...

В Москве очень просто выжить и пробиться, если ты – беспринципная сволочь – писатель Эдуард Багиров

Интервью Материалы 16 декабря 2008 11:17 (UTC +04:00)
В Москве очень просто выжить и пробиться, если ты – беспринципная сволочь – писатель Эдуард Багиров

Азербайджан, Баку, 16 декабря /корр. Trend Life Вугар Иманов/

В гостях Trend Life - автор нашумевшего в минувшем годув России бестселлера "Гастарбайтер" Эдуард Багиров. Эта книга почти автобиографическая, произведение целиком основано на реальных событиях, в нем - биографии людей, которые после распада СССР потеряли дом, родных и в какой-то степени родину...

Эдуард родился в 1975 году в Туркмении. Отец - азербайджанец, мать - русская. Потеряв в 11-летнем возрасте отца, Эдуард познал все тяготы жизни. Чтобы помочь матери, занялся челночным бизнесом. Из Москвы возил всякий дефицит, который продавал на базаре в родном городе Мары. Впрочем, и об учебе не забывал и закончил 10 классов без единой "тройки" в аттестате... Представляем читателям Trend Life откровенное интервью нашего соотечественника, волею судьбы оторванного от родины. Эдуард сейчас живет в Москве. Прошел тяжелый путь от грузчика и мелкого торговца до руководителя собственной строительной организации. Писатель, публицист, главный редактор литературного клуба "Литпром", член Всероссийского Азербайджанского конгресса.

- Как ваш отец оказался в Туркмении? Кем были ваши родители? Есть ли родственники в Азербайджане?

- Мой отец в Туркмении родился. Дед когда-то приехал туда из Ирана, да так там и остался. Родители мои были самыми обычными людьми, вполне себе среднестатистическая советская семья, никаких интересных подробностей. Родственники в Азербайджане где-то есть, но пути наши с ними разошлись, когда я был совсем маленьким, и с тех пор мы не общаемся. В Азербайджане был весной этого года по приглашению моего друга, депутата Милли Меджлиса Анара Мамедханова, а жил в доме великого Рустама Ибрагимбекова, каковым фактом очень горжусь. К этому человеку я вообще отношусь с безграничным уважением, ну и плюс еще близко дружу с его детьми. Также выступал в Баку с лекцией в БСУ. Следует отметить, что студенческая аудитория этого вуза очень живая, пытливая и любознательная; мы прекрасно пообщались. Баку вообще один из лучших городов мира, в которых мне доводилось бывать.

-В СМИ было опубликовано, что вы бежали из туркменской армии из-за проблем с законом. А оказавшись в Москве в 18-летнем возрасте, все-таки попали на два года за решетку. В чем причина?

-Это был очень тяжелый период начала распада СССР, когда простому человеку было невозможно выжить, так или иначе, не нарушив закон. Поэтому я совершенно не испытываю никаких угрызений совести за то, что мне тоже приходилось это делать - я хотел жить. Нас просто поставили в такое положение. А в Москве меня посадили за дело, и я считаю, что это хорошо, и что произошло это весьма своевременно. Иначе могло бы кончиться куда хуже. А так, я - один из крайне малочисленных в стране людей, на которых пенитенциарная система произвела самый благотворный эффект. Понятное дело, что после освобождения закон я больше не нарушал.

-Почему вы решили написать книгу об одной из наболевших проблем современного общества - мигрантах, гастарбайтерах?

- Потому что мне было очень много что рассказать на эту тему. И оказалось, что таких, как я, - сотни и сотни тысяч. Эти люди стали моими благодарными читателями. Их письма по "Гастарбайтеру" приходят ко мне ежедневно, хоть роман вышел уже полтора года назад; поток этот все не иссякает, и думаю, что это надолго - слишком много людей пережили то, что описано в романе.

-Говорят, на презентации книги заявлением "Я -азербайджанец" вы поставили на место зарвавшегося журналиста?

- Да, был такой случай. На презентации "Гастарбайтера" некий журналист ироничным тоном поинтересовался, что, будучи рожденным в Туркмении и проживая в Москве, какое я вообще имею отношение к Азербайджану. Я коротко ответил: "Самое непосредственное: я - азербайджанец". И вопрос был мгновенно закрыт.

- Цитаты из книги: "...я москвичей ненавижу... Потому что все они гниды! Если бы знал, как мы их в армии мудохали...". А также: "В Москве нормальный человек жить не станет! Тут даже жениться не на ком, здесь все бабы - зажравшиеся проститутки, им только деньги нужны". "Звери вы, русские!" - говорит другой. А вот теперь о москвичах говорит сам герой: "Это люди с поврежденным мозгом...". Или главный герой рассуждает о Санкт-Петербурге: "Дух Питера - это кислая вонь обсосанных и заблеванных подъездов". Ваши комментарии... - О чем говорят эти цитаты, вложенные в уста героев?

