...

В Таджикистане прозвучало словосочетание "политические заключенные"

Таджикистан Материалы 10 ноября 2009 15:44 (UTC +04:00)
В связи с масштабной амнистией в Таджикистане известный деятель оппозиции предложил власти отпустить на свободу трех бывших видных политических деятелей, о существовании которых в Душанбе стараются не вспоминать.
В Таджикистане прозвучало словосочетание "политические заключенные"

Виталий Волков, Deutsche Welle

В связи с масштабной амнистией в Таджикистане известный деятель оппозиции предложил власти отпустить на свободу трех бывших видных политических деятелей, о существовании которых в Душанбе стараются не вспоминать.


В Таджикистане на прошедшей неделе вступил в силу закон об амнистии. На свободу должны выйти около 10 тысяч заключенных. Но среди них вряд ли окажутся те, в чьих громких уголовных процессах наблюдатели за рубежом не исключают политической мотивированности. В связи с амнистией властям в Душанбе напомнили об этих "неудобных" заключенных.

У объявленной амнистии обозначился политический аспект

Амнистия в Таджикистане объявлялась и раньше, но впервые эта гуманитарная акция, которая обычно способствует популярности главы государства, приобрела гражданский, если не сказать больше - политический подтекст. Обозначению этого контекста, по мнению российского эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, способствовало публичное выступление авторитетного таджикского политика, члена верхней палаты парламента, бывшего вице-премьера, а в прошлом одного из лидеров исламо-демократической оппозиции, Ходжи Акбара Тураджонзода.

В интервью таджикоязычной газете "Миллат", а затем и в эфире таджикской службы "Радио Свобода" господин Тураджонзода сказал, что если президент Таджикистан проявит милосердие и в виде исключения амнистирует бывшего министра МВД Якуба Салимова, председателя Демократической партии Махмадрузи Искандарова и бывшего командующего президентской гвардией Гафура Мирзоева, то "это будет хорошо".

Аркадий Дубнов напоминает, что Салимов, Искандаров и Мирзоев отбывают, соответственно, пятнадцатилетнее, двадцатитрехлетнее и пожизненное заключение по обвинению в терроризме, подготовке государственного переворота, хищении государственных средств и тому подобное.

Заключенные названы политическими

"Но самое главное, таджикский сенатор назвал этих людей политическими заключенными. Эти слова в нынешних условиях Таджикистана звучат весьма смело, поскольку руководство страны представляет их уголовниками, и государственными преступниками, посягнувшими на конституционный строй. Эти слова, кроме того, дают возможность адвокатам, защищающим всех тех, кто осмелится критиковать нынешний таджикский режим, говорить о политических преследованиях в Таджикистане", - считает эксперт.

На вопрос Deutsche Welle о том, как отреагировали в Таджикистане на такое острое заявление одного из видных деятелей оппозиции, Аркадий Дубнов ответил, что "эта страна все-таки отличается от некоторых своих соседей по региону, закваска свободомыслия, полученная в первые годы независимости и вообще - характерного для таджикского менталитета, сказывается даже спустя 17 лет правления Эмомали Рахмона. Слова, сказанные Ходжи Акбаром Тураджонзода, в первую очередь, упоминание о существовании политических заключенных, тут же были перепечатаны другими таджикскими газетами, которые опубликовали даже фотографии этих политзэков. И это несмотря на то, что кое-кому в Таджикистане хотелось бы, чтобы об их существовании забыли вовсе".

Свидетельство неуверенности

Но есть ли основания считать, что власть в Душанбе "учтет пожелание" господина Тураджонзода? Вряд ли призыв сенатора как-то скажется на их судьбе в ближайшее время, считает Аркадий Дубнов. "Разумеется, президент Рахмон не осмелится их помиловать, он еще не настолько уверен в незыблемости своей власти в стране, чтобы пойти на такой шаг. Последние события в Таджикистане, напротив, говорят, что недовольство в обществе только нарастает. Другим свидетельством неуверенности главы государства является то, что в нарушение всех международных норм, двое его бывших ближайших соратников, Якуб Салимов и Гафур Мирзоев уже который год отбывают наказание не в тюрьме, а в изоляторах МНБ и МВД. Очевидно, пребывание этих людей в тюрьмах чревато неприятностями для официального Душанбе".


Мнение автора может не совпадать с позицией агентства Trend .

Лента

Лента новостей