Азербайджан серьезно относится к развитию транзитного коридора "Север-Юг" - вице-президент Ж/Д Ирана
Азербайджан серьезно относится к развитию транзитного коридора "Север-Юг", сказал вице-президент по эксплуатации и международным перевозкам компании "Иранские железные дороги" Хоссейн Ашури.
По его словам, представители Ирана, России и Азербайджана ежемесячно проводят встречи для обсуждения развития проекта коридора "Север-Юг", и Баку играет ключевую роль в этом проекте.
Тегеран и Дели также провели два совещания в этом году для обсуждения вопроса участия Индии в указанном маршруте, сказал вице-президент компании.
"Сегодня мы хотели бы начать осваивать комбинированную систему транзита. Первый экспериментальный груз транзитом из Индии в Россию через территории Ирана и Азербайджана будет доставлен в августе. Груз будет отправлен из Индии в порт Бендер-Аббас в Персидском заливе, оттуда транзитом по железной дороге его доставят в город Казвин, а затем автотранспортом - в азербайджанскую Астару близ границы с Ираном. В конечном итоге груз доставят в Россию по железной дороге из Азербайджана", - сказал Ашури.
По его словам, на сегодняшний день осталось достроить только часть коридора "Север-Юг" – участок железной дороги Решт-Астара. Ожидается, что строительство будет завершено в течение четырех-пяти лет.
Строительство участка железной дороги Казвин-Решт и железнодорожного моста длиной 82,5 метра на границе Азербайджана и Ирана через реку Астарачай будет завершено в течение шести месяцев, сказал Ашури.
По его словам, страны-участницы проекта "Север-Юг" определили два промежуточных маршрута для комбинированных перевозок: Иран-Азербайджан-Россия и Иран-Азербайджан-Грузия (порт Батуми).
Вице-президент добавил, что транзит грузов по железной дороге между Ираном и ЕС, как ожидается, в 2017 году значительно вырастет в результате снятия с Ирана санкций в январе 2016 года.
По его словам, грузы в Азербайджан могут отправляться морем из иранского порта Амирабад. Из Азербайджана их можно будет доставлять по железной дороге в Грузию. Второй вариант заключается в отправке грузов из Астары азербайджанскими поездами в Грузию.
Ашури выразил надежду, что Азербайджан поможет с финансированием Ирану оставшегося участка железной дороги Решт-Астара.
Азербайджан согласился выделить 500 миллионов долларов на этот проект. Соглашение об этом было достигнуто, и стороны начнут переговоры о деталях 26 июля.
Транспортный коридор "Север-Юг" призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией. Он будет служить связующим звеном для соединения железных дорог Азербайджана, Ирана и России. На первом этапе по коридору "Север-Юг" планируется ежегодно транспортировать пять миллионов тонн грузов, а в дальнейшем - более 10 миллионов тонн грузов.
Шахин Мустафаев: Азербайджан планирует довести инвестиции в Турцию до $20 млрд.
Азербайджан к 2018 году планирует увеличить инвестиции в Турцию до 20 миллиардов долларов, сказал министр экономики Шахин Мустафаев в интервью турецкой газете Yeni Shafak.
«В настоящее время объем азербайджанских инвестиций в Турцию составляет восемь миллиардов долларов. Мы планируем увеличивать их объем и к 2018 году довести его до 20 миллиардов долларов. В то же время отмечу, что Турция инвестировала в Азербайджан уже около 10 миллиардов долларов», - сказал министр.
По его словам, в настоящее время на территории Турции действует более 1 700 азербайджанских компаний, а количество турецких компаний в Азербайджане превышает 2 700.
«Эти компании действуют в различных сферах экономики. В более чем 30 процентах зарубежных компаний, действующих в Азербайджане, присутствует турецкий капитал, и Турция по этому показателю занимает первое место. Турецкие компании являются подрядчиками инфраструктурных проектов общей стоимостью 10,6 миллиарда долларов», - сказал министр.
По его словам, отношения между двумя странами развиваются в рамках стратегического партнерства, торговое и экономическое сотрудничество также строится на этой здоровой почве. Как сказал министр, привлекательная для инвестирования и совместного бизнеса среда, существующая в двух странах, создала возможности для взаимного инвестирования.
Мустафаев также сказал, что Азербайджан и Турция являются инициаторами и участниками крупных энергетических проектов в регионе.
