Азербайджан, Баку, 21 сентября /корр TrendLife Эльдар Гусейнзаде/
Фильм "Жизнь Джавида" стал одним из "гвоздей" фестиваля "Восток-Запад". В этой картине было занято немало известных актеров. Да и вообще, говорят, что это один из самых, если не самых дорогой фильм в истории азербайджанского кинематографа. TrendLife встретился с режиссером картины, народным артистом Азербайджана Рамизом Гасаноглы и поговорил не только о "Жизни Джавида", но и о отечественном кино в общем.
- Рамиз муаллим, почему Вы обратились именно к биографии Гусейна Джавида?
К сожалению, многие сейчас не знают кто такой Гусейн Джавид, ведь нынешняя молодежь почти не читает книг. А свою историю и культуру надо знать. В 2004 году Анару был заказан сценарий экранизации знаменитой трагедии Гусейна Джавида "Иблис". Начав вникать в материал, Анар пришел к идее сделать фильм о самом Джавиде. Он даже хотел сам снять эту картину. Но в силу различных обстоятельств работать над фильмом стал я. Вернее, он мне предложил снять ее совместно, но в силу его занятости работать над картиной стал я. В "Жизни Джавида" представлены основные этапы биографии Гусейна Джавида, наиболее драматичные периоды его жизни. Все это сделано для того, чтобы нынешнее поколение получило по возможности полное представление о том, кем же был Джавид. Я считаю, что тридцатые годы прошлого века вообще очень плохо охвачены в отечественном кинематографе. У нас практически нет фильмов о жертвах тех страшных репрессий. Эта тема разве что эпизодически поднималась в нашем кино. Например, в фильме Расима Оджагова "Комната в отеле". А ведь в Азербайджане были репрессированы и расстреляны двадцать семь писателей. Сотни тысяч людей были либо сосланы, либо расстреляны. И мне кажется, что Анар совершенно справедливо предложил перевести экранизацию "Иблиса" в другую плоскость. Так и появилась "Жизнь Джавида". Насколько получился наш фильм, судить зрителям.
- К сожалению, премьерный показ фильма в рамках фестиваля "Восток-Запад" прошел в театре "Ибрус", а не в кинотеатре "Азербайджан", и посмотреть фильм смогли не все.
- Дело в том, что пока мы демонстрируем только цифровую версию картины, потому, что качественной копии еще нет. Ее только начали делать. А цифровая версия не дает возможности показать фильм на большом экране. Этой проблемой занимаются в отделе кино Министерства культуры и туризма. Очень надеюсь, что они, продюсер фильма Расим Гасанов, который представляет продюсерский центр "Новая волна", смогут добиться того, чтобы появилась нормальная копия. А существующая меня никак не устраивает. И я об этом уже говорил.
- Работа над фильмом, его сценарием велась более двух лет, тогда как сам съемочный процесс шел, как Вы говорите три месяца. Все-таки долго делали "Жизнь Джавида".
- Анар начал работу над сценарием в середине 2004 года. В 2005 картина была запущена. Но снимали только три месяца. На Западе говорят, фильм готов, осталось его снять. Можно сказать, что мы работали и по этому принципу. В остальное время шли монтажные работы, озвучание. Все это долгий процесс. Да и потом, во время съемок нас преследовал какой-то злой рок. Насколько сложной была судьба самого Джавида, настолько сложен был и съемочный процесс. У нас были неудачи как в технической части, так и в творческих моментах. Мы ведь начинали снимать картину с другим актером в главной роли. А в процессе работы поняли, что пошли по неверному пути и заменили актера.
