...

S&P оценила риски банковского сектора Узбекистана как высокие

Бизнес Материалы 5 декабря 2014 13:15 (UTC +04:00)
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s (S&P) оценила риски банковского сектора Узбекистана как высокие. Об этом говорится в распространенном отчете S&P «Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Узбекистан»
S&P оценила риски банковского сектора Узбекистана как высокие

ТАШКЕНТ /Trend/ - Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's (S&P) оценила риски банковского сектора Узбекистана как высокие. Об этом говорится в распространенном отчете S&P "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Узбекистан".

"В соответствии с методологией оценки отраслевых и страновых рисков банковского сектора (Banking industry country risk assessment - BICRA), мы относим банковский сектор Узбекистана (нет рейтингов S&P) к группе 8, что отражает оценку экономического риска "7" и оценку отраслевого риска "9", - говорится в сообщении S&P со ссылкой на данные отчета.

По данным S&P, в соответствии с градацией BICRA, страны подразделяются на группы в зависимости от уровня рисков в их банковских секторах - от группы 1 (страны с наименьшими рисками) до группы 10 (страны с наибольшими рисками).

"Наша методология присвоения рейтингов банкам предполагает использование компонентов оценки BICRA - оценок экономического и отраслевого риска - для определения базового уровня рейтинга, на основе которого присваивается кредитный рейтинг эмитента. Базовый уровень рейтинга коммерческого банка, действующего только в Узбекистане, - "b+", - говорится в сообщении.

Позитивными факторами, определяющими рейтинги банковского сектора Узбекистана, по мнению S&P, являются значительные профициты бюджета и счета текущих операций (благодаря хорошим перспективам экономического роста), небольшие экономические дисбалансы, обусловленные особенностями закрытой экономики и значительным контролем со стороны государства, в целом стабильная ресурсная база банковского сектора, которая состоит главным образом из депозитов клиентов и средств фондов развития.

К негативным факторам S&P относит очень высокий кредитный риск в экономике, обусловленный сравнительно невысоким уровнем благосостояния населения, недостаточно строгими стандартами андеррайтинга и уязвимостью правовой системы, низким уровнем развития институциональной системы, качества управления и прозрачности, а также ограниченным развитием конкуренции вследствие жесткого контроля экономики со стороны государства и его влияния на банковскую систему.

По данным Всемирного банка (ВБ), в 2014 году в Узбекистане ВВП на душу населения составил две тысячи долларов, валовый национальный доход - 5,34 тысячи долларов (в паритетах покупательной способности в 2013 году). По мнению агентства, показатель располагаемого дохода на душу населения в Узбекистане может быть выше ввиду значительных размеров теневой экономики.

"По нашему мнению, высокоцентрализованный процесс принятия решений, связанных с экономическим курсом, оказывает негативное влияние на предсказуемость государственной политики. Это усугубляется ограниченной гибкостью монетарной политики в условиях фактически множественных валютных курсов и ограниченным доступом частного сектора к иностранной валюте", - отмечает S&P.

"Государство жестко контролирует экономику в целом и банковскую систему в частности. Специфика экономики и сильный государственный контроль снижают риски внешней волатильности и ограничивают возможность образования "ценовых пузырей" в экономике, в частности в секторе операций с недвижимостью", - говорится в сообщении.

Несмотря на низкий уровень долговой нагрузки юридических и физических лиц, мы полагаем, что невысокий уровень благосостояния, недостаточно строгие стандарты андеррайтинга и уязвимость правовой системы обусловливают потенциальное повышение кредитного риска в банковском секторе. В то же время, в 2013 году объем проблемных кредитов не превысил одного процента, отмечается в сообщении.

Согласно сообщению, система банковского регулирования и надзора в Узбекистане по-прежнему развивается, что обусловливает слабую рыночную дисциплину. Доминирующее положение в банковской системе Узбекистана занимают госбанки, в совокупности контролирующие около 80 процентов активов банковской системы, в которой велика доля директивного кредитования. Государственная форма собственности и контроль со стороны государства ограничивают развитие конкуренции, что негативно отражается на кредитоспособности частных банков", - отмечает S&P.

"Наша оценка фондирования банковского сектора отражает тот факт, что значительная часть кредитов финансируется за счет депозитов клиентов; чистое внешнее фондирование обеспечивает лишь около 14 процентов кредитов, которые привлекаются главным образом двумя крупнейшими государственными банками. Неглубокий и относительно неликвидный внутренний финансовый рынок и отсутствие достаточного доступа к долгосрочным ресурсам или ресурсам, привлекаемым с международных рынков капитала, также расцениваются как факторы риска", - говорится в сообщении.

Положение банковской системы Узбекистана с точки зрения подверженности экономическому риску оценивается как "стабильное", несмотря на предстоящие парламентские и президентские выборы, а также высокие темпы роста кредитования в экономике. Уровень кредитного риска остается очень высоким в структурном отношении, что обусловлено относительно низким - в международном контексте - уровнем развития экономики, а также слабостью платежной культуры и уязвимостью правовой системы, отмечает Standard & Poor's.

"Мы оцениваем тенденцию в отношении отраслевого риска в банковской системе Узбекистана как "стабильную". Повышение прозрачности и качества данных может обусловить пересмотр оценки институциональной среды. Мы полагаем, что доминирование банков с государственным участием в банковском секторе страны и в дальнейшем может препятствовать развитию конкуренции в банковской системе. Фондирование узбекских банков оценивается как относительно стабильное благодаря увеличению объемов государственного финансирования и корпоративных депозитов. Вместе с тем мы отмечаем снижение темпов роста розничных депозитов и ухудшение показателей капитализации банков вследствие быстрого роста активов", - подчеркивается в сообщении.

В банковской системе Узбекистана в настоящее время действуют 27 коммерческих банков, в том числе три государственных, четыре с участием иностранного капитала, 11 акционерных и девять частных.

Совокупные активы коммерческих банков Узбекистана в 2013 году увеличились на 30,3 процента - до 43,9 триллиона сумов, совокупный кредитный портфель вырос на 29,9 процента - до 26,5 триллиона сумов, общий объем депозитов - на 14,5 процента (до 26,1 триллиона сумов), совокупный собственный капитал - на 4,8 процента (до 6,5 триллиона сумов).

Официальный курс на пятое декабря - 2405,41 сума/$1.

(Автор: Демир Азизов. Редактор: Константин Шапиро)

Твиттер: @AygunBadalova

Тэги:
Лента

Лента новостей