...

Великое примирение между Парижем и Дамаском - обозреватель Trend News

Политика Материалы 5 сентября 2008 18:50 (UTC +04:00)

Арье Гут, собственный корреспондент Trend в Иерусалиме

Президент Франции Николя Саркози совершил свой первый официальный визит в Сирию в качестве главы государства. В 1999 году Саркози, будучи мэром муниципалитета Нейи, совершил туристическую поездку в эту ближневосточную страну.

Четырехсторонний саммит с участием  президента Сирии Башара Асада, премьер-министра Турции Реджеба Таййипа Эрдогана, а также эмира Катара шейха Хамада Бен-Халифы Аль Тани, прошел по инициативе Франции  4 сентября в Дамаске в рамках визита Саркози. Темой саммита стали непрямые переговоры между Сирией и Израилем.

По мнению израильского комментатора Цви Барэля, организация и проведение подобного саммита является грандиозным успехом сирийского лидера, поскольку Франция в настоящий момент возглавляет ЕС, а Катар является дежурным председателем Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. "Саркози и Бен-Халифа представляют не только свои государства на сегодняшнем саммите. Среди прочего, Асад может продемонстрировать и свой высокий статус в арабском мире, учитывая тот факт, что недавний межарабский саммит в Дамаске бойкотировали как король Саудовской Аравии, так и президент Египта", - сказал Барэль израильской газете "Ha-Aretz" еще до визита.

Весьма возможно, что Асад, стремясь подчеркнуть роль Франции в устранении американского бойкота, объявленного Дамаску, решит, что прямые переговоры с Израилем будут проходить при франко-турецко-катарском посредничестве. После выборов в США и смены тамошней администрации, к контактам присоединится и американский представитель. Отметим, что при подобном варианте Израиль не сможет отказаться от прямого диалога - даже если Вашингтон и решит все же не принимать участие в переговорах.

Стержневой проблемой сирийского аспекта ближневосточного мирного процесса остается судьба Голанских высот. Дамаск настаивает на полном возвращении Голан вплоть до побережья озера Кинерет - основного израильского резервуара пресной воды. Разногласия в этом вопросе считаются основной причиной прекращения мирного диалога в 2000 году. В обмен на возобновление переговоров Израиль долгое время требовал от Сирии прекратить сотрудничество с Ираном, а также отказаться от поддержки ливанского движения "Хезболла" и сил палестинского сопротивления.

Данный визит Саркози в Дамаск положил начало и новой эре в отношениях между Францией и Сирией, которые в течение трех лет были на грани полного разрыва. После гибели в 2005 году ливанского экс-премьера и личного друга Жака Ширака Рафика Харири Франция вслед за отдельными политическими силами в Ливане обвинила Дамаск в причастности к убийству и отказалась от контактов с сирийскими властями.

Потепление в сирийско-французских отношениях началось после того, как в мае 2008 года в Дохе лидеры, опирающейся на поддержку Сирии, ливанской оппозиции и прозападного парламентского большинства, подписали примирительное соглашение. Оно положило конец длившемуся полтора года политическому кризису в Ливане. В стране был избран президент, а затем сформировано правительство национального единства. Во время визита Саркози в Дамаск две страны подпишут соглашения о сотрудничестве, в частности, в области нефтеразведки, электроэнергетики и авиаперевозок.

Франция вновь становится ведущим игроком в регионе, и Саркози, пусть даже идя на риск своего рода реабилитации Сирии, становится поборником диалога и стабильности. Французский президент просил Сирию взять на себя труд обеспокоиться ядерными программами Ирана и "убедить" Тегеран предоставить конкретные "доказательства", касающиеся военной версии этих программ. Естественно, Франция не обещала ничего взамен, напомнив Дамаску о том, что ему еще предстоит добиться успеха на пути к демократии. Аналогичным образом поступили Соединенные Штаты, всего лишь передав вечером свои поздравления в связи с возобновлением дипломатических отношений с Ливаном.

На Ближнем Востоке Николя Саркози продолжает традиционную для Парижа линию поисков равновесия между Израилем и арабами. Опасения последних, что французско-американское сближение похоронит "арабскую политику" Франции, не оправдались. Подчеркивая, что безопасность Израиля - не предмет для дискуссии и, осуждая применение палестинцами насилия, Саркози отвергает бесперспективную израильскую политику совершившихся фактов на оккупированных территориях, и призывает к созданию там независимого палестинского государства.

Особое внимание Франция всегда уделяла Ливану. Саркози сохранил эту традицию, добившись созыва в Париже конференции представителей всех ливанских политических группировок, включая проиранскую "Хезболла", коль скоро отношения между ними постоянно балансируют на грани новой гражданской войны. Французский президент внес в ситуацию новый элемент: продолжая вместе с Соединенными Штатами линию на вытеснение сирийского влияния из Ливана, он направил в Дамаск своего эмиссара для возобновления диалога с президентом Башаром Асадом. Эти инициативы были довольно прохладно встречены Израилем и США, не склонными делиться с кем бы то ни было ответственностью за "сирийское досье". Судя по комментариям СМИ, французам дали понять, что их чрезмерная активность на данном направлении не имеет перспектив, поскольку ключ к проблеме - судьбе оккупированных Израилем Голанских высот - находится отнюдь не в Париже.

