщиков, басистов, гитаристов.

- Музыкальная академия не выпускает барабанщиков, гитаристов?

- Дело не в этом. Просто сейчас все хотят петь или играть на клавишных инструментах, потому что на этом можно заработать деньги: концерты, рестораны, свадьбы. Порой видишь очень перспективного барабанщика, но он с утра до вечера на свадьбах. Таков выбор молодых. Мой отец сорок лет работал в музыкальном училище Асафа Зейналлы по классу альта. Он первым в Азербайджане переложил на скрипку все основные мугамы. И вот я хорошо помню, как в детстве спросил у него, почему, закончив класс скрипки, он вдруг начал преподавать альт? И отец ответил, что в то время один из корифеев нашей классической музыки, уже не помню кто, посоветовал преподавать альт, потому что было мало тех, кто могли бы правильно научить играть на альте. Сегодня мало педагогов, которые советуют родителям отдать своих детей, к примеру, в классы скрипки, духовых инструментов и т.д. Поэтому и молодых музыкантов в этой области музыки мало.

- Проблема молодых музыкантов еще и в том, что они свой талант растрачивают на свадьбах. Кстати, группа "Раст" на свадьбы когда-нибудь ходила?

- Никогда не ходили. Но других я не осуждаю. Ведь людям как-то надо жить. Если я не хожу, это не значит, что все должны быть такими же "ненормальными". Я не стесняюсь выступать на свадьбах, просто не хочу терять на это время. Лучше загрузить себя чем-то иным, заниматься искусством. Молодые же думают о том, что им надо будет жениться, создать благоприятные условия для жизни. Как они это сделают? На простую зарплату не проживешь. А свадьба, рестораны, какие-то презентации приносят прибыль. Это палка о двух концах. Нельзя сказать, что такое положение дел плохо или хорошо. Да, государство должно помогать, но ни в одной стране мира государство не занимается джазовыми, эстрадными коллективами и т.д. Этим занимаются продюсерские центры, меценаты, спонсоры. В Азербайджане же порой спонсируют тот продукт, который уже в этом и не нуждается, и меня это поражает. Ради Бога, пусть спонсирует, но иногда можно ведь обратить взор и на что-то другое.

Я считаю, что СМИ должно уделять внимание не только поп-музыке. Меня радует, что много сегодня стали говорить о мугаме. Один из наших радиоканалов работает в джазовом формате. Замечательно. И, тем не менее, считаю, что надо еще больше рекламировать тех, кто вносят что-то новое в азербайджанскую культуру, пытаются ее сохранить.

Еще меня мучает вопрос. Почему нет до сих пор нотных изданий сочинений, к примеру - Вагифа Мустафазаде? Я мечтаю о том, чтобы была выпущена джазовая гармония в мугаме. Это было бы прекрасным пособием. То есть, надо делать так, чтобы велась пропаганда мугама среди молодых. Необходимы книги, которые ребенок в любой музыкальной школе мог бы открыть, и для него все стало бы ясно. Я очень боюсь за своих детей и стараюсь обращать внимание, что они слушают. Да, молодые сейчас любят рэп и т.д. Ничего страшного. Но они должны слушать и джаз, и классику.

- А "Раст" Ваши дети слушают?

- Когда я делаю что-то новое, то они естественно слушают. Я прислушиваюсь к их мнению, потому что молодежь есть молодежь.

- Рашад, многих из тех, кто сейчас поют на нашей эстраде, в конце девяностых и близко к сцене не пустили бы. Вы так не считаете?

- Не надо критиковать нынешних певцов, необходимо давать что-то свое и продвигатьэто. Детей надо воспитывать во всех направлениях, так, чтобы они потом сами выбирали, что им более интересно. У нас очень талантливые дети, их надо просто заинтересовать. Родители не должны говорить: иди, стань юристом, потому что в музыке нет денег или музыка - это плохо. Я абсолютно никого на нашей эстраде не критикую. Я скорее критикую тех музыкантов, кто, критикуя других, не создаёт своё.

- Группа "Раст" мало выступает, и Вы это признаете, но ведь она должна как-то жить.

- Мы, конечно, где-то выступаем. На корпоративных вечеринках каких-то компаний, на различных презентациях. Мы занимаемся производством аудио- и видеороликов и т.д. Профессионал должен зарабатывать за счет своей профессии. К сожалению, сейчас все идет к тому, что я должен пойти на свадьбу, петь в ресторане. Что еще Вы мне посоветуете? Давать в Баку два концерта в год? Предположим, дали. Я за счет музыки сейчас заработать не могу. Может, за счет каких-то музыкальных проектов, но это бывает не часто. Сейчас я уже пришел к тому, что надо как-то продвигаться. Ведь хочется альбом записать, "выйти" с новыми проектами как в нашей стране, так и за рубежом.

- В последнее время многие говорят, что "Раст" отказался от участия на конкурсе "Евровидения". Почему? И какая музыка, на Ваш взгляд, должна представлять Азербайджан на этом конкурсе?

- В первую очередь мы не должны терять своего лица: интонации, мугамные лады. Они должны присутствовать как дополнительная краска во время выступления нашего музыканта на Евровидении. Своего Диму Билана делать не надо, хотя, конечно формат должен быть международный. С этнической музыкой туда тоже ехать не следует. Необходимо ездить чаще на Запад. Того, кого выберут для участия на "Евровидении", в первую очередь надо вывезти из Азербайджана, чтобы он выступал на европейских площадках, видел их тусовки, ездил на фестивали, набирался опыта. Вы можете назвать хотя бы одного исполнителя, который бы выехал из Азербайджана и дал концерт на крупной европейской площадке так, чтобы запомниться европейскому зрителю? Нет. Но, если нет этого, то нет и опыта. Лично я пригласил бы зарубежных педагогов по вокалу, пластике, актёрскому мастерству, которые дали бы мастер класс кандидатам на выступление на "Евровидении". Есть вещи, которые мы здесь не можем сделать.

Что же касается кастинга, то я принял в нем участие, предоставив видео- и аудиоматериал о группе "Раст". Выходить на сцену и кому-то что-то доказывать не хочу. Свое место в музыкальной палитре Азербайджана мы уже заняли. Пускай молодые себя проявляют. Для нашей страны "Раст" уже самоутвердился. Если же эта ответственность ляжет на "Раст", то у меня есть кое-какие мысли по этому поводу, и я думаю, что если такое произойдет, то я постараюсь, во всяком случае, все сделать правильно. Но если я почувствую, что в чем-то "Раст" сегодня к этому не готов, то подобную ответственность на себя не возьму, во всяком случае, в нынешнем сезоне. В этом году мы с Мурадом Дадашевым были на Евровидении в Финляндии, где по поручению Министра Культуры и Туризма Абульфаса Гараева, наладили контакты с оргкомитетом, и даже близко познакомились с одним из представителей Совета директоров конкурса. Там нам указали путь, по которому надо идти. Но для этого нужно время: год, полтора неустанной работы. Главное достойно представить Азербайджан. Выйдем мы в финал или не выйдем - не важно. Все-таки "Евровидение" - конкурс, скорее политический, нежели музыкальный. Пускай лучше про нас скажут - они были лучшими, но им не дали голосов, чем мы попадем в финал, и про нас скажут, что, мол, случайность. Лучше не попасть в первую тройку, но показать, что мы профессионалы.

Лента

Лента новостей