...

Азербайджанка проводит в Париже акцию "Подари келагаи другу": "Дети не должны забывать свои корни " (фото)

Интервью Материалы 14 февраля 2013 17:06 (UTC +04:00)
Азербайджанка из Парижа проводит акцию " Подари келагаи другу": "Дети не должны забывать свои корни"
Азербайджанка проводит в Париже акцию "Подари келагаи другу": "Дети не должны забывать свои корни " (фото)

"Вышла замуж и свадебное путешествие было в Париж. Это было 10 лет назад. Мой супруг начал работать в одной французской организации, и через 9 лет его пригласили поработать в Париж. Это был сентябрь 2011-го года. И вот тут начинается наша парижская жизнь", - рассказывает Зумруд.

На сайте радио "Голос России" в рамках проекта "Окно в Россию" опубликован материал о нашей соотечественнице Зумруд Рустамовой из Гянджи под названием " Будучи гражданкой России, я остаюсь дочерью Азербайджана, а живу... в Париже..."

Героиня проекта, личность очень деятельная, окончив химический факультет Бакинского государственного университета, отправилась в Россию, где получила еще два высших образования - юридическое и психологическое. А в 2011 году переехала вместе с семьей в Париж, где коллекционирует Kəlağayi - национальные азербайджанские платки.

Представляем читателям Trend Life это интервью с некоторыми сокращениями.

- Когда о человеке ничего не знаешь, прежде всего, открываешь его страничку в Facebook`е, смотришь фотографии, заметки, ссылки, и хоть что-то тебе обязательно откроется! Так что к этому моменту я имею о Вас какое-то представление и начну с вопроса, который Вы задаете себе сами: "Кто я? Да просто гянджинка, причем со всеми подробностями на 100%. Будьте уверены!"

- Дело в том, что в Азербайджане есть два основных города, это как Москва и Питер, точно так же - Баку и Гянджа. Сейчас принято считать, что Гянджа - это культурная столица Азербайджана. По-русски там всегда говорили чище, чем в Баку, люди там были, по моему мнению, более грамотны. И где бы я ни жила, а жила я и в Баку, и в Москве, и сейчас в Париже, Гянджа мне всегда остается родным городом, и мое отношение к нему никогда не изменится.

- А есть какие-то особенности человека из Гянджи?

- Да, Гянджа - это как Сицилия! У нас там свои правила, свой, достаточно специфический говор. Так что тот, кто знает азербайджанский, сразу поймет, что вот этот диалект - гянджинский. В Гянджи очень вкусно готовят, особенно то, что связанно с большим количеством зелени, каких-то приправ. И если Баку - это блюда из теста, и Баку здесь действительно лидирует, то Гянджа - это довга, это долма, это плов и все остальное, и это все вкусно. Это очень печально отражается на фигуре, но это так. Азербайджан делится на регионы, что, кстати, роднит его с Францией, и каждый регион характеризуется какими-то определенными пристрастиями в кулинарии.

- Интересно, как началась для Вас жизнь в Париже?

- Это был восторг! Я не могла поверить, что я в Париже, я звенела, пела, начала писать какие-то рассказы. Признавалась про себя и вслух в любви к этому городу. Это был подъем, это был энергетический всплеск! И все... Потом я стала понимать, что начинаются будни...

Сегодня две мои дочки учатся в очень хорошей школе EaB - bilange. Но наше любимое образование я тоже никак не могу снять со счетов, и поэтому дважды в неделю мы ездим специально к педагогу, берем не только уроки русского языка, но и полностью всю программу, поскольку она сильно отличается от французской...

Девочки занимаются танцами у хореографа из Перми, потому что самые лучшие хореографы в Париже - это наши люди. Педагог русского языка, математики тоже наша женщина - она 25 лет проработала в России завучем в школе. Музыку преподает тоже наша Доброва Марина. А сейчас еще будут уроки азербайджанского языка при культурном центре при посольстве. И я думаю, что это очень правильно - дети не должны забывать свои корни и свой родной язык.

