...

Я "случайно" родился в Баку, или откровения Эммануила Виторгана о своих женах (фотосессия)

Интервью Материалы 28 декабря 2009 12:01 (UTC +04:00)
Я "случайно" родился в Баку, или откровения Эммануила Виторгана о своих женах (фотосессия)
Я "случайно" родился в Баку, или откровения Эммануила Виторгана о своих женах (фотосессия)

27 декабря популярному артисту театра и кино Эммануилу Виторгану исполнилось 70 лет. Эммануил Виторган родился 27 декабря 1939 года в Баку. В юбилейных интервью актер подчеркивает, что "случайно" родился в Баку. Отец, Гедеон Виторган, был крупным хозяйственником, работающим в мукомольной промышленности, его часто "перебрасывали" с объекта на объект. Актер называет себя "одесситом по крови", говорит, что любит импровизировать и умеет достойно ответить шуткой: "У меня с чувством юмора все в порядке!"

После школы поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, который окончил в 1961-м. В 1971-м Эммануил Виторган вместе со своей женой Аллой Балтер переехали в Москву. У супругов родился сын Максим. Больше 20 лет Виторган работал в Академическом театре им. В. В. Маяковского. А недавно вместе со своей третьей женой Ириной Млодик, продюсером, открыли культурный центр Эммануила Виторгана на Остоженке.

Роковой красавец, злодей и сказочник. На счету народного артиста России сотни ролей в кино и театре. Свой день рождения он встретил дома с семьей.

В интервью www.mk.ru известный бакинец рассказал о своих отношениях с женами.

"Такого жизнелюбца еще поискать. Влюбчивый до умопомрачения.
У него было три жены, и с каждой - потрясающий роман. Красавицу Аллу Балтер и нынешнюю супругу Ирину он просто обожествляет. Откровенен до невозможности. Закрыт, когда это ему хочется. Главное, чтобы костюмчик сидел. Как ни странно, для Виторгана это важно. Почему нет - он же Мужчина! Сделанный своими женщинами.

- Сегодня все говорят про
кризис. Для вас это понятие существует?

- В финансовом плане не существует. Я не гурман, могу есть просто картошечку. Я не тот человек, который ходит по магазинам и выбирает себе костюм. Нет, мне все покупали жены и дарили друзья. Больше меня беспокоит кризис в человеческих взаимоотношениях. Поверьте, я совсем не пижоню, говоря об этом. С годами начинаешь понимать, что материальные проблемы, которые беспокоили и мучили в более раннем возрасте, - не главное. А вот то, что я в жизни встретился с людьми, благодаря которым продолжаю жить и вкалывать, - это шикарно. Мне повезло с родителями. Папа из-за пятого пункта не мог быть ни управляющим, ни директором, всю жизнь вкалывал инженером-мукомолом. Мной и старшим братом руководила мама. Мама - это мое чудо, я до сих пор ощущаю тепло ее тела. Не одежду, а именно тело. Это потрясающе. Сразу после 10-го класса я поступил туда, куда хотел, и получил ту профессию, о которой мечтал. Так что мне грех на что-либо жаловаться, мое тщеславие полностью удовлетворено.

- Но при этом вы перенесли страшные потери, не доиграли много ролей...

- Все правильно. К огромному сожалению, без потерь никому не обойтись. Но с этим надо постараться нормально прожить. Для меня противоестественны отрицательные отношения человека к человеку. Вот почему я никогда не отказывался от так называемых отрицательных персонажей ни в кино, ни на театре. Наверное, я наивен, но мне кажется, что люди, смотрящие на этих моих "героев", должны понимать, что это не лучший способ проживания. А насчет "не доиграл" - надеюсь, все впереди... Есть много людей, которые ненавидят проигрывать, им нужна только победа. Я терпелив абсолютно в этом смысле. Я могу и проиграть, могу себя признать неправым.

- Так в чем же было ваше последнее поражение?

- Это длится уже девять лет, после ухода из жизни Аллочки. Когда я после этого через два года женился на Ирише, от меня отошли люди, которых я очень сильно любил. Они почему-то посчитали мое соединение с Иришей чуть ли не своим личным оскорблением и перестали со мной общаться. Я с ними здороваюсь, а они - нет. Это очень талантливые, известные люди. А я все равно по-прежнему благодарен им за те годы, которые мы вместе провели в этой жизни. У меня нет в этом смысле огорчения, я лишь жалею, что они этого не понимают. Мне-то всегда казалось, что если моему другу хорошо - значит, и мне должно быть хорошо.

- Выходит, некоторые друзья посчитали брак с Ириной предательством?

- На мой взгляд, они не имели права в это вмешиваться. Но на их взгляд, очевидно, имели. Я не намерен их переучивать. Но этих людей совсем немного, и я желаю им только добра. Я в жизни испытал многое, дважды был чуть ли не на том свете, похоронил огромное количество близких мне людей, так что мне хочется, чтобы как можно меньше было забот у всех остальных, чтобы мы все прожили нормально причитающиеся нам годы. Вот мы сидим сейчас с вами здесь, а этажом выше у меня квартира, о которой я мечтал и которую получил в конце концов в 64 года...

