...

Я никогда не стою на месте - Афаг Меликова

Интервью Материалы 26 апреля 2007 14:46 (UTC +04:00)
Я никогда не стою на месте - Афаг Меликова

Азербайджан, Баку, 26 апреля /корр. TrendLife Эльдар Гусейнзаде/

Азербайджанский Государственный ансамбль танца - это отдельная глава в истории азербайджанского искусства. Сегодня ансамблю 35 лет, а впечатление такое, будто этот коллектив существовал всегда. Куда бы ни отправлялась делегация по культуре нашей страны, танцоры обязательно в программе. Ансамбль танца - это всегда высокий уровень мастерства, показатель класса, а еще он несет в себе дух азербайджанской культуры, который всегда чувствуется, особенно, за рубежом. За всем этим стоит гигантская работа внешне хрупкой женщины, бессменного руководителя ансамбля танцев Афаг ханум Меликовой. Этот год был дважды юбилейным. Один - у танцевального коллектива, а другой - у самой Афаг ханум. Впрочем, по-другому и быть не могло, ведь Афаг Меликова и ансамбль танца - друг без друга представить практически невозможно.

Интервью с Афаг Меликовой TrendLife планировал чуть ли ни с самого кануна юбилея, но из-за ее чрезвычайной занятости встретиться с ней никак не удавалось. И только на днях Афаг ханум смогла выкроить время для беседы с нами. "Извините, - так она начала интервью, - что никак не могла с вами встретиться. Постоянные выступления. Вот только-только мы вернулись из Москвы, а через пару дней уже выезжаем на гастроли в Мингячевир. Постоянные репетиции...".

- Афаг ханум, давайте начнем с ваших первых шагов...

- Я занимаюсь танцами с пяти лет, именно в этом возрасте меня отдали в танцевальный кружок при Дворце пионеров. Со мной занималась замечательный педагог Берта Адамовна. У меня были в то время очень хорошие данные и я, легко сдав экзамен, поступила в Хореографическое училище. Вообще, мне с педагогами везло всегда. В училище мне преподавали народные артисты, легенды балета Лейла Векилова, Гамер Алмасзаде. В то время в училище было только классическое отделение, отделения народного танца, как сейчас, не было, оно только создавалось. И вот, когда я уже почти оканчивала училище, народная артистка Амина Дильбази предложила мне перейти в ее ансамбль песни и танца. Я поначалу отказалась, но она настаивала и, уходя, сказала: "Я жду тебя, приходи". Тщательно обдумав это предложение, я решила принять его. Все-таки к классике меня меньше тянуло. И лучше быть впереди, чем стоять в пятом ряду.

- Считаете, балерины из вас не получилось бы?

- Нет, думаю, балериной я бы не стала. Придя в этот ансамбль еще совсем молодой, с косичками, я была поражена темпами работы. В ансамбле тогда танцевали такие знаменитости как Алибаба Абдуллаев, Роза Джалилова, Туты Гамидова. Алибаба Абдуллаев быстро поставил для меня танец с веерами, "Terekeme". Я была просто счастлива. Мы с успехом выступали в нынешнем Дворце имени Гейдара Алиева, и успех был немалый. В 1975 году мне уже присвоили звание заслуженной артистки Азербайджана, в 1978 - народной артистки. В 1982 году я стала художественным руководителем Азербайджанского Государственного ансамбля.

- Порой танцовщицам очень трудно совмещать жизнь семейную с жизнью творческой. У Вас таких проблем не было?

- Я вышла замуж очень рано, в девятнадцать лет. Мой муж никакого отношения к искусству никогда не имел. У меня двое детей. Я бабушка троих внуков, так что с семьей у меня проблем не было. Да, муж мне говорил, зачем тебе работать, сиди дома. Я все обещала, что уйду завтра, через месяц, в конце года, но в итоге, до сих пор руковожу ансамблем. Я считаю себя абсолютно счастливым человеком, потому мне в семье всегда создавали условия для творческой деятельности. Я бы никогда не смогла просто сидеть дома, это не для меня. Слишком сильно я люблю свою работу, свой ансамбль.

- Говорят, Вы очень рано ушли со сцены...

- Да, в двадцать два года. Я начала сама ставить номера, вела большую работу с композиторами.

