БАКУ /Trend Life/ - Имя Джавида Имамвердиева хорошо известно в Азербайджане. Это он стоял у истоков успеха легендарной команды "Парни из Баку", является режиссером документальных и художественных фильмов, лауреатом национальных и международных кинопремий, президентом Бакинского клуба авторской песни и фестиваля, бардом, композитором и поэтом, режиссером-постановщиком юбилейных вечеров известных личностей культуры и искусства. Как оказалось, он и еще страстный коллекционер солдатиков, которых собирает на протяжении более сорока лет. Эта коллекция является творческой нирваной режиссера, который и по сей день живет светлыми идеалами – книги, поэзия, вечера авторской песни – многое, что не хватает современным людям для духовного богатства и развития. Об этом и многом другом корреспондент Trend Life беседовал в офисе Джавида Имамвердиева, где помимо солдатиков, есть коллекции маленьких музыкальных инструментов, модели парусников…
Какие были игры, с луками и деревянными мечами!
Игрушки в виде человечков были еще у первобытных людей и делались они из камня, глины и костей животных. Считается, что первые игрушечные солдатики были найдены на территории Египта, в захоронении сына фараона Эмсаха. Одна изображает солдата нумидийской пехоты, другая - египетского солдата в тяжелый доспехах. Их возраст насчитывает более 40 веков. Похожие солдатики существовали в Древней Греции и Древнем Риме, где в раскопках ученые находили солдатиков сделанных из камня, дерева, бронзы. Рыцари-крестоносцы брали игрушечных солдатиков в походы в качестве амулетов, а в средние века солдатиков изготавливали для обучения детей и юношей искусству ведения войн: их использовали как наглядное пособие для моделирования различных боевых действий. А для царских детей солдатиков изготавливали из серебра и золота. Коллекциями были увлечены и европейские монархи, а самое крупное игрушечное войско было у Людовика XIV, чья армия, изготовленная из картона, состояла из 20 эскадронов и 10 батальонов. Кто только не играл в детстве в солдатиков! Имели свои коллекции Суворов, Наполеон, Кутузов, Гёте, Стивенсон, Честертон, Черчилль, Пётр I, Ганс Христиан Андерсен... Последний увековечил оловянного солдатика в литературе. Именно оловянные солдаты сподвигли Конан Дойля на создание "Бригадира Жерара" и "Белого отряда". А фантаст Герберт Уэллс даже написал книги "Игра на полу" и "Маленькие войны", где разработал правила игры в солдатиков.
А история Джавида Имамвердиева началась, когда ему было всего 3 года...
" И мой дед привез мне из Германии двух солдатиков – индейцев. В детстве все мальчишки играли в "войнушку", делили солдатиков на две армии, в песочнице "рыли" окопы для них, строили из подручных средств укрепления, прятали технику в траву. А потом становились на свои позиции и при помощи кубика пытались попасть во вражеского солдатика. Годы моего детства и юности пришлись на самый пик популярности фильмов о рыцарях, ковбоях, индейцах, конкистадорах, пиратах, мушкетерах и т.д. Все старались быть Робин Гудами, Айвенгами, Верной рукой, Чингачкугом и Винету. Во дворе мы играли в героев, о которых читали в книгах, видели в фильмах. Какие были игры, с придуманными костюмами, луками и деревянными мечами!"...
Во всем "виноваты" книги
... Но моя настоящая любовь к коллекционированию пришла именно из приключенческих романов Стивенсона, Купера, Майн Рида, Жюль Верна, Дрюона, Дюма и других писателей, герои произведений которых стали материальным воплощением в солдатиках. Именно в большей степени книги, а не фильмы формировали мое мировоззрение, потому что, читая литературу, ты сам в своем воображении создавал образ героев и окружающую атмосферу, в отличие от того, что тебе предлагали режиссеры картин. Как говорила моя мама: "Джавид научился читать в 3 года, и на этом его образование остановилось" (смеется). Я всегда просил родителей и близких дарить мне именно книги и солдатиков. Особое впечатление на меня произвело посещение музея-панорамы "Бородинская битва" в Москве, посвящённой Отечественной войне 1812 года. Тогда мне 4-5 лет. В 12-13 лет, когда уже не мог играть в солдатиков, детская страсть переросла в коллекционирование – покупал их на сэкономленные карманные деньги, обменивался с друзьями. На протяжении многих лет по крупицам собирал свою коллекцию по всему миру, по отдельности каждых солдатиков, ведь комплекты не продаются. К сожалению, многих солдатиков раздарил, о чем сейчас жалею.
Есть коллекционеры, которые приобретают исключительно коллекционных солдатиков. Меня же больше интересуют сами миниатюры, тематика и образы времен Дикого Запада, средних веков, наполеоновских войн, Великой Отечественной войны 1941-1945. Меня никогда не интересовала фантастика, как говорится классика "Звездных войн" прошла мимом меня, но заинтересовала моего сына Булата, который увлечен коллекцией именно этой сферы.
