Азербайджан, Баку, 16 апреля / корр. Trend Д.Ибрагимова /
Интервью персидской редакции Trend с послом Ирана в МАГАТЭ Али Аскаром Султанийе.
- Несмотря на применение международных санкций, на Национальном дне ядерных технологий Ирана было представлено много достижений страны в ядерной сфере, в том числе увеличение числа центрифуг на атомной станции Натанз до 7000, а также проведение испытаний центрифуг двух новых типов. Как вы оцениваете влияние международных экономических санкций на развитие ядерной программы Ирана, и какое сообщение, по-вашему, несут мировой общественности достижения Ирана?
- Развитие Ирана несет другим развивающимся странам одно сообщение: даже несмотря на применение санкций, страна может продолжать свой путь развития и может продолжать стоять на ногах. Это очень важное послание. Запад должен понять, что мы [Иран] не можем в XXI веке принять нелогичные санкции. У всех стран есть право на приобретение новых технологий во всех сферах - будь то ядерные технологии или другая область развития. Санкции не могут быть препятствием на пути основательного развития.
- Но некоторые западные страны обеспокоены тем, что Иран не соблюдает международные обязательства...
- Мы всегда выполняли свои обязательства в рамках МАГАТЭ, и мы хотим, чтобы другие страны тоже выполняли их. Зная свои обязательства на международном уровне, мы, в свою очередь, не можем отказываться от права приобретать ядерные технологии. Мы будем открыто продолжать развитие ядерной программы на основе пункта №4 Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и в рамках международного законодательства.
Запад уже должен был понять, что ему следует изменить свое поведение в отношении Ирана. Нельзя отрицать, что Иран достаточно силен, чтобы приобрести ядерные технологии, и наша страна всегда будет сотрудничать с МАГАТЭ.
- Некоторые западные официальные лица утверждают, что, несмотря на пять раундов переговоров между Ираном и Западом, не все вопросы решены. Можно ли сказать, что Иран пытается уклониться от переговоров с Западом?
- Это неправда. В период, когда я еще не был послом Ирана в МАГАТЭ, я тесно сотрудничал с представителями МАГАТЭ и могу сказать, какое огромное количество проверок проводится на ядерных объектах Ирана. Такое количество проверок не имеет аналогов в истории МАГАТЭ.
Все доклады МАГАТЭ публикуются на официальном веб-сайте агентства, и отчеты за предыдущие шесть лет показывают, что иранская ядерная программа не преследует военных целей.
Генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи говорил во всех отчетах, что ядерная программа Ирана не выходит за разрешенные рамки. По словам самого Барадеи, Иран заинтересован в продолжении сотрудничества с МАГАТЭ.
- Мухаммед аль-Барадеи, на самом деле, в своих отчетах не говорил о том, что Иран в развитии ядерной программы отходит от позволенного курса, но, наряду с этим, он неоднократно говорил о недоверии к целям ядерной программы Ирана. Какие пункты в ядерной программе Ирана остаются нерешенными?
- В некоторых СМИ распространяется не совсем верная информация и необоснованные упреки, которые направлены со стороны некоторых стран, в частности, Соединенных Штатов, против Ирана.
Главной темой обсуждения являются именно эти необоснованные обвинения и вокруг них создаются политические скандалы. Но, к счастью, все обвинения, которые предъявлялись Ирану Соединенными Штатами, были расследованы МАГАТЭ, и в спорные моменты была внесена ясность.
Мы ответили на все спорные технические вопросы, касающиеся ядерной программы, в рамках ДНЯО и законодательства МАГАТЭ. Все обвинения в отношении Ирана - это политическая атмосфера, создаваемая США. С другой стороны, МАГАТЭ неоднократно подвергалось давлению Соединенных Штатов и некоторых западных стран, противником чего является Иран.
- Из выступлений западных официальных лиц также можно видеть, что они сомневаются в программе Ирана по обогащению урана.
- До сих пор нас обвиняли в том, что вещества, производимые на ядерных станциях в Натанзе и в Исфахане, могут быть использованы для создания ядерной бомбы. Но во время празднования Национального дня ядерных технологий Ирана западные страны узнали о новых достижениях страны в ядерной сфере. Открытием завода по производству ядерных таблеток в Исфахане мы доказали, что используем ядерные технологии лишь для создания ядерного реактора. Эти реакторы мы будет использовать на электростанции Арак. А вещества, которые производятся на станции в Натанзе, после обогащения будут использованы в работе атомной станции Бушер. Открытие завода по производству ядерных таблеток в Исфахане - еще одно доказательство того, что иранская ядерная программа носит мирный характер. В настоящее время не может идти и речи о приостановке иранской программы по обогащению урана.
- Вы упомянули Национальный день ядерных технологий Ирана. Президент Ирана заявил во время празднования об испытании центрифуг двух новых типов. Эти центрифуги - усовершенствованный вариант центрифуг P-1 или P-2 (Пакистан - 1, Пакистан - 2) или центрифуги нового поколения?
- Предыдущие центрифуги не являются центрифугами класса Пакистан - они представляют класс "Персиан" (P-1, P-2 или IR-1, IR-2). Как и сказал Ахмадинежад, новые центрифуги называются IR-4, и информация о его характеристиках была представлена МАГАТЭ. Но я не могу дать информацию о технических характеристиках новых центрифуг.
В общем, я могу сказать, что центрифуги нового поколения более работоспособны, чем центрифуги предыдущих видов. Эти центрифуги работают на ядерных объектах Ирана под наблюдением камер МАГАТЭ, как и предыдущие. Мы проводили согласование с МАГАТЭ по этому вопросу, все достижения Ирана находятся под международным наблюдением.
- Произошли ли изменения в отношении МАГАТЭ к ядерной программе Ирана?
- Мы не видели изменений по этому вопросу со стороны Соединенных Штатов, но в составе МАГАТЭ есть изменения по нескольким причинам. Во-первых, Иран и МАГАТЭ продолжают сотрудничество. Во-вторых, Иран достиг в сфере ядерных технологий успехов и, в-третьих, Иран дал ответы на волновавшие МАГАТЭ вопросы.
Я чувствую, что в настоящее время атмосфера благоприятная, никаких проблем нет, ядерная программа Ирана не обсуждается. В заседаниях МАГАТЭ, в основном, обсуждается его будущее развитие и дальнейшая деятельность. В целом, споры по поводу ядерной программы Ирана завершены.
Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]