- Вы, кстати, работали с очень известными композиторами

- С Тофиком Кулиевым, Рауфом Гаджиевым, Эльдаром Мансуровым, Джаванширом Кулиевым. Сейчас, работая над музыкой к танцам, стараюсь ее синтезировать. Ведь на дворе XXI век. Людям сейчас не нужна чисто национальная музыка, нужны какие-то новшества, изюминки. Зрителю всегда хочется нового - даже в национальном. Скажем, для танца с саблями я просила написать мне такую музыку, чтобы на протяжении всего номера зрители ощущали, что на сцене настоящий бой, все должно гореть. Вообще, этот танец для меня всегда очень нервный. Когда я наблюдаю из-за кулис, у меня мурашки по коже. Ведь артисты танцуют с настоящими саблями. А вдруг кто-то ошибется и нанесет партнеру травму. Мы этот номер репетировали пять месяцев. Поначалу вместо сабель были палки. Постепенно вводили сабли, так, чтобы руки привыкали. А еще мы представили абсолютно новый восточный танец, но не танец живота, а именно - классический восточный. У нас не танцуют с открытым животом, я всегда была против этого. Мы всегда очень красиво одеваем наших артистов.

- Как проходит отбор в ансамбль?

- Ежегодно мы просматриваем двадцать пять - тридцать парней и девушек. Из них выбираем максимум по два-три человека.

- А можно ли сказать, что молодые танцоры сейчас хуже, а может, наоборот, - лучше?

- Бывает поколение очень удачное, а бывает - менее. К тому же у нас есть определенный штат, мы много народа принимать не можем. Как только освобождаются места, сразу отбираем молодежь.

- Если выпускник Хореографического училища не попадает в ваш ансамбль, куда ему еще податься?

- Есть еще Ансамбль песни и танца, Театр песни имени Рашида Бейбутова, ансамбль "Джанги". В конце концов, выпускники Хореографического училища идут учиться в другие университеты, в Театральный институт.

- Можно ли сказать, что ваша школа была сильнее сегодняшней?

- Нет, я бы так не сказала. Я и сама на репетициях, можно сказать, преподаю, много учу... Мои ученики уже получили звания народных и заслуженных артистов Азербайджана, а это немалое достижение. Среди них Тарана Мурадова, Тамила Эльдарова, Джамиля Байрамова, Юсиф Гасымов, Сабина Гасымова и другие. Я горжусь тем, что смогла вложить в них все свои знания и мастерство.

- А трудно работать с молодежью?

- Порой, да. Кто-то может сразу плавно влиться в коллектив, а кому-то требуется время. Ведь они приходят из школы, где одни требования, а в ансамбле - совсем другие. Танцевать нужно без передышки, постоянно, а это сложно.

- Афаг ханум, Вы строгий учитель?

- Очень. Многие, общаясь со мной, думают, что я очень строгий человек, но в жизни я совсем другая, не такая, как на сцене: добрая, жизнерадостная. Просто сцена - есть сцена. Я всегда очень требовательна к самой себе. Дисциплина для меня превыше всего. За те сорок пять лет, что я в искусстве, я ни разу никуда не опоздала. Если опоздаю хоть на секунду, буду сильно себя ругать. Такая же ситуация и в ансамбле. Дисциплина на первом месте. На репетициях у нас гробовая тишина, ни слова. Ведь надо понимать, что ансамбль танца - это такая же работа, как и любая другая. Из него можно уйти. Незаменимых нет. Это, кстати, касается и меня тоже. Уйдет Афаг, придет другой человек, но дисциплина должна оставаться в любом случае.

- Ваши дети не пошли по вашему пути?

- Нет. Дочка училась в школе Бюльбюля, а когда закончила, сказала: "Вот тебе мама диплом, я закончила эту школу для тебя", и поступила на филфак. Сын окончил юридический факультет. Да и внуки мои тоже к танцам не тянутся.

- Вы уже давно не танцуете, а всегда в прекрасной форме. Есть какой-то секрет?

- Я по натуре очень энергичный человек, не могу сидеть на одном месте. Да и потом, я ведь танцую на репетициях вместе с ансамблем. Из шестидесяти человек пять поймут твою задумку, а остальным-то пятидесяти пяти надо объяснять. Столько работы бывает, что сама мечтаешь, чтобы хоть пять минут перерыва, передохнуть. Работы очень много, темп высочайший и, несмотря на это, я считаю себя очень счастливым человеком.

Лента

Лента новостей