...

Как же обезопасить медицинское обслуживание от неправомерных претензий

Общество Материалы 19 октября 2015 09:00 (UTC +04:00)
Совсем недавно соотношение права и медицины, взаимоотношения врача и пациента рассматривались в основном с призмы морали и врачебной этики
Как же обезопасить медицинское обслуживание от неправомерных претензий

Совсем недавно соотношение права и медицины, взаимоотношения врача и пациента рассматривались в основном с призмы морали и врачебной этики. От врача в большей степени требовалось иметь сострадание и полное понимание пациента, чем строгое соблюдение правил. Но с появлением альтернативы к государственной, в том числе хозрасчетной здравоохранительной системе частной медицинской практики регулирование отношений в этой сфере потребовало и требует более серьезного подхода.

С другой стороны, повышение образованности людей, доступности информации, в итоге повышение правосознания в сфере прав человека создали благоприятную почву для развития медицинского права. В наше время пациент знает, какие у него имеются права в сфере медицинского вмешательства, и при малейшем сомнении он требует восстановления этих прав вплоть до суда.

В чем же заключаются права пациентов, при каких условиях медицинское вмешательство будет соответствовать праву, каковы будут последствия противоправных действий, какие превентивные меры должны быть приняты, чтобы отвести врача от возможного неправомерного действия - чтобы найти ответы на все эти вопросы и возникло медицинское право.

В 1977 г. на IV международной медико-правовой конференции в Праге было признано необходимым разработать специальный вид (раздел) права - медицинское право, сосредоточив его содержание на юридических аспектах прав и обязанностей медиков. Развитие этой отрасли права в постсоветских государствах отмечается лишь в последние годы, хотя некоторые авторы признают де-факто существование этой отрасли. Сегодня это право не только в силу своей "юности", но и в силу своей исключительной важности является достаточно перспективным направлением науки, так как социальная значимость регулируемых им общественных отношений предусматривает более усиленное развитие.

Признание медицинского права как самостоятельной отрасли права затрудняется еще и тем, что все еще идет дискуссия об определении содержания этой отрасли. В основном все авторы считали медицинское право комплексной отраслью, но расходились в одном, что же являет собой медицинское право - отрасль права или законодательства?

Можно выделить три основных подхода к проблеме. Первый исходит из того, что медицинское право является подотраслью права социального обеспечения; второй рассматривает медицинское право как комплексную отрасль законодательства; сторонники третьего подхода считают медицинское право самостоятельной комплексной отраслью права. Большинство современных исследователей не поддерживают первый подход. И это вполне понятно, так как в качестве субъектов медицинских отношений выступает не только государство с его здравоохранительной системой, но так же врачи и клиники, работающие в частном порядке. С этой точки зрения, нельзя рассматривать эту отрасль с призмы исключительно социального обеспечения.

Традиционно, как и у любой отрасли права, источники медицинского права можно найти еще в античном периоде. Это и законы Хаммурапи, это и великая этическая клятва Гиппократа. В 1948 году клятва Гиппократа "преобразовалась" в Женевскую декларацию, которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа: "Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству.... я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; ...к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности...". Клятва содержит основные этические принципы врачебной деятельности, в том числе принцип непричинения вреда, принцип милосердия, но, конечно же, не может полностью охватывать все взаимоотношения врача и пациента.

Сегодня законодательство регулирует достаточно широкий спектр отношений, хотя нельзя сказать, что предусмотрены все аспекты. Так, с первого взгляда, можно заметить, что имеются некоторые монополистические взгляды на медицинскую деятельность частных медицинских учреждений в угоду государственным учреждениям. Не предусмотрены вопросы биоэтики во всех тонкостях деонтологии. Не предусмотрен весь круг взаимоотношений субъектов медицинского права в деталях.

Так, главными участниками в медицинском праве выступают:

в первую очередь, пациент;

медицинский персонал (или лечащий врач непосредственно);

медицинское учреждение (больницы, поликлиники, госпитали, медицинские институты, частные клиники, здравницы, научно-исследовательские институты и прочие);

страховые медицинские организации, страхователи;

государственные организации, занимающиеся сферой здравоохранения.

В центре всех отношений, возникающих в области медицины, стоят отношения врача и пациента. Все другие проистекающие или вспомогательные отношения не вызывают столько правовых проблем, сколько это происходит в рамках отношений врача и пациента. Причем законодательство предусматривает правовое положение этих субъектов таким образом, что круг прав пациента почти приравнивается к обязательствам врача. Современное положение дел показывает, что повышение осведомленности, медицинской и правовой культуры пациентов никак не ограничивает необоснованных претензий с их стороны, и, наоборот, повышает потребность что-либо доказывать. При таком раскладе врачу просто жизненно необходимо обезопасить себя от необоснованных притязаний; медицинской деятельности требуется строгое юридическое регламентирование.

Начиная со второй половины ХХ века, во всем мире происходит смена модели отношений врача и пациента.

На смену традиционной модели - патерналистической (со стороны пациентов ее можно назвать инфантилистической: от лат. рater - отец, infans - юный, дитя), приходит современная - партнерская модель.

