...

Азербайджанки, как неаполитанки… у меня в Баку поет душа - киргизский киноактер Азиз Бейшеналиев

Культура Материалы 11 июля 2007 18:07 (UTC +04:00)
Азербайджанки, как неаполитанки…  у меня в Баку поет душа - киргизский киноактер Азиз Бейшеналиев

Азербайджан, Баку,11 июля /корр. TrendLife Вугар Иманов /

В Баку, на острове Пираллахы, закончились съемки художественного фильма по заказу президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о политическом деятеле Мустафе Шокае (реж. Сакен Нарымбетов). После съемок исполнитель главной роли, киргизский киноактер Азиз Бейшеналиев встретился с нами, и своими впечатлениями о двухнедельном пребывании в Баку поделился с читателями TrendLife. Отметим, что Азиз Бейшеналиев известен своими ролями в фильмах "Параграф 78" (реж. Михаил Хлебородов), где он играл вместе с российскими актерами Гошей Куценко, Владимиром Вдовиченковым и Анастасией Сланевской, и "Кочевник" совместного казахско-российско-американского производства (реж. Сергей Бодров, сценарий Рустама Ибрагимбекова). В этой исторической кинодраме он сыграл роль Рагбата - младшего брата главного отрицательного персонажа, джунгарского военачальника Шарыша (актер Марк Дакаскос). Кроме того, он запомнился зрителям по фильмам "Великие династии Российского государства", "Джекпот для Золушки", "Богатство", "Дронго", "Трио", "Буюк Амир Темур" и "Райские птицы", последний был представлен в прошлом году на кинофестивале "Восток-Запад".

Однако роль в фильме "Мустафа Шокай" - это особый случай. "Когда я прочитал сценарий, - начал А. Бейшеналиев, - и стал искать дополнительные материалы, то столкнулся с тем, что люди нашего поколения ничего не знают об этой грандиозной странице казахской истории. Мустафа Шокай во время ВОВ в течение трех месяцев спас 180000 мусульман из немецкого плена, а ведь в советское время его считали предателем и создателем Туркестанского легиона. Хотя он отказался это делать и даже написал об этом Гитлеру. Он погиб в конце 1941 года при невыясненных обстоятельствах, а Туркестанский легион был создан в 1942 году. Поэтому я считаю, что этой ролью мне оказана честь внести вклад в реабилитацию памяти Мустафы Шокая. Самое сложное после съемок фильма - это физическая усталость, она, к счастью, начинает ощущаться лишь, когда всё заканчивается.

Но здесь в Баку столько солнца и моря, такие гостеприимные люди, что у меня поёт душа. Я уже 10 лет живу в Москве, где испытываю огромный дефицит солнца. Там полгода зима, остальные полгода - дожди и тучи, а в Баку мне очень хорошо, я в состоянии эйфории от обилия солнца и чистого неба. На севере небо плоское, не такое бездонное, как здесь. Я даже не могу сказать, что здесь тяжело поработал - просто замечательно отдохнул. А какие у вас замечательные и красивые девушки!!! У меня создается впечатление, что нахожусь не на Востоке и не в Закавказье, а где-то в Средиземноморье - на побережье Неаполя. У ваших женщин совершенно итальянский типаж - глаза, волосы, фигура...

- А вы не боитесь, что ваша супруга прочитает эти слова и устроит вам дома взбучку?

- (Смеется) Моя жена Галия - казашка и очень мудрый человек. Когда она прочитает мои слова, она обрадуется, что у меня такой хороший вкус. Кстати, у меня двое сыновей - 17-летний Ильяс и 5-летний Сейтек. И еще, двоюродный брат моей матери по отцу - азербайджанец. Он вырос и родился в Баку, а его супруга тоже азербайджанка - тетя Солмаз. Сейчас они переехали в Узбекистан, но от тети Солмаз с детства я много слышал о Баку и, оказавшись здесь впервые, рад, что мои ожидания не обманули меня.

- Вы знакомы с азербайджанским кинематографом?

- Естественно. Один из последних понравившихся мне фильмов - это "Мерзавец", а в детстве мне очень нравился "Насими". Я даже закрывал глаза, когда видел сцену его казни. Я работал на многих киностудиях республик бывшего Союза и заметил, что кинематограф находится в угнетенном состоянии, потому что требует солидных инвестиций. К сожалению, наши молодые государства не всегда могут себе это позволить или не всегда отдают себе отчет в важности пропаганды национальной культуры посредством кино. Но здесь я узнал, что у вас принята специальная государственная программа по возрождению кинематографа, и это радует. В Казахстане, после фильма "Кочевник" кинематограф стал мощно возрождаться. Кстати, в этом "приложил руку" и ваш земляк Рустам Ибрагимбеков - генеральный продюсер и автор фильма. "Кочевник" потребовал колоссальных материальных, интеллектуальных и душевных вложений. Благодаря ему, молодые казахские кинематографисты пустились в соревнование и хотят доказать, что могут снимать на своей земле не хуже, чем иностранцы. Тем более, что уже есть современная техническая база - после фильма "Кочевник" на киностудии осталось всё необходимое оборудование.

- Вы работали с кинематографистами различных стран бывшего СССР. Какая разница в школах?

- Существует не столько географическая, сколько разница поколений в подходе к кинорежиссуре. У режиссеров старшего поколения совсем иное видение картины, чем у молодого. Дело не в уровне, а в характере работы.

- Вы родились в Бишкеке и являетесь киргизом, но все время говорите о казахском кинематографе. А не было бы лучше приложить свои усилия на возрождение киргизского кинематографа?

- Каждый воин, каждый народ, каждая любовь должны иметь свое отечество, но, к сожалению, от актеров мало что зависит. Актер, как марионетка, он не может выбирать - он может сидеть и ждать. У нас нет, как у вас государственной программы, но был бы счастлив помочь родному кинематографу. И даже, при дефиците свободного времени, если меня пригласят, готов работать и без гонорара.

Лента

Лента новостей