- Так вы вообще первую отдельную квартиру в 40 лет получили.

- Да, до этого были общаги, коммуналки. По тем временам мы на это не очень обращали внимания. И если бы не рождение Максима, то никаких проблем не было. Максим прожил в общежитии театра Станиславского до 7 лет, но ему надо было идти в школу, а рядом школы не было. Вот тогда мы и переехали. Я мечтал о квартире, где был бы второй этаж, с лестницей, где был бы камин, кабинет. А теперь у нас будет культурный центр. Но, поверьте, мы это делаем только для общения с людьми. Для меня общение всегда было самым главным. Так было и те 30 лет, что мы прожили с Аллочкой, так и теперь с Иришей.

- Из некоторых интервью кажется, что ваши отношения с Ириной начались тогда, когда Алла Балтер еще была жива и болела. Наверное, я не прав?

- Прав, прав, только я не понимаю, что вы понимаете под словом "отношения". Аллочка была знакома с Иришей. Ириша нам всегда очень помогала, привлекала людей в наш клуб. Потом Иришка исчезла, года три мы вообще с ней не общались, может, только по праздникам перезванивались, поздравляли друг друга. Мы бывали у нее дома с Аллочкой, она бывала у нас со своими друзьями. Вот такие отношения существовали, безусловно. Все остальное - выдумки и фантазия людей. А наши физиологические отношения начались значительно позже.

- Значит, вы никак не предали свою любовь к Алле. Но с сыном у вас были недомолвки именно из-за этого?

- Максима, наверное, можно понять, он сын. К счастью его и моему, он общался с Аллочкой значительно больше, чем со мной. Я думаю, что Аллочка дала ему очень многое. О так называемых наших взаимоотношениях после ухода Аллочки много придумано. И то, что он не звонил, не появлялся... Неправда, звонил и появлялся. А сейчас он и с Иришей общается больше, чем со мной.

- Какие достоинства вы бы отметили у вашей нынешней супруги?

- Она по образованию музыкант, скрипачка. Но у нее потрясающие качества бизнес-леди. Она умеет с людьми поддерживать связь, умеет дружить. Она бесконечно почитает родителей, помогает сестре и племяннице. Помогает моим родственникам. Она обо всех помнит.

- Она же вас и соединила с дочерью от первого брака.

- Конечно. За те 30 лет, что мы расстались, было несколько моих попыток поговорить с дочкой, но никак не получалось. Аллочка не принимала в этом такого активного участия, она была очень занята Максимом и своей профессией. А Иришка настояла, и она это сделала. За что я ей бесконечно благодарен. Мы теперь и с моей первой женой Томочкой Румянцевой перезваниваемся. Встречались на Валааме, когда туда приезжали. Ведь были же у нас минуты счастья, их надо помнить. А при разводе надо поблагодарить друг друга и разойтись - без мордобоя, без рванья друг другу глоток и материальных ценностей.

- Это вы сейчас так говорите, а тогда...

- Ко мне Тамара и ее семья всегда относились потрясающе. Когда я ушел, Ксюше, которую я обожал, было всего четыре годика. Они ни в чем не виноваты, это было мое решение. Ведь когда я встретил Аллочку - буквально дышать не мог. Да, конечно же, Тамара на меня держала обиду. Но все это уже в прошлом. Я помню только самое хорошее.

- Говорят, Ирина держит вас в ежовых рукавицах.

- Ерунда! Я могу дурачиться, при ком-то сказать: "Слушаюсь, Ирина Михайловна". Крайне редко даже могу на нее рассердиться по какому-то поводу, но через несколько минут понимаю, что зря это делаю, потому что она вкалывает с утра и до ночи. Посмотрите, у нее по четыре телефона в ушах.

- Почему вы четыре года назад ушли из театра Маяковского?

- Много причин. Я был одним из тех, кто поддержал приход в театр Сергея Арцыбашева. Гончарова вспоминаю с благодарностью, он всем нам очень много дал. Да, мог скандалить, орать нечеловеческим голосом, но это все была игра. Помню, сижу в зале на репетиции, он кричит на артистов, чуть ли не пищит, да так, что на улице слышно. Проходит мимо меня, вдруг так тихо, спокойно: "Ну как дела?" И опять продолжает заливаться. У нас в театре было лишь три человека, на которых он не повышал голос, - Гундарева, Джигарханян и я. Но когда я увидел, как уже после смерти Гончарова стали выбрасывать под дождь на улицу портреты знаменитых актеров Маяковки, просто озверел. Ворвался к Арцыбашеву в кабинет и все высказал. Были и еще причины ухода. На мой взгляд, неприемлемо играть спектакль на свадьбе у какого-то депутата, и чтобы он в постановке выходил с невестой...

- Но, может, артист должен играть в любой ситуации, даже на свадьбе депутата?

- У каждого свои компромиссы. Должен вам со стыдом сознаться, что сегодня я принимаю предложения, на которые раньше бы не согласился. Но я не хочу уходить из жизни в нищете. Ведь до сих пор мы сбрасываемся на гроб людям, которых носили на руках.

