...

Первая мусульманка в администрации президента США

Интересное Материалы 5 мая 2009 14:17 (UTC +04:00)
Первая мусульманка в администрации президента США

"Ее улыбающееся, с ямочками, лицо сияло из-под хиджаба", - с любовью описывает сестру мусульманку корреспондент телеканала "Аль-Арабийя" Марва Авад в своем репортаже о встрече экспертов ведущих американских "мозговых центров" с членами американского Сената. Женщина в хиджабе, о которой она пишет, - это Далия Могахед, молодая египтянка с американским гражданством, ставшая первой в истории мусульманкой-советницей президента США.

Путь в Белый Дом


Ее фамилия Могахед является египетским вариантом произношения известного каждому мусульманину, да и немусульманину тоже, арабского слова "моджахед". И на самом деле, во всех арабских информационных ресурсах, ее имя так и пишется - Далия Моджахед. И тем не менее, несмотря на свою фамилию, несмотря на ее происхождение, и несмотря на ее хиджаб, она стала первой мусульманкой, назначенной на официальную должность в Белом Доме. В прошлом месяце Барак Обама подписал указ о создании нового органа в Белом доме под названием "Управление по религиозному партнерству" для поддержки религиозных организаций и укреплению межконфессионального диалога и связей. Это Управление представляет консультативная группа, состоящая из 25 представителей религиозных и светских организаций. Их задачей является готовить рекомендации президенту по повышению эффективности конфессиональной политики Белого Дома и выстраиванию оптимального взаимодействия власти и религии в решении социальных проблем американского общества. Сама Далия Могахед признает, что основной задачей вновь созданного совета экспертов будет "использование энергии и мудрости религиозных организаций и их лидеров, сосредоточенных для решения общих проблем".

Сама Далия - египтянка по происхождению. После своего рождения она вместе с родителями перебралась в США, где закончила школу и получила высшее образование. На момент своего назначения в президентский совет по религиозному партнерству, Далия возглавлял Центр мусульманских исследований всемирно известного института Гэллапа ("Gallup"), специализирующегося на социологических исследованиях в мировом масштабе. На новом месте работы Далия видит основной своей задачей - доводить до президентской администрации мнения американских мусульман, их видение собственных проблем и проблем страны, их представления о том, как мусульмане могут помочь стране избавиться от страхов и предубеждений в отношении мусульман, а также о том, как мусульмане могут полноценно участвовать в укреплении и процветании страны.

Единоверцы Далии Могахед в американской системе власти признают, что ее назначение в президентский совет было осуществлено в критический момент, учитывая рост исламофобии в американских средствах массовой информации и в некоторых академических кругах. "Я очень рад, что Далии было предложено принять участие в этом совете, поскольку она занимает уникальную позицию", - говорит Джихад Салих Уильямс, член Ассоциации мусульманских сотрудников Конгресса.

Вопрос о том, кого считать экспертом по Исламу и мусульманам, о том, кто имеет право говорить с властью от лица мусульман, на взгляд Джихада Салиха, является в американском обществе достаточно острым. "Далия знает мусульманскую общину, - утверждает он, - ее опыт работы в "Gallup" являет совершенно противоположный пример тем "экспертам", которых мы часто видим по телевизору и которые говорят, основываясь не на фактах, а на идеологии".

Не с пустыми руками

Действительно, как старший научный сотрудник и руководитель Центра мусульманских исследований института "Gallup", Далия получила бесценный опыт по изучению мнений и проблем мусульман по всему миру. Ее исследования и приводимые в них статистические данные цитируются большим количеством американских СМИ, включая и такие влиятельные издания, как "Wall Street Journal", журналы "Foreign Policy", "Middle East Policy" и "Harvard International Review".

В ходе своей работы в институте "Gallup" Далия объездила почти все мусульманские страны, встречалась с ведущими экспертами и ключевыми фигурами и политиками западного и мусульманского мира. В их числе бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, всемирно известный американский экономист Джеффри Сакс, лауреат Нобелевской премии Дэниел Канеман, королева Иордании Рания Абдулла, мусульманские проповедники и лидеры, как Амр Халид, шейх Хабиб Али аль-Джифри, шейх Хамза Юсуф, муфтий Египта Али Гомаа и муфтий Боснии Мустафа Церич.