Правовое сознание подошло к такому выводу, что права и обязанности пациента и врача должны быть сбалансированы. Для этого некоторые государства начали пересматривать свои нормы законодательства. Так, в 2011-м году в законе о здравоохранении Российской Федерации впервые были закреплены обязанности пациента. На наш взгляд, самая революционная из них - обязанность заботиться о своем здоровье. В этом и заключается сама суть партнерской модели. Законодательство обязано обеспечить эффективную защиту, как прав пациента, так и прав медицинского работника. На сегодняшний день в большей степени практика сходится только к противостоянию пациентов с врачебными ошибками. Но что считать "врачебной ошибкой"? Это понятие до сих пор не раскрыто в должной степени, так как некоторые авторы не предусматривают под этим понятием вины, то есть психического отношения лица к совершаемому действию или бездействию. Напротив, некоторые авторы настаивают на обратном. И в этом противостоянии и выражается сама суть социального статуса врача, особенно огромная социальная ноша обязанностей этой профессии. Ни в одной другой профессии (разве что только у учителей) не предусмотрена обязанность к постоянному образованию, усовершенствованию; усовершенствованию не только себя, но и коллег. Декларация по медицинскому образованию, принятая в 1987-м году в Мадриде, так и провозглашает: "Все врачи приговорены к пожизненному обучению. Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться, обязан быть в курсе всех достижений медицинской науки и поддерживать необходимый уровень собственных знаний и навыков. За предоставление всем врачам равных возможностей непрерывного совершенствования ответственность несут медицинские школы, клиники и профессиональные ассоциации". Отсюда простое умозаключение - в каждой врачебной ошибке есть доля ответственности государства, которое обязано принять необходимые меры по усовершенствованию врача.

Как же обезопасить медицинское обслуживание от халатности, случайных ошибок и неправомерных претензий? Чтобы решить эту задачу, надо обязательно принимать во внимание суть медицинской услуги; сведение к минимуму вероятности противоправного действия; и, конечно же, права потребителя (т.е. пациента). Предусмотрев заранее некоторые ситуации, можно юридически грамотно составленной документацией оградить врача от недобросовестного исполнения своих обязанностей, а также возложить на пациента добросовестное исполнение предписаний врача.

Особенность своевременного медицинского обслуживания заключается в договорном характере взаимоотношений медучреждения и пациента, а также в том, что, помимо государственных учреждений, им занимается частная система здравоохранения. На следующем примере видно значение соблюдения требований договора с обеих сторон.

Гр-ка Р. обратилась в частную медицинскую организацию с просьбой о проведении ей косметических операций, направленных на реконструкцию века и лица. Пациентка и фирма заключили договор о проведении указанных медицинских вмешательств. При этом в договоре особым пунктом отмечено, что пациент обязуется: "...выполнять все медицинские предписания фирмы в послеоперационный и реабилитационный периоды. Фирма освобождается от имущественной ответственности при несоблюдении пациентом ее рекомендаций". Как следует из медицинских документов, гр-ке Р. после обследования в соответствии с договором были проведены операции. После суточного пребывания в стационаре ее выписали домой с рекомендацией: ежедневно приходить для наблюдения и обработки операционных ран и перевязок. В карте пациента отмечено, что гр-ка Р. в послеоперационном периоде в стационаре и во время ежедневных посещений медучреждения вела себя агрессивно по отношению к персоналу, не выполняла назначения врачей, т. е. нарушала условия договора. Кроме того, она самовольно применяла различные косметические средства для достижения косметического эффекта: 6% перекись водорода для отбеливания, крем с эффектом "автозагар" для придания коже естественного цвета. В медицинской документации подробно описаны появление на лице пациентки химических ожогов, которые пришлось лечить врачам фирмы. После окончания лечения в заушной области остались слабо заметные плоские послеоперационные рубцы, на лице - участки пигментации после ожогов.

В связи с этим гр-ка Р. подала заявление в суд, в котором предъявила иск на возмещение физического и морального вреда, причиненного ей врачами фирмы. По данным медицинских документов и объективным признакам установлено, что ожоги имеют химическое происхождение и возникли непосредственно после проведения косметических операций. Экспертизой установлено, что участки послеожоговых рубцов, пигментации не являются результатом оперативных или применения иных медицинских вмешательств. Эти изменения кожи лица - результат не показанного применения больной химических веществ.

Юридически вина пациентки была доказана, так как ею нарушены принципиальные условия договора о строгом выполнении медицинских рекомендаций.

В приведенном случае с ошибочными обвинениями врачей надлежащим образом оформленные медицинские документы позволили экспертам сделать научно обоснованные выводы, отвергнуть необоснованные претензии истца. Обращая внимание медицинской общественности на появление такого рода дел, необходимо учесть важность воспитания у врачей чувства профессиональной настороженности и важности овладения основами медицинского права.

ООО "Business Service Centre" с этого года активно начало разработку пакета услуг медицинским учреждениям, в том числе положило начало более глубокому изучению медицинского права, и в частности проблем в сфере применения медицинско-правовых норм. Мы можем предоставить ряд услуг, в том числе нижеперечисленные:

- подготовка пакета документов для получения лицензии и регистрации медицинского учреждения,

- подготовка пакета документов для урегулирования трудовых отношений,

- подготовка пакета документов для регулирования отношений с пациентами, что в значительной степени может обезопасить врача от неправомерных притязаний пациентов,

- юридические консультации в сфере применения медицинского законодательства,

-досудебное урегулирование споров,

- защита медицинских учреждений и работников в суде, юридическая поддержка во взаимоотношениях с уполномоченными государственными органами.

Лейла Мамедова,

юрист ООО "BSC"

http://bsc.az/

https://www.facebook.com/bsc.group.ltd

Тэги:
Лента

Лента новостей