...

Техническое оснащение – это "минусище" азербайджанского кино – режиссер Рамиз Фаталиев

Интервью Материалы 6 августа 2007 15:48 (UTC +04:00)
Техническое оснащение – это "минусище" азербайджанского кино – режиссер Рамиз Фаталиев

Азербайджан, Баку, 6 августа /корр TrendLife Эльдар Гусейнзаде/

Кино в Азербайджане начинает постепенно приобретать определенные контуры. Да, процесс нас ожидает нелегкий, но важно, что он уже начался. Подобных серьезных шагов за последние 15 лет еще не делалось, так что все происходящее сейчас в кинематографе настраивает на положительный лад. Рамиз Фаталиев один из тех деятелей отечественного кинематографа, кто активно трудится как в Азербайджане, так и за рубежом. Он работает над рядом проектов. К примеру, скоро должен выйти фильм "Судьба государя", снятый им по государственному заказу, а ближе к сентябрю ожидается начало съемок картины, где он выступил соавтором сценария. Обо всем этом и, вообще, о сегодняшних процессах в азербайджанском кино в интервью TrendLife с Рамизом Фаталиевым

- Рамиз муаллим, какие у вас впечатления после прошедшего Дня кино?

- Честно говоря, замечательные. Я, правда, не большой ходок на подобные мероприятия и вообще по натуре не тусовщик, но кино - это болезнь, которая всегда со мной и я с удовольствием пришел поздравить своих коллег. День кино меня порадовал по двум причинам. Во-первых, то, что я увидел на экране. В хорошем смысле строгий, без всякой парадности, простой отчет за прошлый год. Еще там было несколько кадров, связанных с министром культуры и туризма Абульфасом Караевым, и он, выйдя на сцену, замечательно пошутил, что скоро, видимо, тоже станет актером, потому что слишком часто появляется на экране, чем ненавязчиво подчеркнул свою скромность, а также дал понять, что не его снимать надо. Во-вторых, вчерашнее присуждение (пусть на меня не обижаются те, кто периодически получают какие-то звания) было одним из самых справедливых за последние годы. Наградили людей, которые это заслужили в разной степени давно. Рафик Алиев, человек, который очень много потрудился и в театре, и в кино. У него минимум шестьдесят-семьдесят картин и бесчисленное количество ролей в театре. Ялчин Эфендиев. Несмотря на то, что мы считаем друг друга молодыми парнями, но он уже на самом деле патриарх нашего кино. Нурия Ахмедова - актриса, к сожалению, не полностью раскрывшаяся, но думаю - только пока. Потому что сейчас ее можно снимать и снимать. Надеюсь, что режиссеры более трезво отнесутся к ее личности и таланту. Это одна из самых талантливых азербайджанских актрис на моей памяти, а она охватывает уже лет сорок. То есть, все звания были присуждены по справедливости.

- А вообще сама система присуждения этих званий не устарела?

- Она не просто устарела, а с самого начала была несостоятельна. Представим себе, к примеру, народного артиста штата Калифорния Роберта де Ниро... Это смешно. Какие бы звания ни присуждались, для меня Насиба Зейналова всегда была и будет народной артисткой всего СССР, хотя такого звания у нее не было. Есть масса актеров, которые не получили звания. Зачем далеко ходить? Владимир Высоцкий при всей его неимоверной популярности вообще не имел никакого звания.

- А у вас оно есть?

- Однажды утром я проснулся и прочитал в газете, что я заслуженный деятель искусств Азербайджана. Это было лет двадцать пять назад. Но поверьте, что от этого я не стал ни талантливей, ни лучше, ни хуже, да и счастья особого не привалило. Для нормального деятеля искусства счастье должно складываться из того вклада, который ты внес. Рустам Ибрагимбеков может считать себя счастливым без всяких званий, хотя у него много государственных премий. Но это Рустам Ибрагимбеков - автор "Белого солнца пустыни", "Допроса", "Урги", "Утомленных солнцем" и т.д. Его звания - это названия его фильмов, постановок. Но люди мыслят по-разному, я их не осуждаю никоим образом, потому что страсть к званиям - это своего рода фетишизм. Одним он свойственен, а другие ему не подвержены. Вчера он был заслуженным, сегодня народный. И что изменилось? Правда, говорят, что тогда хоронят в другом месте. Но если уже думать о похоронах, то тогда зачем жить?

- Скоро стартует проект "Куклы", где вы принимаете участие...

- Да, сценарий я написал вместе с Чингизом Расулзаде, который и будет его режиссером. Это его первая полнометражная работа. Режиссер он молодой. И, думаю, что все у него получится.

- Идея "Кукол" давно вами разрабатывалась?

