Азербайджан, Баку, 29 августа /корр TrendLife Эльдар Гусейнзаде/
Режиссера Лалу Ахундову, может быть, плохо знают в Азербайджане, но заявить о себе в мире она уже сумела. Кандидат политических наук, имевшая все шансы сделать прекрасную дипломатическую карьеру, вдруг неожиданно стала заниматься кино. Окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве, сняла несколько короткометражных работ, которые за короткий срок были обласканы различными призами на многих международных кино фестивалях. Представляем эксклюзивное интервью Лалы Ахундовой, которое она дала TrendLife.
- Лала-ханум, Вы кандидат политических наук, закончили факультет международных отношений БГУ, стажировались во Франции, окончили аспирантуру МГИМО, а потом кардинально изменили все в жизни.
- Мне с детства хотелось заниматься кино. У всех бывают свои детские мечты: кто-то хочет стать актером, кто-то режиссером. Но с возрастом это проходит. У меня не прошло. Я чувствовала, что занимаюсь не своим делом. Ну и, как говорится, не выдержала душа поэта. Спасибо родителям, что меня поддержали. Я поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве.
- То есть, никакой подготовки к учебе на Высших курсах сценаристов и режиссеров у Вас не было?
- Туда все приходили с определенным уровнем подготовки. Обязательным условием поступления на Высшие курсы было наличие диплома о высшем образовании. У меня было два таких диплома, но они никак не были связаны с кино. Со мной учились люди, которые до этого работали на телевидении, то есть имели некоторый опыт. У меня такого опыта не было, поэтому все давалось очень тяжело. Сначала все, что я делала, казалось мне корявым, но спасибо моему мастеру Владимиру Хотиненко, который меня никогда не ругал. У него в мастерской так уж заведено: даже если твоя работа очень слабая, тебе все равно аплодируют, просто за то, что сделал работу. И только потом начинается "разбор полетов". Хотиненко говорил: здесь вам будут аплодировать всегда, потому что мы уважаем проделанную вами работу.
Моим первым заданием, после которого я поняла, что у меня что-то получается, стал римейк фильма "Мужчина и женщина". Задание было следующее: взять отрывок из известного фильма и сделать точную копию. Я, правда, поначалу возмутилась, потому что на Курсах тогда была сложная атмосфера. Не было ни подходящей техники, ни возможности монтировать. И я считала, что сделать точную копию будет невозможно. Мне сказали: сделай максимально возможное. И лишь, выполняя это задание, я поняла, что они имели в виду. У меня появилось ощущение внутренней свободы, пришло понимание, что что-то я все-таки могу. Мне ведь не нужно было снимать шедевр, просто хотелось понять, что такое ремесло. В нашей мастерской очень большое значение придавалось именно ремеслу. Мастер говорил: я не могу из вас сделать гениев, это может быть только от Бога, но ремеслу научу обязательно. После этого у меня появились первые успехи.
- Если не ошибаюсь, первой Вашей работой стал фильм "Семья".
- Верно. Это была моя первая учебная работа. И на очень достойном международном фестивале "Сталкер" она была удостоена приза "Самый маленький Сталкер". Конечно, для меня это многое значило. Благодаря этой работе меня пригласили на двухмесячную стажировку во французскую киношколу " La Femis", во время которой надо было снять короткометражную документальную работу. Там было достаточно интересно, хотя я и считаю, что российские Высшие режиссерские курсы в творческом отношении сильнее школы " La Femis". Документальный фильм, который я тогда сняла, назывался "Булочная - кондитерская". Он был одобрен на Высших режиссерских курсах и тоже принял участие на различных международных кинофестивалях. Затем я стала думать уже о дипломной работе.
- Насколько я знаю, дипломную работу Вы снимали в Баку. И она была про лошадь. Почему?
- Я с детства люблю лошадей. Вообще считаю их самыми киногеничными животными. Да, фильмов с лошадьми немало. В основном это вестерны. А у меня было свое видение. И я была уверена, что именно так никто еще не снимал. Сценарий я писала мучительно долго. С предыдущими работами было легче, потому что все было подсмотрено из жизни, а тут надо было придумать историю, чтобы зритель в нее поверил. В мастерской все строго: ты приносишь сценарий, там его читают и по сто раз могут отправить на доработку. После того, как сценарий фильма "Друг" был утвержден, Хотиненко сказал мне, что он не советует мне снимать такой фильм: "Работа предстоит очень тяжелая. У тебя будет больше организационных проблем, чем творческих", - сказал он. Я с ним, конечно, была согласна, но снять эту работу, ну, очень хотелось. В съемочном процессе мне очень помогли владелец конноспортивного клуба "Gunay" Махмуд Мамедов, руководство медиа холдинга LiderTv, компания "European Tobacco Baku", за что я всем им очень благодарна. Еще мне помогли в Москве, где, например, совершенно неожиданно, подарили для съемок дорогой редингот. Так общими усилиями я сняла фильм. Проблем было очень много. Например, лошадь, которую выделили для съемок, страдала пороком сердца. Ее снимать можно было очень недолго. Мы не могли работать как нормальная съемочная группа. Приходилось делать перерывы, лошадь чем-то кололи, я постоянно боялась, что с ней, не дай Бог, что-нибудь случится, и это будет на моей совести. Мальчик - исполнитель главной роли в фильме - был непрофессионалом. Я выбрала его, потому что внешне он подходил под тот образ, который я видела. Мне нужен был юноша определенного возраста, который бы умел ездить верхом. Актеров таких не было, поэтому я взяла парня, который работал на конюшне.