"После выборов в США сирийско-израильский диалог возобновится", - сказал Trend доктор Алон Лиэль, занимавший в прошлом пост гендиректора МИД Израиля, и сегодня лоббирующий сирийско-израильские переговоры. Это мнение у Лиэля сложилось в ходе встреч с представителями как республиканских, так и демократических кругов США, на которых, как он уверяет, открылись новые перспективы в отношениях с Сирией. "Неважно, кто победит но ноябрьских выборах в США - переговоры Иерусалима с Дамаском начнутся уже к концу текущего года", - заявил Лиэль.Он также отмечает, что, хотя Буш не является активным противником таких переговоров, сегодняшняя позиция Белого дома в отношении Дамаска препятствует возобновлению диалога.

"Нынешняя ситуация такова, что не позволяет ограничиваться разговорами о сирийско-израильской границе и напряженности между двумя странами. "Хезболла", ХАМАС, и другие террористические группировки, роль Сирии в Ливане и ее альянс с Ираном - все эти рассматриваются Дамаском в контексте ослабления международной изоляции и возможности получения американских концессий", - полагает доктор Лиэль.

"Нерешенными остаются проблемы взаимоотношений Дамаска с главой политбюро ХАМАС Халидом Машалем, а также с "Хезболлой" и Ираном. И это положение придется менять - Израиль не отдаст Голаны союзнику Тегерана", - считает доктор Лиэль, который в настоящее время читает лекции в Еврейском университете Иерусалима и Междисциплинарном центре в Герцлии. По мнению Лиэля, главная цель сирийцев - покончить с международной изоляцией и заключить союз с США.

Этому оптимистичному прогнозу противостоит мнение профессора Барри Рубина, директора Центра глобальных международных исследований (GLORIA) в Герцлии. "Я не верю, что сирийцы действительно хотят мира, и я не думаю, что мирный договор с ними будет подписан. Уверен, что Сирии не так уж нужны Голанские высоты. Наоборот, если она их получит, это станет катастрофой для нынешнего режима", - утверждает профессор Рубин. По мнению Рубина, после возвращения Голанских высот Сирии режим Башара Асада больше не сможет использовать голанский прецедент для мобилизации сил. "Им нужен конфликт, и они не могут расстаться с таким хорошим предлогом для него, как Голаны. То, что Сирии действительно нужно - это Ливан. Голаны не имеют ценности для Дамаска, а Ливан - это реальный куш и серьезная статья доходов. Вот почему главный козырь Сирии - радикализм, и по этой причине я совершенно не верю в заключение мирного договора с Дамаском", -подчеркнул Барри Рубин

Для осуществления намеченной цели - вступления в мирные переговоры с Израилем - Сирия задействовала в качестве посредника Анкару. Лидер сирийского государства заявил о возможном в ближайшем будущем прямом диалоге с израильтянами (после того, как Джордж Буш снимет с себя президентские полномочия). В это же время в законосовещательном собрании Израиля приступили к разработке принятия законопроекта о передаче Дамаску оккупированных Голанских высот.

Тем временем в Иране отрицательно отреагировали на миролюбивые заявления президента Сирии Башара Асада в адрес Израиля. Советник верховного руководителя Исламской Республики аятолла Хусейн Шариатмадари заявил недавно газете "Аш-Шарк аль-Аусат", что "сирийско-иранские отношения претерпят коренные изменения в случае, если Дамаск признает Израиль и подпишет с ним соглашение о мире". Иран отказывает Израилю в праве на существование. "Мы не признаем государства на Ближнем Востоке под таким названием", - подчеркнул он.

Сирия же демонстрирует миру свое новое политическое лицо, готовность к диалогу и открытость. Недавний визит Асада в Париж - это прорыв в преодолении дипломатической изоляции Сирии, которая продолжалась последние несколько лет. В 2005 году после убийства экс-премьера Ливана Рафика Харири вина за организацию этого преступления была возложена частью международного сообщества на Дамаск. Самыми ярыми критиками Сирии были США и Франция, хотя традиционно последняя поддерживала с Дамаском весьма тесные связи. Сирию также обвиняли во вмешательстве во внутренние дела Ливана, и провоцировании там внутренних конфликтов. В частности, речь шла о поддержке сирийцами "Хезболла", которое признано рядом западных стран как террористическое. Одновременно Дамаск критиковали и за поддержку ХАМАС. Однако после того как ливанские политики в конце мая пришли к соглашению об избрании президента страны и договорились решать все разногласия без применения оружия, позиция Запада, да и ряда арабских стран по отношению к Дамаску заметно смягчилась. И визит Асада в Париж окончательно это подтверждает, давая шанс Сирии вывести на новый уровень свои отношения не только с Францией, но и с другими странами Европы, а также арабскими государствами, которые не могут простить Дамаску слишком тесные связи с Тегераном.

Сирия в лице Башара Асада получила шанс избавиться от ярлыка политического изгоя, ярлыка, приобретенного ею за последние несколько лет, и вернуться в большую политику. Что дальше - зависит и от Дамаска и от Запада, но после саммита в Париже правила игры для Сирии, в любом случае, меняются. Участие Саркози в дамасской встрече в верхах лишило всякой силы резолюцию ООН 1559, которая была принята ровно четыре года назад по инициативе той же Франции, и США. В этом документе содержатся требования о выводе всех иностранных войск с территории Ливана и разоружении "Хезболлы". Эта резолюция вызвала гнев в Дамаске. Согласно материалам расследования ООН, она стала одним из факторов принятия решения о ликвидации бывшего премьера Ливана Рафика Харири, настаивавшего на принятии этой резолюции. Резолюция 1701, положившая конец Второй Ливанской войне, также опирается на резолюцию 1559. Однако теперь, после великого примирения между Парижем и Дамаском, вряд ли кто-нибудь будет на самом деле настаивать на претворении в жизнь положений резолюции 1701.

Лента

Лента новостей