...

90% наркобольных употребляют афганский героин - Виктор Иванов

Другие страны Материалы 25 января 2010 00:01 (UTC +04:00)
18 января в Афганистане произошла крупнейшая за последнее время вылазка талибов - атака на Кабул. Сразу с нескольких направлений. На шесть часов столица Афганистана погрузилась в уличные бои. Если международная коалиция с трудом контролирует даже Кабул, то что говорить об остальной территории, которая превратилась в мировую наркофабрику? Как афганский дурман тоннами устремился в Россию?
90% наркобольных употребляют афганский героин - Виктор Иванов

18 января в Афганистане произошла крупнейшая за последнее время вылазка талибов - атака на Кабул. Сразу с нескольких направлений. На шесть часов столица Афганистана погрузилась в уличные бои. Если международная коалиция с трудом контролирует даже Кабул, то что говорить об остальной территории, которая превратилась в мировую наркофабрику? Как афганский дурман тоннами устремился в Россию?

В мешках с комбикормом - героин. 16 килограммов - в автомобиле "Газель", которая выехала со склада, еще почти 30 килограмм оказались закопаны под снегом во дворе дома цыганского наркобарона, пишет Вести.

"Предварительный анализ показал, что героин очень высокого качества, который называется "Дуди", - говорит директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.

Всего в страну ввозится, по разным подсчетам, от восьми до восемнадцати тонн героина в год. Подсчитать точнее сложно, наркодельцы не сдают отчетность. Можно только предполагать, ориентируясь на количество изъятых наркотиков. "Мировая практика говорит, что внутри страны изымается порядка 10 процентов", - уточняет Виктор Иванов.

Родина изъятого в Свердловской области героина, точнее опиумного мака, из которого путем химической обработки и получают полусинтетическое средство - Афганистан. Сегодня, потеснив легендарный "золотой треугольник", он производит героина больше, чем весь мир десять лет назад. Но так было не всегда. Сегодня в это трудно поверить, но афганский опиум - молодой наркотик.

"После вывода советских войск три года шла гражданская война, и к власти пришли моджахеды. И вот именно тогда афганский крестьянин увидел, что его традиционный способ выживания не работает. Моджахедам нужны были деньги, чтобы покупать оружие, а афганским крестьянам надо было выжить", - поясняет советник директора Института востоковедения РАН, заместитель директора Центра арабских и исламских исследований Рамазан Дауров.

То есть массовой культивации опиумного мака в Афганистане от силы двадцать лет. "У нас в стране 90 процентов наркобольных - это как раз больные, которые употребляют афганский героин", - уверен Виктор Иванов.

Любой бизнес невозможен без рынка сбыта. Для Афганистана таким рынком сначала стала Европа, а потом, когда исчезли советские границы, и Россия. В последние годы мы Европу превзошли. Еще бы: "Русско-таджикско-узбекский разгаворник" и немного удачи - вот и все, что нужно наркокурьеру. Даже заграничный паспорт не нужен - со странами-соседями Афганистана у России безвизовый режим.

Провинция Гильменд - афганский оазис. Здесь советские специалисты в семидесятых годах построили завод по производству маслин, их ел весь Союз. Но маслины в рентабельности проиграли маку.

Из Гильменда собранный урожай отправляется на север страны. Там опий-сырец перерабатывают в героин. Оттуда в Россию ведут три пути. Самый главный - северный маршрут. Его за удобство наркобароны прозвали "шелковым". Через Туркмению, Узбекистан и Казахстан. В Казахстан, кстати, можно попасть и через Узбекистан с Киргизией. Для любителей серьезного риска есть маршрут через охраняемую рвами и виселицами границу с Ираном. Дальше - на Кавказ.

В пути образуется добавочная стоимость - урожай с двадцати соток у крестьян скупают за 2000 долларов. Переработанный героин в Афганистане продают уже от полутора тысяч за килограмм.

По мере приближения к новым границам растут риски и цена. Внутри России - своя арифметика. В Челябинске оптовая цена за килограмм героина составляет примерно десять тысяч долларов, в Москве - в два раза больше. В розницу наркотик уйдет по 50 долларов за грамм. Цифры, конечно, очень приблизительные.

Общий объем рынка на одном только "северном маршруте" оценивают в 17 миллиардов долларов. Из них 15 миллиардов долларов - доходы транснациональных преступных группировок и террористических организаций.

"На сегодняшний день обеспечивается уничтожение наркосодержащих растений в Афганистане, но в микроскопическом объеме - около трех тысяч гектар ежегодно. Это, по сути, менее трех процентов всех посевов. Если брать, скажем, Колумбию, то в части кустов коки, которые там произрастают, ежегодно уничтожается 230 тысяч гектаров кустов коки", - рассказывает Виктор Иванов.

Уничтожается при активном участии американцев. Латиноамериканский кокаин в свое время заполонил Штаты так же, как азиатский героин - Россию. Но в Афганистане пока что маковые поля уничтожают только по старинке.

За процессом лениво наблюдают афганские полицейские чины, войск НАТО в окрестностях не видно. Тех же самых местных полицейских, но уже под кайфом, можно встретить в кабульском притоне.

В общем, система выглядит ненадежной. Вашингтон уверен: уничтожать маковые посевы международная коалиция не в силах, надо ведь и с терроризмом бороться.

"Представляется целесообразным, чтобы мандат ООН распространялся также и на обязанность этих сил уничтожать наркосодержащие посевы, поскольку это затрагивает интересы нашего общества, наших людей, всех наших семей", - считает Виктор Иванов.

"Сейчас один только Евросоюз ежегодно тратит более миллиарда евро в Афганистане. Причем, исключительно на гражданские цели. Если примерно треть этой суммы могла бы направляться на прекращение производства наркотиков, то мы бы справились с проблемами производства в течение пяти лет", - говорит депутат европейского парламента Пино Арлакки.

Оценка бывшего чиновника ООН, ныне европарламентария, Пино Арлакки звучит оптимистично. Но надо помнить, что режиму Талибан если не искоренить полностью мак, то загнать его в подполье удалось меньше, чем за год. Потом была операция "Несокрушимая свобода", а потом - несокрушимая свобода наркопроизводства и наркопотребления.

"Идет постоянный конвейер смерти, он работает. Одни уходят в мир иной, и на их место становятся все новые наркоманы", - говорит Виктор Иванов.

В конце января в Лондоне состоится международная конференция по Афганистану. Ответственность за борьбу с наркотиками там предложат окончательно возложить на власти афганских регионов. А о том, чтобы приравнять наркоугрозу к терроризму на международном уровне по-прежнему нет и речи.

Лента

Лента новостей