- Без контекста - ни о чем не говорят. Это просто отрывки из фраз моих героев. А вообще не следует забывать, что у главного героя романа лучшим другом являлся русский, коренной москвич.

- И еще говорится о дружбе одного азербайджанца и двух армян...

-Лично для меня люди не делятся по национальностям. Мне в жизни много кто помогал. Были среди этих людей и армяне. Когда человек вытаскивает тебя из тяжелейшей жизненной ситуации, тебе и в голову не придет интересоваться его национальностью. А друзья-армяне у меня есть и посейчас, и не вижу ни единой предпосылки что-либо в этом менять. Не каждый армянин обязательно дашнак.

-Не является ли слово "гастарбайтер" оскорбительным, означающим "человека второго сорта"? Не чувствуете ли себя в российской литературной среде гастарбайтером?

Я - гражданин Российской Федерации, а никакой не гастарбайтер. И уж точно не считаю тех, кто когда-то приехал в Россию, людьми второго сорта. Я не настолько примитивен, извините.

-Трудно ли гастарбайтеру сохранить человеческое лицо в современной России?

- Любому человеку, который испытывает огромные трудности, да еще и беспросветные, сложно при этом сохранить человеческое лицо. Об этом, собственно, мой роман и написан. Всё зависит от человека. На самом-то деле в Москве очень просто выжить и пробиться, если ты - беспринципная сволочь. Обманом, жульничеством и рвачеством в таком огромном городе заработать деньги совсем не сложно. Другой вопрос, готов ли ты на это. Герой "Гастарбайтера" - не готов. Лично я - тоже. Мне повезло - я смог добиться того, чего хотел, не прибегая к унижающим мое достоинство методам. Чего каждому и желаю.

- Почему некоторые россияне так негативно относятся к нероссиянам? Почему "базарщики" и уголовники затмевает ученых, писателей, художников, музыкантов, интеллигенцию?

-Могу задать встречный вопрос: а почему на территории бывшего СНГ так плохо относятся к россиянам? Видите, как все непросто? На самом деле образы каждый волен видеть сам. Оценивать людей по происхождению здравый человек не станет. А оценки и мнения всякого безмозглого кухонного скота я не считаю достойными рассмотрения, тем паче обсуждения.

-Не получается ли, что под "меч" государственного контроля над мигрантами попадают и добропорядочные граждане из бывшего СССР?

-Да, бывало и такое. Но будем надеяться, что всё это в прошлом: государство, наконец, прислушалось к нашим многолетним страданиям, и теперь процедура миграционных регистраций в России упрощена до предела. Так что прошлые унижения можно забыть, как страшный сон.

- Прожив в Москве более десяти лет, вы остались в душе провинциалом или стали горожанином? Московский столичный снобизм действительно существует, если "да", то в чем он проявляется?

-Я - абсолютно законченный москвич, в современной его интерпретации. Я и живу-то здесь только потому, что всегда безумно любил этот город, и с самого раннего детства мечтал в нем жить. Но так как родился я все же не здесь, то пресловутого снобизма во мне нет, и взяться ему неоткуда. Бывает иногда, что некоторые москвичи с досадой бросают: "Понаехали тут!", но их тоже можно понять. Человек родился и рос в одном городе, а сейчас это уже совсем другой город, зачастую ему чужой и непонятный. Разумеется, это не может нравиться всем коренным москвичам. Другое дело, что такая ситуация - уже данность, и изменить её никак невозможно.

- Ваше имя часто упоминается в различных скандалах - угрожаете тележурналисту Максиму Кононенко, проблемы с журналистом Андреем Мальгиным и избиение журналиста Кашина, на вас объявляет охоту ваш бывший партнер, депутат Госдумы Константин Рыков, рукопашной и перестрелкой заканчиваются ваши дебаты с кандидатом в депутаты Госдумы, лидером движения "Мы" Марией Гайдар. Вам взламывают электронную почту и популярный блог в "Живом Журнале", и даже поджигают дверь квартиры. Да и в личной жизни проблемы - полуторамесячный брак, а ваша старая знакомая Тина Канделаки считает, что вы не можете влюбиться в нормальную достойную женщину по-человечески... В чем причина происходящих событий?

-С чего вы взяли, что развод - это проблема в личной жизни? Лично в моей ситуации - это не проблема, а уверенный шаг вперед. А о моей личной жизни вообще знают только то, что я сам считаю возможным о ней рассказать. И это, как правило, совсем не много. В личной жизни у меня всё чрезвычайно стабильно, я много лет люблю одну-единственную женщину, просто по ряду причин мы не можем быть вместе. Вот это - проблема, но она у меня только одна.