Поэзия и книги – неисчерпаемая кладезь моей душевной гармонии и творчества, моя нирвана. Все это значительно повлияло на мою творческую жизнь в качестве режиссера, окружив себя этими экспонатами, портретами Визбора, Окуджава, Высоцкого, Галича и других, фактически черпаю в них вдохновение, могу фантазировать и созидать. В доме у меня есть комната, где большая коллекция книг и портреты моих кумиров-бардов. Моя супруга Ната говорит: "Это кабинет психически ненормального человека".
Недавно решил прочитать один из самых любимых приключенческих исторических романов Роберта Штильмарка "Наследник из Калькутты", который был написан им в сталинских лагерях. Действие разворачивается в XVIII веке, в эпоху завершения великих географических открытий, английской промышленной революции и формирования Британской колониальной империи, владычества пиратов в морях и океанах. В этом произведении множество образов я почему-то увидел в них лица своих современников, окружающих меня близких и друзей. В жизни каждого человека есть мечта – моя несбыточная - снять сериал по этому произведению.
Интересно, стихи какого любимого автора наиболее точно характеризуют Джавида Имамвердиева?
...У Высоцкого есть песня "Баллада о книжных детях", которая всецело характеризует меня. Некоторые строки из этого произведения.
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.
И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить;
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.
Маленькие музыкальные инструменты
Первые маленькие музыкальные инструменты-сувениры я приобрел в 2011 во время проведения Дней культуры Азербайджана в США. Это было в Сан-Франциско. Я стоял в фойе и смотрел на продающиеся сувениры и неожиданно из-за спины услышал голос "А вот эти маленькие скрипочку и гитарку стоило бы приобрести". Это был выдающийся музыкант Чингиз Садыхов. Мы с ним были знакомы, так как я был режиссером-постановщиком его 80-летия. Так у меня зародилась новая коллекция. Вообще, считаю себя счастливым человеком, потому что люди, которые формировали меня как личность, впоследствии стали моими друзьями, более того, как режиссер–постановщик ставил их юбилеи. Среди них поэт, один из основоположников жанра авторской песни в России Александр Городницкий, 80-летие которого поставил в Кремлевском Дворце. Особенно хотелось бы отметить писателя и драматурга Натига Расулзаде, по сценарию которого снял фильм "Кидающий камни". Перед съемками я вновь перечитал его произведения "Среди призраков" и "Всадник в ночи", и увидел в них мою жизнь, своих сверстников, того самого Джавида, но которому уже было 35 лет. Поэтому привнес в картину свой штрих, сделав героя с гитарой, чтобы еще больше приблизить к себе. Особенно ценю дружбу с Рауфом Бабаевым из легендарной группы "Гая", его творчество также значительно предопределило мою дальнейшую судьбу, я был режиссером-постановщиком его юбилейного вечера, снял фильм "Удивительная жизнь". Посчастливилось мне поработать с Поладом Бюльбюльоглу, его 70-летие было поставлено мною в Баку и Тбилиси. Большой честью стала постановка 100-летия Рашида Бейбутова на сцене Дворца Гейдара Алиева. Это все личности, которые сыграли значительную роль в моей жизни и творчестве!
Капитан корабля – Джавид Имамвердиев
Моя детская романтика влекла к морским приключениям, мечтал стать капитаном корабля, плавать под парусами. Все это нашло себя не только в коллекции солдатиков и моделях парусников, но и своеобразное воплощение в моей режиссерской деятельности, когда чувствуешь себя капитаном за штурвалом на съемочной площадке и ведешь всех к заветному берегу. В 2005 году во время финала музыкального конкурса "Sing you song" на сцене Дворца Гейдара Алиева я создал уникальную декорацию – большой трехмачтовый корабль, в котором паруса были экранами, нос выходил в зал, а свет был построен так, что у зрителей создавалось впечатление идущего по морю корабля. Пять лет назад почти такой же корабль был создан на юбилейном вечере Александра Городницкого в Кремлевском Дворце и это имело к нему прямое отношение, так как он пол жизни провел в морях. С 2014 года штурвал капитана и паруса корабля являются декорациями Бакинского международного фестиваля авторской песни.
В современном мире технологий и стремительного бега времени может показаться странным такая любовь к поэзии, книгам, а может даже к коллекциям. Но у меня есть еще одна несбыточная мечта - я хотел бы жить в 50-60 е годы. Да, именно так...Это самое романтичное время, когда умами людей владели Визбор, Высоцкий, Окуджава, Галич, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, когда стадионы заполоняла не попса, а именно поэтические вечера. Именно в те годы появились театры "Современник" и "Таганка", мой любимый КВН – неотъемлемая часть моей жизни. Умом понимая, что для этого пришлось бы пережить время сталинских репрессий, ведь родители многих бардов были жертвами тех лет. И завершить нашу беседу хотелось бы словами Булата Окуджавы
Совесть, Благородство и Достоинство -
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
(Автор и фото - Вугар Иманов)