За депутатские кресла борются сторонники двух консервативных группировок и коалиция сторонников реформ. Реформаторы, однако, перед голосованием были существенно ослаблены. Верховный орган иранской юстиции, Совет стражей, отстранил от участия в выборах более 1700 кандидатов. В результате, сторонники реформ получили возможность бороться только за треть депутатских мандатов. ( Радио Свобода )
По сути, пишут "Известия", все претенденты на получение депутатского мандата в той или иной степени тяготеют к одному из двух полюсов - консервативному или реформистскому. Первые ставят во главу угла неукоснительное следование принципам исламской революции и идеям основателя Исламской Республики имама Рухоллы Мусави Хомейни, а также проведение максимально жесткой дипломатической линии по отношению к Западу. На выборах они будут представлены, в первую очередь, коалиционным блоком, получившим название Объединенный фронт консерваторов (ОФК). В него, в частности, вошла ультраправая партия "Сладкий вкус служения", активно поддерживающая Ахмадинежада. Другое объединение консерваторов - Расширенная коалиция - ассоциируется, помимо прочих, с экс-секретарем Совбеза ИРИ Али Лариджани, который возглавлял иранскую команду переговорщиков по "ядерному досье" и покинул осенью прошлого года свой пост в связи с разногласиями с президентом. Сюда же входят сторонники мэра Тегерана Мохаммада Багера Галибафа, как и Лариджани, проигравшего Ахмадинежаду на президентских выборах 2005 года.
Расширенная коалиция идет на выборы формально по собственному списку, однако он насчитывает не более 40 человек, которые будут баллотироваться в основном по столичному избирательному округу. Подавляющее же большинство ее кандидатов фигурирует также в списке ОФК. За несколько дней до голосования видные представители коалиции, в том числе Лариджани, выступили в поддержку фронта. В то же время о неоднородности консервативного лагеря говорит тот факт, что среди его участников нет единого мнения относительно ряда аспектов экономической политики нынешнего правительства.
Что касается реформаторов, то их идейным лидером является экс-президент ИРИ Мохаммад Хатами (1997-2005). Выступая за социальные и политические перемены, определенную либерализацию общества, они никоим образом не отказываются от ценностей исламской революции. Во внешней политике реформаторы допускают потепление в отношениях с Западом и выражают несогласие с курсом Ахмадинежада, по их мнению, угрожающим стране изоляцией и даже военным конфликтом. Объединенные в коалицию, реформаторы могут претендовать на не более чем 30% мест в меджлисе, что обусловлено дисквалификацией значительного числа их кандидатов в процессе рассмотрения "компетентности" потенциальных народных избранников.
Особняком на "политической карте" Ирана стоят сторонники экс-спикера парламента Мехди Кярруби и его партии Национального доверия. Разделяя реформистские идеи, Кярруби дистанцировался от своих бывших "попутчиков" и принял решение идти на выборы собственным списком.