...

Свою миссию Узеир Гаджибеков выполнил до самого конца

Культура Материалы 10 сентября 2008 11:28 (UTC +04:00)
Свою миссию Узеир Гаджибеков выполнил до самого конца

Узеир Гаджибеков - это символ сегодняшней азербайджанской музыки. Он не только создатель гимна Азербайджана, а основатель музыкального театра страны, первой оперы и оперетты, камерной, хоровой и вокальной музыки. Узеир бек стоял у истоков создания первых музыкальных образовательных учреждений Азербайджана, Государственного симфонического оркестра, созданного им в 1944 году. Именно тогда состоялись первые его концерты в рамках декады культуры стран Закавказья и на них были исполнены сочинения молодых в то время азербайджанских композиторов: Кара Караева, Фикрета Амирова, Джовдета Гаджиева, Агабаджи Рзаевой и многих других. До того времени у нас симфонического оркестра не было. И сегодня оркестр, созданный более шестидесяти лет назад У. Гаджибековым и носящий сейчас его имя, с успехом выступает во многих странах мира.

После себя Узеир бек оставил богатое наследие. И в этой череде особое место занимает его дом-музей. Здесь хранятся личные вещи великого композитора, рукописи, книги, рояль и многое другое. Все сохранилось так, как было при жизни великого композитора. Но музей сейчас - это и живой организм. Количество экспонатов год от года увеличивается. В 2005 году господин президент Ильхам Алиев подписал распоряжение о реконструкции музея. Благодаря этому он зажил новой жизнью и переживает, возможно, свой лучший период. У нас появился кинозал, концертный зал, библиотека для научных работников.

Память о великом Узеир беке живет не только в Азербайджане, но и во всем мире. К примеру, минувшей весной за заслуги в развитии национального кинематографа в Москве его деятельность была отмечена наградой международного уровня.

Творчество У. Гаджибекова отличалось разнообразием. Он ведь был не только музыкантом, но и, к примеру, журналистом. Журналистскую деятельность Узеир бек начал в молодости. Первые его контакты с газетами начались в 1903 годы, когда он еще учился в Горийской семинарии. Первая статья будущего гения азербайджанской культуры была опубликована в газете "Шарги-Рус" в Тбилиси. Тогда ее редактором был Мамедтаги Шахтахтинский. Он очень хвалил Узеир бека и ценил его перо. По окончанию Горийской семинарии У. Гаджибеков работал в Гадруте. Но поскольку там были частые погромы мусульман со стороны армян, ему пришлось переехать в Баку. Здесь У. Гаджибеков параллельно работал и как учитель, и как журналист. Он печатался в газетах "Хаят", "Хагигат", "Иршад". А шире всего его журналистский талант раскрылся во времена АДР, когда он был главным редактором парламентской газеты "Азербайджан".

Его общественно-политические статьи всегда отличались независимостью и правдивостью. Он писал и об опасностях, подстерегающих азербайджанский народ. Ведь известно, что в 1919-1920 годах молодая азербайджанская республика подвергалась давлению со стороны Советской России. Все знали, что война может начаться в любую минуту. Узеир бек в своих статьях призывал народ быть готовым к такому повороту событий. Писал он очень смело и о мировой политике. Поэтому деятельность У. Гаджибекова в газете "Азербайджан" необходимо ценить очень высоко.

Всем известно, что брат У. Гаджибекова Джейхун Гаджибейли, как и многие представители интеллигенции, с советизацией Азербайджана эмигрировал во Францию. И, конечно, оставшись в Азербайджане, У. Гаджибеков всегда опасался репрессий. О Джейхуне Гаджибейли знали и в Кремле. В 1938 году в Москве в рамках декады азербайджанской культуры Сталин на итоговом банкете в честь У. Гаджибекова произнес тост. А затем они, отойдя в сторонку, побеседовали вдвоем. Сталин в разговоре коснулся и Дж. Гаджибейли. Это было неожиданностью для Узеир бека. Сталин тогда ему даже сказал: "Если вашему брату нелегко жить в эмиграции, он может вернуться, ему дадут здесь и дом, и работу". На это У. Гаджибеков ответил, что связи с братом у него давно прекращены.

Это было правдой. До середины двадцатых годов У. Гаджибеков переписывался с братом, но Дж. Гаджибейли был умным человеком и понимал, что для такого активного общественного деятеля как Узеир бек подобная переписка могла бы в дальнейшем дорого стоить, и писать перестал. Зато он переписывался с другими родственниками, своими сестрами, которые, будучи домохозяйками и никакой деятельности не вели. Безусловно, У. Гаджибеков из писем, которые его брат писал сестрам, был в курсе дел Дж. Гаджибейли, но отношений они не поддерживали.

До постановки оперы "Кероглу" У. Гаджибеков постоянно чувствовал давление, понимал, что в его адрес может последовать провокация. Ведь многие представители интеллигенции попадали в жернова репрессий. Но, благодаря Богу, с ним ничего не стало. В 1938 году "Кероглу" был триумфально поставлен в Москве. Сталин высоко оценил оперу. У. Гаджибекову дали звание народного артиста СССР, орден Ленина и прочие высокие награды, а также избрали депутатом СССР. Только после этого Узеир бек успокоился. Он как бы вышел из орбиты подозрения.

Почему он сам не эмигрировал? Читая его письма, понимаешь, что У. Гаджибекова очень любил свою семью. Если бы У. Гаджибеков уехал, то его семье пришлось бы очень трудно. Он до обожал свою мать, опекал пятерых детей своей сестры. Замечательный композитор Солтан Гаджибеков также был долгие годы под покровительством У. Гаджибекова, поскольку в двадцатые годы его отец был убит большевиками. Другая сестра Узеир бека замуж не вышла и также жила с ним. Зульфугар Гаджибеков некоторое время не работал и ему помогал У. Гаджибеков.

Это была первая причина, почему он не покинул родину. А вторая, на мой взгляд, заключалась в том, что Узеир бек чувствовал свою миссию, которую он нес культуре Азербайджана. Не было бы его, она бы осталась без своего руководителя. Сегодня мы должны гордиться тем, что наша музыка имеет свои национальные корни, свое лицо, непохожее на другие музыкальные культуры мира. И, несмотря на то, что в последние десять лет, в нашей музыке появилось много непрофессионализма, база азербайджанской музыки, благодаря Узеир беку, очень богата. Если сравним ее с музыкой Средней Азии, то увидим, что в становлении национальной музыки этих стран немалую роль играли русские, евреи, армяне, поэтому музыка Средней Азии до сих пор не может найти своего национального лица. Да, там немало талантливых музыкантов и музыковедов, но они смотрят на нас с завистью, говорят, что мы должны быть счастливы, что у нас был такой гений как У. Гаджибеков. Свою миссию он выполнил до конца.

Узеира Гаджибекова всегда высоко ценили и простые граждане Азербайджана, и руководство страны. Общенациональный лидер Гейдар Алиев специальным распоряжением день рожденья Узеир бека объявил в стране Днем музыки. И этот день каждый год отмечается на высоком уровне, выпускаются новые нотные издания, книги. Жизнь гения не бывает легкой, не исключение и У. Гаджибеков. Но его творческая жизнь была всегда полна успеха и счастья. В Азербайджане нет человека, который бы не любил Узеир бека, его музыку. Он был и останется одним из величайших сынов Азербайджана.

Специально для Trend Life заслуженный деятель искусств, директор дома-музея им. Узеира Гаджибекова Сардар Фараджев

Связаться с автором статьи можно по адресу: [email protected] .

Лента

Лента новостей