...

Обстрел азербайджанского города Гянджа армянскими вооруженными силами является грубым нарушением международного гуманитарного права - эксперт

Армяно-азербайджанский конфликт Материалы 13 октября 2020 14:50 (UTC +04:00)
Обстрел азербайджанского города Гянджа армянскими вооруженными силами является грубым нарушением международного  гуманитарного права - эксперт

БАКУ/Trend/ - Обстрел азербайджанского города Гянджа армянскими вооруженными силами является грубым нарушением международного гуманитарного права, сказал Trend аффилированный научный сотрудник Института Рауля Валленберга по правам человека и гуманитарному праву (Лунд, Швеция), старший преподаватель международного права и прав человека Университета Мальме (Швеция) Кямал Макили-Алиев.

"В соответствии с нормами международного гуманитарного права гражданское население не может быть объектом атаки со стороны кого-либо, включая армию и вооруженные формирования. Это означает, что любые военные операции не должны планироваться или осуществляться с использованием вооруженных сил в отношении гражданского населения", - отмечает Макили-Алиев.

По его словам, гражданское население должно быть защищено при ведение военных действий, причем не только со стороны своей собственной армии, но и со стороны армии противника. Противник не только обязан не атаковать гражданское население, но и принимать меры по его защите от боевых действий. Поэтому действия, сопряженные с целенаправленной атакой на гражданское население, в том числе ракетные удары по местам компактного проживания гражданского населения в городах, как в случае с Гянджой, это прямое нарушение международного гуманитарного права, и не только норм Женевских конвенций 1949 года, но и дополнительных протоколов к ним.

По словам Макили-Алиева, данные нормы являются нормами международного обычного гуманитраного права и они распространяются на любое государство, вне зависимости от того, присоединилось или не присоединилось оно к Женевским конвенциям. Это правила и обычаи ведения войны, и, в любом случае, действия нарушающие их, влекут к привлечению к ответственности.

"Данная ответственность делится на два вида - государственная и индивидуальная. Это означает, что государство несет отдельную ответственность за военные преступления, а физические лица, то есть военные или политики, отдавшие приказ о нападении на гражданское население, несут индивидуальную ответственность за это в соответствии с нормами международного гуманитарного права", - отметил он.

По словам Макили-Алиева, индивидуальная ответственность, которую несут отдельные физические лица - уголовная, а государственная ответственность заключается в том, чтобы признать свою ошибку и выплатить компенсацию пострадавшим лицам. В любом случае, привлечение к обоим видам ответственности осуществляется при рассмотрении дела в суде. После завершения конфликта данный вопрос должен быть рассмотрен в плоскости юрисдикции Международного Уголовного Суда. Проблема в том, что ни Азербайджан, ни Армения не присоединились к Римскому Статуту, в рамках которого был организован Международный Уголовный Суд, поскольку в рамках юрисдикции Международного Уголовного Суда, он не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право: одно из государств-участников направляет прокурору суда соответствующие материалы; запрос поступает от Совета Безопасности ООН; прокурор МУС начинает расследование в отношении какого-либо государства-участника по своей инициативе. В данном случае возможно задействование только второго варианта.

"Здесь возникает еще один вопрос - откуда Гянджа была атакована. Если она была атакована с территории Армении, то тогда связь с армянским государством не вызывает сомнений, понятно что за этим стоят акторы этого государства, командующие, политические и военные деятели. Если атака была со стороны сепаратистов Нагорного Карабаха, то здесь ситуация несколько иная. Мировое сообщество и международное право не признает Нагорный Карабах и действия сепаратистов не попадают под юрисдикцию международного права. Они не имеют международных обязательств, поэтому их действия попадают под юрисдикцию общегражданских судов Азербайджана. Следующий вопрос заключается в том, что если атака была нанесена с территории Карабаха, но не сепаратистами, а армянскими оккупационными силами. В целях правосудия, здесь должна быть четко проведена граница - были ли эти действия связаны с действиями сепаратистов независимо от оккупационных сил Армении или это целенаправленная атака вооруженных сил Армении, за которые Армения должна нести ответственность в рамках международного гуманитарного права", - отметил Макили-Алиев.

По его словам Макили-Алиева, учитывая реалии подтвержденные Европейским судом по правам человека (например, дело "Чырагов против Армении"), с большой долей уверенности можно сказать что за атаку на Гянджу несет ответственность Армения, как государство, и ее акторы, грубо нарушившие нормы международного гуманитарного права. Однако, точно это подтвердить может лишь компетентный суд.

"Исходя из нынешней ситуации атаки на гражданское население связаны с тем, что вооруженные силы Армении продолжают оккупацию азербайджанских территорий, и в данной связи все действия сепаратистов и армянской армии выглядят полностью скоординированными", - подытожил он.

(Автор: Тамилла Мамедова)

Тэги:
Лента

Лента новостей