...

НЕРАБОТАЮЩАЯ СТАВКА

Политика Материалы 10 октября 2005 10:04 (UTC +04:00)
НЕРАБОТАЮЩАЯ СТАВКА

На прошлой (1 октября) неделе правление Hационального банка в очередной раз повысило учетную ставку. Очередное повышение ставки составило 1%. Таким образом, с отчетной даты ставка рефинансирования составляет уже 9%.

В текущем году Hацбанк Азербайджана уже дважды повышал ставку рефинансирования. Впервые - 23 мая 2005 года - Hациональный банк принял решение о повышении ставки рефинансирования на 0,5% с 7% до 7,5%, затем с 1 июля 2005 года ставка рефинансирования была повышена еще на 0,5% до показателя в 8%.

По мнению специалистов Национального банка, повышение ставки рефинансирования позволит активизировать сбор манатных активов для стерилизации и будет способствовать сокращению инфляционного давления, а также созданию баланса между спросом и предложением на денежном рынке.

В странах с развитой рыночной экономикой учетная ставка (или ставка рефинансирования) является ценой денег в экономике.

Его повышение влечет за собой повышение ставок по кредитам и уменьшению спроса на них со стороны бизнеса. Наоборот, понижение учетной ставки снижает стоимость кредита и повышает спрос на него.

В период ускорения инфляции правительства как правило повышают учетную ставку, а в период наступления финансовой стабильности этот показатель обычно подвергается снижению.

Однако, как показала наша практика, предыдущие повышения учетной ставки не оказывали никакого влияния на инфляционный процесс.

Механизмами ослабления инфляции путем повышения учетной ставки являются временная стерилизация избыточной денежной массы в виде депозитов у Национального банка и в виде вкладов в долговые бумаги правительства и снижение спроса на кредиты со стороны бизнеса в результате повышения ставок по ним. В нашем случае ни один из этих механизмов не работает.

Проценты, предлагаемые Национальным банком, как правило, отстают от темпов инфляции и в малой степени привлекают инвесторов.

Это видно хотя бы на примере краткосрочных нот, средневзвешенная доходность по которым в августе составляла 10,10% (для сравнения: инфляция в августе составила 11,1 %). Аналогичная ситуация обстоит и с доходностью государственных краткосрочных облигаций (ГКО), находящейся на одном уровне с инфляцией.

По словам отдельных участников рынка ценных бумаг, на данном этапе банки вкладывают в краткосрочные ноты и ГКО с одной лишь целью: потерять, но меньше.

К тому же следует отметить, что увеличение учетной ставки не влечет за собой повышения ставок по депозитам Национального банка и долговым бумагам правительства.

Видимо, Национальный банк остерегается инфляционных последствий процентов по депозитам, а правительство в настоящий момент в долгах не нуждается и диктует свои условия банкам на фондовом рынке.

В такой ситуации надежда на приток манатных средств на счета Национального банка и правительства оказалась бы просто наивной.

Не влияет учетная ставка и на спрос денег на кредитном рынке.

Дело в том, что источником денег на этом рынке являются не централизованные кредиты Национального банка (как в странах с развитой рыночной экономикой), а преимущественно депозиты населения.

Так что стоимостью кредита выступает не ставка рефинансирования, а ставки по депозитам, выплачиваемым банками их владельцам. Кроме того, кредитный рынок страны все еще не может самостоятельно определять реальную цену денег, допуская случаи выдачи кредитов по ставкам, превосходящим среднюю ставку кредита в целом в экономике.

Такая ситуация объективно не может превратить учетную ставку в своеобразный маяк для этого рынка.

Таким образом, повышение учетной ставки со стороны Национального банка по большому счету может рассматриваться как формальное действие. Косвенно это признают и сами специалисты ведомства.

Например, они не называют цифру, показывающую масштаб торможения инфляции в результате повышения учетной ставки. Зато очень часто называется масштаб положительного воздействия на инфляцию укрепления курса маната. Курс национальной валюты все еще остается основным рычагом воздействия на инфляцию.

В результате укрепления маната на 1 процент с лагом в 5-6 месяцев темпы инфляции сокращаются на 0,6-0,7 процентных пункта.

Однако укрепление номинального курса маната на фоне высокой инфляции ведет к его реальному укреплению.

Так, в августе по сравнению с декабрем прошлого года реальное укрепление маната составило 9,7 процентных пункта.

Хотя в долгосрочный период реального укрепления маната не происходит, но резервы для поддержания долгосрочного реального курса в пределах конкурентоспособности национальной экономики уменьшаются.

В такой ситуации может возникнуть вопрос о том, насколько целесообразным является повышение учетной ставки с точки зрения реального обменного курса.

Ведь теоретически повышение учетной ставки может привлечь в страну краткосрочный приток иностранного капитала, который в свою очередь окажет дополнительное давление на валютный рынок, ускоряя номинальное укрепление маната.

С этой точки зрения повышение учетной ставки не представляется опасным шагом. Во-первых, на финансовый рынок страны притекают прямые иностранные инвестиции.

Для хождения краткосрочного спекулятивного капитала у нас необходимых условий все еще не недостаточно. Во-вторых, как было отмечено выше, повышение учтенной ставки не влияет на цену денег в экономике.

А это означает, что повышение не отразится на росте цены денег, что является необходимым условием для притока капитала.

Лента

Лента новостей