- Зумруд, может быть, вспомните какой-нибудь яркий случай, который произошел с Вашими девочками в Париже?

-До переезда я очень боялась за детей, как они, что? Реночке тогда было семь, а Адельке - шесть. Мы еще в Москве ходили в обычный, но замечательный садик на улице Машкова. Его посещали детки разных, разных национальностей. И здесь, в Париже произошло как бы логическое продолжение этого детского сада. А вот самый яркий момент стал для меня и самым страшным и... смешным - мои дети во сне начали говорить на четырех языках! Это меня, наверное, больше всего поразило за время жизни в Париже. Поздний вечер, тишина в доме, мы с мужем что-то смотрим по телевизору, и тут начинается! Все, что за день скопилось и все - на разных языках! И сначала ты не знаешь, как на это реагировать, потом, правда, как-то привыкли. Дети, конечно, легче всех пережили переезд, что было для нас с мужем удивительно. Ну, это всегда так бывает, они все хватают на лету, у них все это где-то укладывается.

- Зумруд, а что Вы сейчас делаете в Париже, чем занимаетесь?

- После того, как приезжаешь за границу, у тебя начинается чес. Ты хочешь обозначить, откуда ты, причем объявить это во всеуслышание. Так как школа наша международная, то в ней много людей разных национальностей. Первым делом, я пригласила всех к себе домой. Это был замечательный прием, на который пришли колумбийцы, немцы, бельгийцы, французы, финны... Это был азербайджанский плов, это был очень вкусный стол, это была азербайджанский джаз, это были рассказы о Москве, о России. Дети были в восторге! Мы как-то с самого начала представляем здесь две страны - Россию и Азербайджан. У меня лично есть две родины. Будучи, гражданкой России, я остаюсь дочерью Азербайджана. Наверное, поэтому мы очень любим Муслима Магомаева - это единственный человек, у которого было два паспорта.

А потом я придумала, как могу обозначить себя в Париже как азербайджанку. У меня есть хобби, я собираю Kəlağayi - это национальные азербайджанские платки. Все знают, что француженки любят шарфы, да и не только француженки, а вообще женщины, ведь это очень красиво! И я стала их дарить. Так что у меня такая акция - "Подари келагаи другу". Я принимаю активное участие в жизни школы, где есть много факультативов, позволяющих лучше узнать французскую столицу со всех аспектов и сторон. Так вот, в прошлом году сопровождая группу детей из школы, я обошла очень много музеев, побывала в местах, которые не знакомы туристам, делала свои "маленькие" парижские открытия во время наших Paris -Walks. Мы выезжали и за пределы города, но не так много.

Потом я стала думать, что этого мало, мне хочется чего-то еще. И вот сейчас задумала проект, который мы будем вести совместно с Гюлярой Делясуд, он называется "Париж цветной и черно-белый". Гюля живет здесь уже 15 лет, знает тут много всего, она историк по образованию. И хоть я знаю гораздо меньше, но это будет более свежий взгляд. Сами темы передач могут варьироваться. Предположим, гастрономия, музеи и искусство, образование, развлечения, мода и стиль, скидки (что очень интересует наших землячек), ну и просто бытовая жизнь и какие-то, может быть, привычки и ежедневные "приятности" парижан. Плюс ко всему, здесь есть очень много наших выходцев из постсоветского пространства.

- Скажите, сейчас, находясь вдали от России, Азербайджана, по чему Вы скучаете больше - по Москве или по своей родной Гяндже?

- Сложный вопрос. Наверное, одинаково. Вы знаете, я скучаю по той Москве, которая была несколько лет назад. Очень люблю Москву рано утром в субботу, когда можно проехать на машине по набережной Яузы, доехать до Кремля... Ничего красивее, ничего лучше я, наверное, в жизни не видела. Но ровно также я могу скучать по Баку, и еще больше я скучаю, наверное, по родному городу. Но это, наверное, ностальгия, по прошлому. Ты же скучаешь по тому хорошему, что было...

Тэги:
Лента

Лента новостей