...

Другой Обама едет в другую Европу

Другие страны Материалы 31 марта 2009 13:44 (UTC +04:00)

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости

Президент Барак Обама начинает вечером 31 марта свое первое большое европейское турне. С 1 по 7 апреля у него в графике одни саммиты. И что ни саммит, то почти сплошь минное поле, присыпанное торжественным дипломатическим  протоколом. Саммит G-20 2 апреля в Лондоне, как уже ясно, не даст того, что от него ждут. Ясно, что он мало что решит, и после него придется скоро проводить еще один. Юбилейный саммит НАТО в Страсбурге и Келе (3-4 апреля) мог бы после Лондона и порадовать, если бы не союзники. Они не хотят давать США то, чего США хотят от них в Афганистане - дополнительные воинские контингенты. А Обама, собственно, для этого в Страсбург-Кель и едет.

Саммит ЕС-США в Праге (4-5 апреля) тоже не подарок, поскольку на нем явно будет все то же, что будет в Лондоне на G-20. Да плюс еще чешский премьер, председательствующий в ЕС, за пару дней до приезда Обамы сказал, что предложенные администрацией меры по оздоровлению экономики - это "путь в ад". Только этого не хватало. Был бы, как раньше, немец или, на худой конец, француз. А тут - чех, что-то новенькое. Госдепартамент в ответ уже посоветовал чешскому премьеру, правительство которого получило за неделю до лондонского саммита вотум недоверия в парламенте, лучше "заняться своими внутренними проблемами". Но настроение перед визитом уже испорчено. Даже жаль Обаму. За что ему такое. Не он проглядел назревавший экономический кризис, не он начинал войны в Афганистане и Ираке (хотя случись такое при нем,  он почти наверняка поступил бы так же, как и Джордж Буш после 11 сентября).

Наконец, не он задумывал лондонский экономический саммит G-20 и не он подбирал кандидатов на него. У многих европейских экспертов сам подобный формат встреч для решения неотложных экономических проблем уже вызывает множество вопросов. Главный - прост: если на форумах G-8  не удавалось решить острые проблемы, то как этого можно добиться на форумах с 20-ю и более участниками? Да еще без обязательных для исполнения решений? И вообще, зачем тогда прочие мировые экономические форумы, например, в рамках ООН?

Визит в Турцию 6-7 апреля, к самому верному азиатскому союзнику США в НАТО, мог бы исправить положение, если бы не надо было избирать нового генсека альянса. Нынешний уходит летом. Турки, без полной поддержки которых Америка мало что может сделать в Афганистане, взбешены предложенным кандидатом на этот пост, датским премьером Андерсом Фогом Расмуссеном. Они воцарение датчанина на главном политическом посту в НАТО уже воспринимают как афронт, оскорбление всего мусульманского мира. Анкаре более всего не нравится то, что Расмуссен в 2005 году и позже, на волне скандала с публикацией датскими газетами карикатур на пророка Мохаммеда, отказался извиниться за такое богохульство и осудить печать своей страны.

Но Расмуссена поддерживают Британия, Германия и Франция. Обама мог бы предложить кандидатуру канадского министра обороны Питера Маккейна. Но его назначение станет ломкой всей 60-летней традиции НАТО: в блоке генсеком всегда был европеец, поскольку военное командование отдано американцу. Ломка такого баланса очень не понравится Европе, для которой канадец - хоть и канадец, но все равно из Америки. А в военном отношении Канада так сильно привязана к США, что различий почти не видно.

Раздражать турок Обаме, конечно, не хочется. Но и раздражать европейцев ему тоже не к чему. У Европы и США и так разные взгляды на расширение НАТО за счет Грузии и Украины (еще не факт, что администрация Обамы от этого полностью отказалась), на сотрудничество с Россией, на участие НАТО в операциях в Афганистане. Обама, как полагают, скорее всего, попытается уговорить Турцию "принять" кандидатуру Расмуссена, а в обмен не будет настаивать на том, чтобы Анкара посылала дополнительные войска в Афганистан. 