Если продолжить тему актеров, то "Жизнь Джавида" - это один из самых "многонаселенных" фильмов последнего времени. Здесь семьдесят один персонаж. Это немало. Только в роли Джавида снималось три актера. Джавида в детстве сыграл маленький мальчик из Нахичевани. Юного Джавида исполнил Имам Меджидов, чье портретное сходство с Джавидом того прериода очень велико. А зрелого Джавида сыграл Расим Балаев. И я считаю, этот фильм вернул в большое кино Расима Балаева, который сыграл в азербайджанском кино немало очень сильных мужественных людей. К сожалению, в последнее время он немного отошел от кино. Надеюсь, что эта работа займет в биографии Расима Балаева достойное место. Я помню, когда мы монтировали картину, Расим все время спрашивал меня, как все получается. И я ему ответил тогда, мол, тебе, Расим, за фильм будет не стыдно. А он мне задал встречный вопрос: "А тебе?". "Я стараюсь, чтобы и мне не было стыдно", - ответил я.
- Фильм снят так, как Вы изначально и задумывали?
- Как вам сказать? Мы живем в Азербайджане, и все получиться идеально просто не может. Ведь кино давно выбито из колеи. Тот кинематограф, который был до развала Советского Союза, уже не существует. Нет прежней инфраструктуры, того сработавшегося коллектива. Кино включает в себя несколько сот профессий. Многие профессионалы ушли из кино, чтобы как-то существовать, другие просто потеряли способность к работе и т.д. А новых профессионалов нет, потому что негде было учиться. Очень хорошо, что сейчас открывается школа кино Рустама Ибрагимбекова, и он мне предложил вести в ней курсы. Для меня это очень лестно, и в то же время я очень волнуюсь, потому что прошел достаточно насыщенную творческую жизнь, встречался со многими людьми в кино и знаю, что такое, когда профессионалы отдают тебе свои знания. Поэтому сейчас поднимаю все свои записи, лекции студенческой поры, чтобы представить себя на месте ребят и понять, что было бы интересно услышать сегодняшним студентам.
- Несмотря на все эти проблемы, Вы собрали неплохую съемочную группу.
- Да, и я этому очень рад. Мы сотрудничали с Анаром, и он от нас старался не отходить. На всех стадиях работы был рядом, начиная от съемок и до озвучания. Анар один из авторов "Жизни Джавида".
Оператором картины стал Исрафил Агазаде. Это была его первая работа в большом кино. Художник-постановщик - Адыль Агаев. Человек он очень талантливый и буквально одержимый своей профессией. Ну , а композитором фильма является Джаваншир Кулиев, который, как мне кажется, в представлении не нуждается. Мы с ним работаем последние двадцать пять лет. Единственная проблема фильма на сегодня - отсутствие качественной пленки. То, что мы продемонстрировали на фестивале, только отголоски того качества, которое должно быть.
А как бы Вы оценили в целом сегодняшнее положение дел в азербайджанском кино?
- У нас очень плохо с техническим оборудованием, потому как пленку приходится обрабатывать или в России, или в Иране, или в Белоруссии. Наша кинофабрика была оснащена всем необходимым в шестидесятые годы. Но со временем оборудование пришло в негодность, и его надо было заменять. Это время пришлось на период политических потрясений в Азербайджане. Сменилась власть, мы стали независимыми, было совсем не до кино. Сейчас же республика встает на ноги, и получаемые от нефти деньги дают возможность не только улучшать социальное обеспечение людей, но и подумать о том, чем занять их умы и души. То, что оглашено в распоряжении президента о развитии материально-технической базы отечественного кино, вселяет надежды на то, что наш кинематограф рано или поздно поднимется. Хотя пока наше кино как стояло перед большими проблемами, так и продолжает перед ними стоять. Но некоторое движение уже началось. Появились молодые кадры, новые инициативы как со стороны Министерства культуры и туризма, так и отдельных предпринимателей от, так скажем, малого бизнеса. А будущим азербайджанского кино я считаю сегодняшнюю молодежь, поэтому ей надо оказывать всякую поддержку. Меня радует, что есть распоряжение президента о премировании молодых писателей, художников и композиторов. Уверен, что в дальнейшем то же будет и в сфере кино. Этот процесс, я не сомневаюсь, скажется положительно на развитии азербайджанского кинематографа.