- Нет, она принадлежит режиссеру. И первый вариант сценария, который был написан, тоже принадлежит ему. Он, на мой взгляд, придумал очень интересную, достаточно необычную историю. Речь идет о молодых людях, работающих живыми куклами на Бульваре в конце восьмидесятых годов. И вот потом происходят известные политические события, вторжение советских войск, конфликт с нашими соседями. И они оказываются перед выбором. А что в итоге получилось, увидите после выхода фильма.

- Вы в прошлом году, если не ошибаюсь, работали над фильмом "Судьба государя"?

- Да. Я снимал его по сценарию Эльчина, написанному по мотивам пьесы Ильяса Эфендиева "Государь и его дочь". Если честно, я назвал картину "Деревья не плачут". Уж не знаю, что в итоге получится. Так получилось, что в самом конце съемок я ушел. Тем не менее, от съемочного процесса получил большое удовлетворение. Группа подобралась очень хорошей. Я снимал с блестящим оператором Дильшадом Фатхулиным. Работать с его группой было огромным наслаждением. И актеры подобрались прекрасные: Фахраддин Манафов, Гюняш Алиева, Рафик Алиев, Парвиз Мамедрзаев. Над фильмом работал один из лучших продюсеров постсоветского пространства Вагиф Асадуллаев. Но как ни странно, именно с ним произошел конфликт, какой обычно бывает в дружной семье. Он вел всю подготовительную работу к фильму, находил павильон, заказывал декорации пушки, ядра. Провел огромную работу до моего появления на картине. Я пришел практически на все готовое. Поэтому если кто-то и должен был уходить, то это я. Потому что эта работа - детище Вагифа Асадуллаева. Сам фильм об Ибрагим хане Карабахском. Здесь рассказывается о первых годах заселения Карабаха армянами. Сейчас фильм находится на стадии озвучивания. По идее, этот фильм должны были сдать в этом году, но работа над ним затянулась.

- Практически во всех ваших фильмах снимается Фахреддин Манафов. Это ваш любимый актер?

- Я считаю, что это один из лучших азербайджанских актеров, которому по плечу любые задачи. Таких актеров, как и в любой другой стране, бывает мало. И у нас таких мало. Фахраддин Манафов, Фуад Поладов, Рафик Алиев, актеры, которые все могут. В этом нет ничего странного, так и должно быть. Есть комедийные, есть драматические актеры, а вот актеров, которые могут сыграть почти все, у нас наперечет. Один из них Фахраддин Манафов. Да и работать с ним - удовольствие. Ему надо на съемочной площадке давать свободу. И он сам замечательно все сделает. А если его загонять в какие-то рамки, то он хиреет.

- Вы говорили о том, что серьезным минусом сегодняшнего кинематографа является его техническое оснащение.

- Это не просто минус, а большой и жирный "минусище". Сейчас есть государственная поддержка, формируются кадры, пишутся сценарии, открываются продюсерские центры, находятся спонсоры. Вы будете смеяться, но сейчас в азербайджанском кино только одна камера. Также нельзя. Поэтому сейчас оборудование берут в аренду в России, в Иране. Причем у нашей камеры нет даже видеоконтроля. Режиссер, как много лет назад, снимает все вслепую. Пленку проявляют в опять же Иране или России. Представляете, все время мотаться то в одну страну, то в другую. Я слышал, недавно в Иране запороли какое-то количество кадров, и теперь придется переснимать их заново. А ведь у съемочной аппаратуры есть еще ряд дополнительных технических приборов: осветительные, тележка и рельсы.

- Они тоже старые...

- Их просто нет, все арендуется. У нас ничего нет. А ведь именно этим определяется язык современного кино. Конечно, мы стараемся выходить из положения. Например, вместо рельсов катаем камеру на автомобиле и т.д. Во время Дня кино показывали фильм "Дом". Я соавтор сценария. Так вот, фильм блестяще сделан с творческой точки зрения, но представьте себе, что снят он обычной видеокамерой Dvcam.

- А с творческой точки зрения проблемы есть? Существуют ли достойные кадры, которые в силах поднимать кинематограф?

- Есть. Лично я готов ответить за два новых имени. Работу одного из них мы видели на Дне кино. Его зовут Асиф Рустамов. Затем Алииса Джаббаров. Они оба из продюсерского центра "Дервиш". В августе запускается картина под названием "Узел". Сценарий мы написали вместе с Асифом Рустамовым. И я уверен, что это будет маленькое событие. Фильм короткометражный. Видите, в процессе интервью я вам уже три новых имени назвал. Я с ними работал и знаю их способности. Конечно, ничего гарантировать, невозможно, но как говорил Горбачев процесс пошел, а это уже радует!

Лента

Лента новостей