О конфликтах с журналистами... То, что перечисленные вами люди все до единого являются журналистами - чистейшее совпадение. Я никогда не бил человека просто за род его деятельности, хотя писали обо мне столько всякого бреда, что поначалу хотелось вообще взять ружье, и перестрелять всех этих "журналистов" к чертовой матери. Но я на удивление быстро привык не обращать на это внимания. О Мальгине сейчас не будем, это просто несчастный, полусумасшедший пожилой человек, в жизни которого за последний год случилось несколько страшных несчастий, окончательно его подкосивших. И я не считаю корректным добивать давно уже упавшего. Не мои методы.

О Кононенко с Кашиным: тут все проще простого. Не секрет, что российская блогосфера, активными деятелями которой мы все являемся, давно уже превратилась в обыденную социальную константу. Причем, почти все так или иначе пересекаемся, со всеми знакомы лично, или через еще кого-то знакомого. Поэтому все эти конфликты - исключительно личного характера. Не более того. Я считаю, что в некоторых мужских конфликтах вполне уместно дать человеку по морде. Не вижу в этом ничего предосудительного. И не надо чисто по-журналистски делать из этого скандал. Это не скандал.

Что до Рыкова, то тут тоже конфликт больше личностный, нежели какой-нибудь другой. Да и лично с моей стороны он уже сошел на нет. Рыков для меня очень много сделал, и я этого никогда не забуду. Разумеется, мне и в голову не придет подавать на него в суд, или как-то иначе наносить ему какой-нибудь вред, или серьезно предъявлять какие-либо материальные претензии. Другое дело, что поначалу я очень эмоционально отреагировал на его собственные выпады, и даже громогласно заявил, что доведу это дело до конца. Но это были просто эмоции; я вообще человек эмоциональный. Так что эскалации этого конфликта с моей стороны ожидать не надо, ее не будет.

А что до перестрелок, взломов и поджогов, то это нормальный рабочий процесс человека, который никогда ни под кого не прогнется, не пойдет на компромисс с откровенными ублюдками, и не сядет с ними за стол переговоров. Это просто результат моей антифашистской деятельности. Я считаю, что фашисты должны сидеть в тюрьмах, я всегда так считал, и впредь буду считать точно также, это моя твердая позиция, с которой сам я не сойду никогда, а сбить меня с неё силой - невозможно, я их не боюсь. Вот на днях в Подмосковье отрезали голову молодому парню, рабочему из Узбекистана. И что, вы думаете, что с совершившими это я когда-нибудь стану о чем-либо говорить? Согнуть меня не получится по-любому, поэтому пытаются сломать. Но и это бесполезно. Я не прекращу своей деятельности вплоть до той минуты, пока не пересажают их всех, подчеркиваю, всех до единого человека. И никаких компромиссов тут не будет.

- Каких писателей сами читаете, знакомы ли с произведениями азербайджанских писателей?

-Я читаю очень много, самых различных писателей, и на перечисление даже сотой их доли в этом интервью просто не хватит места. Из азербайджанских хочу отметить Самита Алиева, это едва ли не лучший современный молодой азербайджанский литературный деятель, а я читал очень много писателей из Азербайджана и знаю, о чем говорю.

- Приехав в Москву без копейки в кармане из когорты "понаехавших" из бывшего СССР вы сегодня являетесь одним из популярных писателей в России. Для многих граждан СНГ Москва - это как "голливудская мечта". Вы достигли своей мечты?

- Не надо воспринимать Москву как мечту. Москву, как женщину, надо искренне любить, беречь, уважать ее, восхищаться ею, и делать для нее хоть что-нибудь, а не просто относиться к ней потребительски. Если хотите здесь чего-нибудь добиться, то просто любите, любите Москву искренне, и тогда она ответит вам взаимностью. Мне - ответила. Мне повезло.

25 ноября 2008 года свет увидел второй роман Багирова "Любовники". Роман хоть и продолжает сюжетную линию "Гастарбайтера", но является совершенно самостоятельной, отдельной историей. В нем повествуется о приезжем молодом человеке, у которого совершенно случайно вспыхивает интернет-роман. Проблема в том, что девушка - коренная москвичка из довольно обеспеченной семьи, а герой - бедный и необразованный парень из ниоткуда. Основная идея романа "Любовники" - показать, что любовь - есть, и никаких преград для нее не существует. Автор считает, что реализация этой идеи ему удалась.

Связаться с автором статьи можно по адресу: [email protected]

Лента

Лента новостей