- Вкратце можете рассказать, о чем фильм?
- О дружбе мальчика с конем. Ее пытаются разрушить, но в конечном итоге для меня эта история о выборе между свободой и несвободой. Фильм вышел в 2006 году. Он был стилизован под немое кино, и в этом было своя "фишка". Дело в том, что эпизоды соединяются цитатами из книги основоположника конного спорта Джеймса Филипса, изданной в России в начале ХХ века князем Багратионом. Они как бы связывают эпизоды, и в итоге возникает контрапункт между высказываниями и тем, что происходит на экране.
- В дальнейшем этот фильм принял участие на различных фестивалях.
- В мае 2006 года я защитилась. Ученый совет принял работу восторженно. У меня была положительная рецензия выдающегося теоретика кино Неи Марковны Зоркой. Она, кстати, учила не одно поколение азербайджанцев на Высших курсах, в числе ее учеников можно назвать таких корифеев нашего кино, как братья Рустам и Максуд Ибрагимбековы. Нея Зоркая преподавала и моему покойному дяде Али Кафарову, который учился на сценарном отделении Высших курсов. Для меня было большой честью, что именно Нея Марковна согласилась написать рецензию на фильм. Осенью прошлого года Нея Марковна скончалась, и я была у нее чуть ли не последней студенткой, работу которой она рецензировала. В своем выступлении на Ученом совете Н.Зоркая сравнила талантливую актрису из Санкт-Петербурга Кристину Терентьеву, исполнявшую в фильме главную роль, со "Всадницей" Брюлова. Работа участвовала на очень многих кинофестивалях. Расскажу лишь о некоторых. Сначала его показали на фестивале по правам человека "Сталкер" в конкурсе короткометражных фильмов. Затем был фестиваль колледжа "Bergen community" в США. Это фестиваль небольшого колледжа в Нью-Джерси, где фильм был удостоен почетного диплома за режиссуру. Далее был фестиваль короткометражного кино в Лос-Анджелесе. Это очень серьезный фестиваль, где участвуют не только студенческие, но и вполне "взрослые" работы. В Лос-Анджелесе исполнитель главной роли, непрофессиональный актер Низами Оруджев получил приз за лучшее исполнение мужской роли.
Кроме того, фильм "Друг" принял участие на очень престижном кинофестивале "Action on film" на Лонг-Бич в Калифорнии. Это достаточно крупный, пафосный фестиваль. В Европе фильм участвовал в конкурсе международного кинофестиваля "Cinemadamare" в Италии.
- Вы, кажется, оттуда недавно вернулись.
- Да, это передвижной фестиваль по югу Италии. Мой фильм демонстрировался в деревушке Сан-Потито недалеко от Неаполя. Жители Сан-Потито с большим трепетом ждали фильмы, потому что туда редко привозится кино. Кстати, во всех городах показ фильмов проходил на площадях, где вывешивались экраны. В Сан-Потито была особая, очень благодарная публика. Они долго аплодировали фильму. А после показа зрители голосовали и выставляли оценки в бюллетенях. И вот моя работа победила в тот день и прошла в полуфинал конкурса.
- Мы писали, что "Друг" был в Каннах. Расскажите немного об этом.
- Да. В конкурс его естественно не взяли. Но предложили зарегистрировать фильм на рынке короткометражного кино, что я в итоге и сделала. Его могли посмотреть все, кто имел доступ к базе рынка короткого метра. И, по-видимому, "Друг" понравился тем, кто смог его там увидеть, потому что фильм получил много приглашений из оргкомитетов различных фестивалей.
- О полнометражном кино не думаете?
- Да, конечно. Мне кажется, что я уже готова к этому. Я знаю, что с размером короткого метра я умею управляться. Теперь интересно попробовать себя в полнометражном кино.
- Есть ли идея снять фильм в Азербайджане?
- У меня есть сценарий, рассчитанный на Азербайджан. Но, на мой взгляд, это очень дорого. К тому же сейчас у нас в отечественном кино сложилась удручающая ситуация. Практически нет профессиональных технических, да и творческих работников: операторов, звукорежиссеров, постановщиков, осветителей и т.д. Если даже молодые люди едут учиться в Москву, то все непременно хотят стать режиссерами, а работать в других, смежных областях кино желающих мало. Вот и возникает этот дефицит. На мой взгляд, необходима целенаправленная работа по воспитанию таких кадров. Я слышала о том, что сейчас в Азербайджане уделяется большое внимание развитию кинематографа. Есть специальный Указ президента. Это прекрасно и вселяет некоторую надежду на изменение положения дел в отечественном кинематографе.