- Но если соглашаться на ерунду, за которую платят деньги, потом может быть и стыдно.

- Не может быть, а точно стыдно. Правда, я так делаю, к счастью, не всегда, но иначе бы мы никогда не построили свой театральный центр.

- В еде вы неприхотливы. А в одежде? Вас часто видят на разных презентациях в белоснежных костюмах.

- Да, я надеваю костюмы, у меня и смокинг есть. И мне идет. Я белую рубашку редко надеваю, потому что если я еще к костюму такую же рубашку надену - становлюсь самым пижонистым пижоном. А так мне вообще любая форма идет. Особенно оберштурмбаннфюрера СС.

Накануне 70-летия народный артист России побывал в гостях у "КП" (www.kp.ru)

"Эммануил Гедеонович до сих пор с горечью вспоминает о том, что в молодости из-за большой любви к актрисе Алле Балтер ему пришлось оставить маленькую дочь и первую жену. И только недавно с ними удалось наладить отношения.

- У меня была замечательная первая жена - актриса Тамара Румянцева. Мы познакомились в Ленинградском театральном институте. Тамара училась на параллельном курсе. У нас родилась дочка Ксюша. Все было прекрасно до того дня, когда меня пригласили в Театр Ленинского комсомола в Питере. Там я встретил актрису, глядя на которую буквально не мог дышать. Наверное, такие сильные эмоции можно испытывать только в молодости...Я понимал, что своей новой любовью наношу страшный удар своей первой семье, которая этого не заслуживала. Но ничего поделать с собой не мог.

- Однако можно было существовать в двух плоскостях, как делают многие, когда есть и жена, и любовница...

- Мне было всего 24 года, я был максималистом. Решил, что обманывать нельзя - обман будет чувствовать ребенок... Аллочка мне говорила: не смей уходить из семьи, не надо нам встречаться! Она была потрясающим человеком.

- Но все-таки с первой женой вы расстались.

- Да, и начался очень сложный и нервный период. Тамара просила, чтобы мы с Аллой уехали из Ленинграда. Мы были довольно популярной парой, нас постоянно показывали по телевидению, приглашали на радио, мы вместе выходили на сцену. Наверное, ей было тяжело видеть нас вместе, да и дочка из-за этого переживала. И мы с Аллой уехали в Москву.

- И все эти годы с дочкой не общались?

- Было несколько не особенно удачных попыток восстановить отношения. Вроде бы что-то налаживалось, а потом опять обрывалось. А когда моя первая супруга вместе с дочкой переехали в Петрозаводск, связь почти совсем прервалась. Тем более Алла не настаивала на том, чтобы я сближался с первой семьей. Мы оба много работали, в свободное время старались больше времени проводить с нашим сыном Максимом. Алла отказывалась от многих ролей в кино, жертвовала профессией, чтобы я имел возможность сниматься. Она оставалась с сыном: ни дедушки, ни бабушки рядом с нами не было. Конечно, из-за этого пропустила очень много ролей в кино, хотя у нее была необыкновенная жажда работы. Периоды простоя она мучительно переживала... (Балтер умерла от рака в 2000 году. - Ред.)

- И как же вам удалось наладить мосты с дочерью Ксенией?

- Благодаря Иришке (третья жена Виторгана Ирина Млодик моложе мужа на 23 года. - Ред.). Мудрая женщина, именно она сумела вернуть мне мою первую семью. Теперь я встречаюсь и с Тамарой, и с дочерью Ксенией, и с внуками... Дочка уже больше 20 лет живет на острове Валааме. Вырастила там двоих детей. Она директор Дома культуры и бесконечно увлечена своей профессией, ставит спектакли. Места там, конечно, божественные, но жить на Валааме нелегко: много монахов, светских людей мало осталось на острове. В этом есть некоторое противостояние. Но дочка уезжать с острова не хочет, такой у нее характер...Ирина мне говорит: "Теперь у тебя и на Валааме есть семья, и в Москве - семья Максима. У тебя четверо внуков - это счастье". А два дня назад мне позвонила дочка Ксюша и говорит: "Папа, сядь, пожалуйста, и выслушай эту новость спокойно. В декабре ты станешь прадедом".

- Так это же подарок к вашему 70-летию!

- Да-да. Моя внучка Сашенька, ей только 19 лет, скоро сделает меня прадедушкой. Замечательно! Я и не думал, что доживу до такого дня.

- Какой лучший подарок вам дарили в детстве?

- Велосипед!

- Вы водите машину?

- Нет, хотя есть права. В кино я садился за руль, когда впереди ехали сотрудники ГАИ и разгоняли другие машины. В жизни меня дважды подрезали. И у меня возникало желание догнать и ударить по той машине, которая меня подрезала. Чтобы не возникало таких опасных желаний, я решил вообще не садиться за руль.

- Вы верите в приметы?

- Нет. Я слишком ироничный человек.

- Спортом занимаетесь?

- Даже зарядку не делаю.

Лента

Лента новостей