Сеймур Алиев
Накануне Россия через своего газового монополиста компанию "Газпром" официально объявила о намерении вывести на границу Европы 47 миллиардов кубометров газа, составив прямую конкуренцию Азербайджану на газовом рынке ЕС.
Однако если эту цифру и ранее было вычислить несложно (при проектной мощности газопровода "Турецкий поток" в 63 млрд. м3 и договоренности поставлять Турции 16 млрд. м3 газа), то наиболее важным в заявлении "Газпрома" являются планы по строительству сухопутного газопровода протяженностью 180 км.
Это заявление было сделано по итогам переговоров главы "Газпрома" Алексея Миллера и министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза, которые обсудили ход реализации проекта по строительству газопровода из России в Турцию через Черное море и совершили облет на вертолете планируемой трассы сухопутной части газопровода.
Также очень важен выбор точки сдачи газа турецким потребителям в европейской части этой страны - недалеко от Стамбула. То есть в западной части страны, куда должен доставить азербайджанский газ для турецких потребителей и газопровод TANAP. То есть Россия намерена конкурировать с Азербайджаном не только в Европе, но и в Турции.
Однако, не смотря на то, что "Газпром" заявляет о завершении строительства первой нитки газопровода в Турцию в декабре 2016 года к этому проекту остается очень много вопросов.
Во-первых кто будет финансировать этот проект. Сегодня все крупные проекты финансируются за счет кредитов. Однако то, что российской компании иностранные МФИ в нынешней ситуации предоставят средства сомнительно. Остается финансирование только за счет собственных средств. Но в условиях падения цен на нефть, и серьезного сокращения доходов России, это может быть сделано только из принципа. Чтобы разделить риски в такие проекты привлекается несколько участников, однако "Газпром" реализует этот проект один.
Что касается сухопутной части газопровода, то здесь вопрос участия Турции и финансирования ее доли, особенно с учетом того, что она является участником другого многомилиардного проекта - TANAP. Есть ли у Анкары средства для реализации обоих проектов? Не стоит также забывать, что по TANAP пойдет газ и турецкой государственной компании TPAO, которая имеет около 20% в проекте "Шах Дениз".
Конечно "Газпром" не теряет надежды поставить в Европу свой газ с турецкого направления, тем более что раньше представители компании заявляли о том, что прекратят транзит через Украину. Однако ЕС сейчас нужно прежде всего обеспечить альтернативные источники и собственную энергобезопасность. Российские проекты этим требованиям не отвечают.
В вопросах поставки азербайджанского газа в Европу и российских проектов многое прояснится в ходе первого Совещательного совета "Южного газового коридора".
Однако несмотря на все существующие вопросы Президент Азербайджана Ильхам Алиев однозначно ответил на все заявив: "Ясно, что поступающий из Азербайджана газ станет единственным новым источником газа, который получат европейские потребители в ближайшем будущем. Все другие проекты, в том числе проекты, связанные с диверсификацией маршрутов, предусматривают диверсификацию не источников, а маршрутов".
Сеймур Алиев, глава Русской службы новостей Trend