Будучи в Стамбуле, Барак Обама, кстати, может выступить с неким подобием обращения к мусульманскому миру. После того, что делал Буш, последний антагонизирован до предела.

В общем, поездка в Европу у Обамы получается такая, что лучше бы ее  вообще не было. Справедливости ради надо бы сказать, что пока Обама не сделал ничего такого, за что его можно было бы критиковать. Это, конечно, еще не причина повторять триумфальную встречу Обамы-кандидата в Европе летом прошлого года. Обама к официальному началу европейского турне 1 апреля будет президентствовать всего лишь два месяца и 11 дней. Посмотреть на оценки деятельности Буша-младшего на этом же этапе, так в марте 2001-го говорили, что его администрация ведет дела гораздо лучше, чем ожидалось. А от Барака Обамы ведь ждут гораздо большего: надо спасти мир от финансовой и экономической катастрофы, закончить когда-нибудь войны в Ираке и Афганистане, договориться с ЕС об общих мерах против глобального потепления, восстановить отношения с Россией, сократить ядерное оружие, помириться с Ираном. Поэтому не удивительно, что и Европа и американская администрация испытывают от турне некое чувство дискомфорта. В Европе уже поняли, что многого ждать от нового президента нельзя, а Белый дом уже не готов это многое дать. Да, в другую Европу едет уже другой Обама.

По масштабности проблем, которые американскому президенту надо хотя бы попытаться решить, задач, которые предстоит выполнить и степени невыполнимости и первого, и второго другого такого турне у него уже не будет. И встреч, которые преподносила ему Европа раньше - тоже не будет. Простая Европа может еще и сохранила благожелательное отношение к новому президенту США - после Буша-младшего не так и сложно любить любого нового американского президента. Но ведущие европейские лидеры таких эмоций не испытывают. Особенно потому, что Обама все призывает их влить в экономику и банковские системы еще больше денег. По примеру США. Берлин и Париж резко против этого и полагают, что уже сделали достаточно.

Но хуже всего бьет по Обаме то, что слишком уж были сначала завышены ожидания от его прихода к власти, а затем завышены ожидания от его возможности влиять на события. Кризис оказался гораздо "несговорчивее", чем можно было предположить даже прошлой осенью. Этот кризис вообще может здорово попортить общую картину его европейской поездки.

И уже испортил. Обама, например, навряд ли сможет произвести в Старом Свете нечто запоминающееся. Некую фразу для истории. Для всех президентов США, которые посещали континент в кризисные годы, помощники обычно готовили яркие, захватывающие изречения, почти лозунги, которые европейцы помнят по сей день. Трудно даже представить, что можно было изобрести для Барака Обамы.  Обама не сможет сказать нечто подобное кеннедиевскому "Я берлинец" в 1961-м или рейгановскому "Мистер Горбачев, снесите эту стену" (о берлинской стене) в 1987-м. Первое будет звучать издевательски на фоне кризиса, а подобие второго к тому же и бессмысленно, поскольку именно запущенный США кризис привел к созданию новой "Берлинской стены" между богатым Западом ЕС и его бедным Востоком.

Американцы предпочитают сейчас нечто иное. Перед визитом Обамы в Европу из Белого дома и госдепа почти рефреном идет выражение "Президент Обама поедет в Европу учиться слушать". Это было бы хорошим разрывом со всеми прежними традициями. Правда, глядя на США, не видно, чтобы американцы когда-либо оттачивали в себе именно это искусство. "Выслушать" они могут. Но между "выслушать" и "слушать" очень большая разница. К тому же во всех политических деятелях США всегда наблюдалась одна невероятная особенность: "очищаться" от всего услышанного в Европе по возвращении домой. Во всяком случае, в отношениях с Россией такое повторялось сплошь и рядом. Да и не только в отношениях с Россией.

Может, Обама этим не страдает?

Как заметила накануне приезда Обамы в Европу одна британская газета: "Было бы несправедливо набрасываться на американского президента сразу. Надо бы дать ему еще время. Скажем, полгода. А уж потом устроить ему ад".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend .

Лента

Лента новостей