Год назад она в соавторстве с известным исламоведом Джоном Эспозито написала книгу "Кто говорит от имени Ислама? О чем думает миллиард мусульман", которая, по оценке критиков, является самым большим и всесторонним исследование мусульманского сообщества в мировом масштабе. Именно эти обширные знания по проблемам и позициям уммы Далия и собирается использовать в своей работе в президентском совете. Своей задачей она видит не только выработку рекомендаций Белому Дому в отношении мусульман и исламского мира. Но и все большее вовлечение единоверцев в политическую жизнь США, в решение общих для страны проблем, а также на борьбу с предубеждения и страхами американцев в отношении мусульман.

Ведущее американское издание "Los Angeles Times" пишет, что арабский и мусульманский мир пристально наблюдают за тем, какие усилия прилагает новое руководство США для улучшения отношений с Исламом. Назначение соблюдающей мусульманки в хиджабе советником президента многие ее единоверцы по всему миру воспринимают, как попытку администрации Обамы прорвать порочный круг стереотипов и предрассудков в отношении мусульман, которые сложились после событий 11 сентября.

"Далия Могахед является лучшим примером успешной мусульманской женщины, - пишет один комментатор на сайте египетской газеты "Al Masry al-Youm". - Она доказывает, что мусульманка может быть успешной во всех областях, по крайней мере, в той области, в которой она специализируется".

Тем не менее, о роли Далии Могахед и ее смысле ее назначения в арабской среде имеются и другие мнения. На сайте той же газеты, другой комментатор довольно резко отреагировал на ее заявление о том, что она проявляет лояльность, в первую очередь, американскому государству.

Он пишет: "Ваша лояльность, сначала должна быть направлена по отношению к Исламу, затем по отношению к арабскому миру, а затем ко всему остальному". "Я боюсь, что они могут одурачить Вас и использовать в качестве прикрытия для проведения собственной политики, которая не служит интересам арабского и мусульманского мира", - заключает он.

От первого лица

Несмотря на критику, Далия Могахед продолжает напрямую обращаться к своим единоверцам для того, чтобы объяснить свое согласие на работу в президентском совете, и те задачи, который перед ней встают на новом посту. После своего назначения Далия дала эксклюзивное интервью корреспонденту влиятельного ресурса "IslamOnline.net" Мухаммаду Касиму. Нам представляется обоснованным дать здесь его полную версию.

- Как Вы чувствуете себя в роли первой мусульманки, назначенной в Администрацию Обамы?

Я, на самом деле, не являюсь здесь первой из мусульман. Были и другие мусульмане, назначенные в Администрацию Обамы. Я также не являюсь единственной из числа мусульман в Консультативном совете Белого Дома по религиозному и добрососедскому партнерству. Я присоединилась здесь к доктору Эбу Пателу в качестве второго представителя мусульман. Я, однако, первая женщина-мусульманка в этом совете. Я чувствую, что мне оказали большую честь, дав возможность служить на этом пути. Но я и осознаю ответственность, которую я согласилась взять на себя. Я рассматриваю свою роль больше в плане того, что еще необходимо сделать. Я считаю, что успех и результаты еще пока должны быть достигнуты.

- Какую роль играет Совет по религиозному и добрососедскому партнерству?

Я являюсь членом Консультативного совета Белого Дома из 25 человек, сосредоточенного на предложении решений по общественным проблемам, основываясь на мудрости религиозных общин. Более конкретно, внутри этого Совета я состою в специальной комиссии по межрелигиозному диалогу и сотрудничеству, состоящей из 5 человек. Мы будем работать над рекомендациями по нашему направлению, а эти рекомендации будут рассматриваться уже Советом, а затем включаться в ежегодный доклад с рекомендациями Совета для президента.

- Какова Ваша роль в качестве советника по вопросам Ислама?

Я бы не сказала, что я являюсь советником по вопросам Ислама. Я бы сказала, что моя роль заключается в том, чтобы передавать факты о том, что мусульмане думают и чувствуют. Я вижу свою роль, как роль человека, который передает голос молчаливого большинства мусульман в Америке и во всем мире Совету, чтобы наши обсуждения подкреплялись их идеями и знаниями. Я считаю, что я была выбрана потому, что администрация президента заботится о том, что думают мусульмане, и хочет их услышать.

- Какие рекомендации Вы бы дали Обаме по улучшению отношений с американскими мусульманами и мусульманским миром?

Я бы посоветовала ему слушать, в первую очередь. Многие утверждают, что террористы "захватили Ислам". Я не согласна. Я думаю, Ислам - процветает и находится в безопасности в жизни мусульман во всем мире. Что же террористам удалось взять на себя, так это мусульманское недовольство. Мусульманская обеспокоенность по поводу несправедливости в значительной степени была порождена предыдущей администрацией, создавая вакуум, которым воспользовались экстремисты. Это опасная реальность для всех нас. Вместо этого США должны услышать об основных мусульманских проблемах, даже если Америка не согласна с их представлениями. Эти вопросы уже не могут больше игнорироваться или оставляться для монополизации экстремистами.

