БАКУ /Trend/ - В последнее время увеличилось число визитов российских официальных лиц в Иран. Министр обороны России Сергей Шойгу во время визита в Иран провел переговоры со своим иранским коллегой Хосейном Дехканом. По итогам переговоров было подписано межправительственное соглашение о военном сотрудничестве между двумя странами. Подписанный между главами оборонных ведомств России и Ирана документ не имеет серьезного политического веса и конкретики. В основном документ предусматривает проведение совместных учений на Каспии. По заявлению иранской стороны, подписанное соглашение охватит решение спорных вопросы в связи с поставкой российских зенитно-ракетных комплексов С-300.
Об этом сказал в среду на пресс-конференции директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.
По его словам, чуть позже глава МИД России Сергей Лавров, отвечая на вопрос иранского журналиста в Москве, заявил, что не слышал сообщений о том, что между Ираном и Россией обсуждалась тема С-300.
"Очень важная деталь, характеризующая российско-иранские отношения: главу минобороны России в Иране принял только министр обороны страны. Спикера парламента Грузии Давида Усупашвили во время визита в Иран приняли президент и даже экс-президент страны. В конце прошлого года в Иране с визитом побывал председатель Госдумы России Сергей Нарышкин, которого не принял президент Хасан Рухани. Россия - страна, неоднократно спасавшая Иран от санкций СБ ООН. А Грузия - государство, отменившее после упразднения безвизового режима с Ираном упрощение визового режима. Однако визит советника по международным связям верховного лидера Ирана Али Акпера Вилаяти в Россию состоялся в другом статусе. Вилаяти принял президент России Владимир Путин. Вилаяти совершил визит в Москву, осознавая, что поведение Ирана во время визита грузинской делегации в страну вызовет серьезное недовольство России. Приглашение Путина в Иран, заявления Ирана в связи с членством в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) - политические маневры. В Иране понимают, что самую большую ценность Ирану в глазах США придаст антироссийская политика. Ирано-американские отношения не настолько плохи, как раньше. Президент США Барак Обама заявил, что наложит вето на законопроект о новых санкциях против Ирана, если его примет конгресс. По мнению Обамы, дополнительные санкции в отношении Ирана могут еще больше усложнить переговорный процесс", - сказал Ахмедоглу.
По его словам, американская сторона считает проводимые в Иране переговоры деловыми переговорами. Отсутствие резкого протеста США в связи со сменой правительства в Йемене также можно расценивать как результат этих переговоров.
"В ходе переговоров еще больше обострилось недовольство между верующими и командой президента Ирана: верховный лидер Ирана еще раз выразил недоверие США. Парламентарии Ирана высказали негодование в связи с тем, что министр иностранных дел страны Мохаммад Джавад Зариф совершил прогулку с госсекретарем США Джоном Керри в Брюсселе. Зарифу придется в ближайшее время ответить парламентариям. Внутри Ирана обострились отношения между президентом и парламентом. Парламент Ирана придерживается резкой религиозно-консервативной позиции. По этой причине парламент сильно задержал назначение министра образования, не дал согласия на назначение на должность министра образования реформаторских и образованных лиц. Президент Рухани рекомендовал часто проводить референдумы по важным вопросам. Это может стать действенным шагом в отношении парламента", - сказал политолог.
Ахмедоглу отметил, что между Ираном и США достигнуто согласие по всем принципиальным вопросам. Основная причина того, почему эти договоренности не реализованы, заключается в верховном лидере Ирана. "Переговоры, проводимые командой Рухани с США, оказывают влияние на поведение населения Ирана, в частности молодежи и студентов. Эти изменения в поведении создают у верующих ассоциацию со сменой власти. Поэтому они боятся. Именно по этой причине верховный лидер Ирана вновь выразил недоверие США", - сказал политолог.