...

Азербайджанка собрала в Екатеринбурге более 600 музыкантов из 24 стран мира

Интервью Материалы 14 октября 2015 17:14 (UTC +04:00)
Программный директор международного музыкального фестиваля «Евразия» Гюляра Садыхзаде рассказала российскому изданию "Малина" о том, как ей удалось собрать в Екатеринбурге более 600 музыкантов из 24 стран мира.
Азербайджанка собрала в Екатеринбурге более 600 музыкантов из 24 стран мира

Программный директор международного музыкального фестиваля "Евразия" Гюляра Садыхзаде рассказала российскому изданию "Малина" о том, как ей удалось собрать в Екатеринбурге более 600 музыкантов из 24 стран мира.

Международный фестиваль "Евразия" проводится в Екатеринбурге с 2011 года. В этом году его программа сфокусирована на музыкальной культуре Средиземноморья. В Третьем международном фестивале принимают участие более 600 музыкантов из 24 стран мира - Италии, Португалии, Великобритании, Франции, КНР, Египта и других. В течение 11 дней, с 6 по 16 октября, на сцене Свердловской филармонии исполняются произведения французских, итальянских, греческих, египетских авторов. Отдельный акцент фестиваля - мировые премьеры россиянина Антона Батагова, японца Тосио Хосокавы и екатеринбургского композитора Ольги Викторовой.

- Фестиваль "Евразия" проходит в Екатеринбурге третий раз. Среди его участников - множество иностранных коллективов, более 600 музыкантов из 24 стран мира. Это чудовищные цифры.

- Цифры не должны вас пугать хотя бы потому, что мы все должны помнить, что уже давно живём в глобальном мире, такой глобальной деревне. На фестиваль приезжает, например, знаменитый ансамбль "Арпеджиата", которым руководит хороший музыкант Кристина Плухар, и среди его участников - представители шести или девяти стран. Это люди, которые живут в одной стране Европы, ездят на работу в другую страну, а выступают ещё в пяти и имеют квартиры там, там и там. И как мы будем это определять? Да, участников много, они все представляют разные страны.

- На открытии фестиваля вы вышли на сцену и сказали, что главный месседж - это единство и толерантность. То, что вы сейчас рассказали про по-настоящему интернациональный состав, ещё раз подтверждает это тезис.

-Это реальность, в которой мы живём. Любые попытки изменить структуру мира, поставить искусственные барьеры обречены на провал. Это уже невозможно. Но мы почему-то забываем, насколько всё взаимосвязано в мире, в том числе культура. Она перетекает из страны в страну, оказывает мельчайшие, тончайшие влияния или наоборот, мощные. А мы почему-то никогда не можем отрефлексировать этот процесс. Екатеринбург - хорошее место, чтобы наконец начать это делать, потому что разделение на Европу и Азию в каком-то смысле искусственно. С одной стороны, это разные цивилизации, разные культуры, разные поведенческие культурные коды. С другой стороны, где была бы вся европейская культура, если бы не было арабского возрождения в XIII веке? Откуда бы мы взяли наши современные инструменты, ту же скрипку или виолончель, если бы крестоносцы в своё время не поехали в Иерусалим за гробом Господним и не привезли оттуда какой-нибудь арабский уд, из которого вышла виола да гамба и виола д'амур.

- Тема этого фестиваля - Средиземноморье, и после ваших слов хочется пояснений по поводу Средиземноморья.

- Тема прошлого, второго фестиваля была "Свет с Востока", знаменитое латинское изречение Ex oriente lux. Имелось в виду, что с Востока приходят знания. Нынешнее, Mediterranea, это даже не столько Средиземноморье, сколько Средиземье.

Все страны, которые выходят к Средиземному морю - а это, между прочим, два десятка стран, - имеют в своей культуре нечто общее. Простой пример: я хотела привезти на фестиваль новую программу, которую придумал Жорди Саваль, известный испанский, скорее даже, каталонский музыкант. Он сам виолончелист, играет на старинной виоле да гамба, но главное, что у него есть замечательный ансамбль "Гесперион XXI". Они придумали программу "Балкан", причём латиницей её название писалось как Bal-kan. Это про Балканы - и не только.

Bal и kan - это два турецких слова, которые переводятся как "кровь" и "мёд". Понятно, сколько крови было пролито на Балканах и сколько там мёда - песен, солнца... Жорди Саваль представил эту программу на фестивале в Зальцбурге. Разные-разные люди: из Сирии, Турции, Греции, Португалии - отовсюду представляли свои песни. Все эти песни были сложены в цикл, что-то вроде "Времён года" - весна, осень... И одновременно это цикл человеческой жизни: рождение, зрелость, старость. А в пятой части программы каждый представитель страны выходил и пел простую песенку. И выяснилось, что эти песенки называются по-разному, а мелодия у них одна, она практически совпадает. Я запомнила только, что по-турецки это Üsküdar, но там было много других песен из разных стран, которые мотивно совпадали.

Так, не говоря ни единого слова, Жорди Саваль показал нам, что все люди братья, и песни у них одинаковые, нет смысла разбираться, чья это песня, греческая или турецкая.

Нам не удалось привезти именно эту программу - мы уже практически договорились, но грянул кризис, и пришлось редуцировать программу. А если бы не кризис, то у нас бы такое было на фестивале!

Гюляра Садыхзаде, программный директор международного музыкального фестиваля "Евразия", журналист, публицист, музыкальный и арт-критик, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга. Родилась в Баку. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Автор более 3000 журнальных и газетных статей, опубликованных в российской прессе ("Ведомости", "Культура", "Независимая газета", "Невское время", "Фонтанка.ру"). Постоянный гость и музыкальный обозреватель европейских фестивалей. С 2012 года - программный директор международного фестиваля "Евразия".

Тэги:
Лента

Лента новостей