- В какие сферы внутренней и внешней политики Вы считаете, администрация должна внести изменения?

Я бы одобрила план действий, изложенный в докладе "Изменение курса", который рекомендует четыре направления деятельности: уважение, реформы (политические и экономические) и разрешение конфликтов. Когда речь заходит о США, я бы порекомендовала, чтобы один из старших сотрудников администрации отправился бы в "тур выслушивания" по США и слушал бы то, чем американские мусульмане озабочены. Как и все американцы, они беспокоятся по поводу экономического кризиса, их финансового будущего и рабочих мест. И подобно многим другим американским гражданам, американские мусульмане также беспокоятся по поводу расовой дискриминации, дискриминационной иммиграционной политики и эрозии гражданских свобод.

- Что Вы думаете о растущей исламофобии в Америке?

Исламофобия в Америке, является весьма реальной. "Gallup" обнаружил, что мусульмане составляют группу, находящуюся в наиболее неблагоприятном положении в США. Лишь немногим более одной трети американцев говорят, что они не имеют предрассудков в отношении Ислама и его последователей. Это представляет собой серьезную опасность для Америки в целом. Болезнь расизма, по определению, представляет собой предвзятость в суждениях. Это означает, что расизм омрачает здравость суждений и приводит людей к принятию иррациональных решений. Он также разделяет нацию и не позволяет в полной мере использовать свои интеллектуальные и культурные ресурсы. Расизм является стратегическим недостатком. Я очень горжусь прогрессом, которого Америка добилась в борьбе с этой проблемой в отношениях между черными и белыми. В 1956 году лишь 4% американцев одобряли браки между белыми и чернокожими. Брак, в котором родился наш президент, являлся незаконным в Вирджинии на момент его рождения. Сегодня 80% американцев одобряют браки между черными и белыми. В прошлом году Барак Обама стал первым демократическим кандидатом в президенты, на протяжении десятилетий, победившим в Вирджинии. Мы более сильная и умная нация, благодаря этому росту. Наш следующий рывок избавит наше общество от антимусульманских предубеждений.

- Как Вы думаете, что американские мусульмане должны делать сами?

Мусульмане США отстают от других американцев в политическом и гражданском участии в соответствии с нашим исследованием "National Portrait". Лучшая вещь, которую они могут сделать для того, чтобы укрепить Штаты, заключается в том, чтобы в полной мере участвовать в написании ее следующей главы через вовлечение в ее жизнь и обретение сильного чувства ответственности за будущее своей страны.

- Какие у Вас надежды и чаяния в отношении американских мусульман?

Я надеюсь, что они обогатят Америку, через большую вовлеченность в ее рост и развитие, а также ее борьбу.

- Расскажите нам о своем собственном пути успеха, как американской мусульманки в хиджабе. С какими проблемами Вы сталкивались на этом пути?

В моей жизни было большое благословение, хвала Аллаху. Я чувствую, что моя история, является уникальной американской историей. Я выросла в образованной семье среднего класса, но без каких бы то ни было особых связей или привилегий. Благодаря отличной учебе в школе, я смогла поступить в престижный университет и оплатить свою учебу, работая летом в качестве стажера-инженера. Это моя летняя работа была на бумажном заводе в маленьком городе штата Висконсин. Мне было тогда всего 19 лет. Бригадиры часто напоминали мне, что они работают на этом заводе дольше, чем я живу на этой Земле. Кроме того, многие говорили мне, что я была первой мусульманкой, которую они вообще когда-либо встречали. На заводе работало очень мало женщин, так что я уже была в меньшинстве, как женщина. Но я также была единственной женщиной в хиджабе во всем городе, и единственной мусульманкой на заводе. Все это, конечно, представляло сложности, которые научили меня многому. Однако после того, как люди узнали меня, я для них стала профессионалом, в первую очередь, а не женщиной в хиджабе. Я использовала этот опыт в своей последующей работе после колледжа, и в своей выпускной работе.

Эти ситуации научили меня тому, что жить в соответствии с собственной совестью является более важным, чем комфортное приспособление к мнениям окружения. Я думаю, этот простой урок жизни, который помог мне добиться успеха, и дал мне мужество, чтобы решать самые трудные и сложные проблемы.

Источник: www.islam.ru

Лента

Лента новостей