«Мировое сообщество с одобрением встречает совместные усилия Турции и Азербайджана по реализации проекта «Южный газовый коридор», направленного на обеспечение энергетической безопасности Европы. В скором будущем будет завершено строительство другого крупного проекта – железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Подобные важные проекты служат экономическому благосостоянию не только Азербайджана и Турции, но и всего региона», - сказал Мустафаев.
По его словам, в то время как экономики многих стран переживают спад из-за последнего экономического кризиса в мире, Турция вышла из этого кризиса с минимальными потерями, чем в очередной раз доказала, что обладает сильной финансовой стабильностью. По его словам, экономический рост позволяет Турции реализовывать множество крупных проектов в сферах транспорта, энергетики и в других секторах, а некоторые из этих проектов будут завершены в ближайшем будущем.
«Нынешнее состояние турецкой экономики сможет противостоять влиянию последних событий. Правительство сможет достичь поставленных перед ним экономических задач. Мы уверены, что братская Турция, как и в прошлом, останется привлекательной страной для инвесторов», - сказал Мустафаев.
Добавим, что Турция является одним из основных торговых партнеров Азербайджана. По данным Государственного таможенного комитета, товарооборот между двумя странами в первом полугодии 2016 года составил 685,71 миллиона долларов, и по этому показателю Турция занимает третье место в списке основных торговых партнеров Азербайджана.
Saxo Bank: Азербайджанский манат может укрепиться на фоне решения ФРС
Азербайджанский манат в ближайшее время может укрепиться на фоне вероятного решения Федеральной резервной системы (ФРС) США о процентных ставках, сказал, отвечая на запрос Trend, главный валютный стратег инвестиционного Saxo Bank Джон Харди.
По его словам, на предстоящем заседании ФРС не будет повышать ключевую процентную ставку.
«ФРС не будет повышать процентную ставку на следующем заседании, да и вероятность увеличения процентных ставок во время заседания в сентябре также невелика: она рассматривается только в районе 25 процентов. Таким образом, они используют заявление по денежно-кредитной политике, чтобы укрепить потенциал для повышения ставок и достигнуть большей гибкости по росту ставок в сентябре, если возникнет такая необходимость», - сказал Харди.
По словам эксперта, учитывая низкую вероятность повышения процентных ставок, в ближайшее время риски для валют развивающихся стран, в том числе азербайджанского маната, будут ослабевать.
«Ключевым моментом для маната, вероятно, станет степень укрепления американского доллара и его влияние на стоимость нефти, поскольку нефть имеет решающее значение для экспорта Азербайджана. Таким образом, риски для валют развивающихся стран, возможно, немного снизятся в конце этой недели, если Федеральный комитет открытого рынка США сыграет так, как ожидалось», - сказал Харди.
По его словам, как правило, укрепление доллара рассматривается в качестве негативного фактора для позиций ключевых промышленных и энергетических товаров.
«В последнее время наблюдалась значительная спекуляция с ценами на некоторые товары, вызванная ослаблением китайской валюты и китайскими инвесторами, пытающимися от этого застраховаться, и в этой связи рыночная взаимосвязь стала порой очень запутанной, но позволяющей все же назвать укрепление доллара фактором, скромно способствующим росту стоимости сырьевых товаров», - сказал Харди.
В среду Комитет по открытым рынкам ФРС по итогам очередного заседания объявит, изменит ли он базовую ставку, или сохранит ее на текущем рекордно низком уровне.
В декабре прошлого года Комитет по открытым рынкам ФРС США по итогам очередного заседания впервые с 29 июня 2006 года повысил базовую процентную ставку до 0,25-0,5 процента годовых с рекордно низкого уровня в 0-0,25 процента.
В прогнозе американских чиновников по дальнейшему развитию монетарной политики было отмечено, что процентные ставки в США в 2016 году могут быть повышены еще четыре раза. Согласно превалирующим ожиданиям в руководстве ФРС, базовая процентная ставка может быть повышена до уровня в 1,4 процента к концу 2016 года.
Однако, несмотря на это, в ходе последних заседаний ФРС процентные ставки были сохранены на прежнем уровне.
В Азербайджане необходимо дифференцировать требования к банкам – эксперт
В период, когда в экономической жизни Азербайджана происходят фундаментальные изменения, было бы целесообразнее внедрить многоуровневую шкалу требований к капиталу банков и других финансовых институтов, сказал эксперт-экономист Фархад Амирбеков.
“Мы находимся, с моей точки зрения, в плену определенного стереотипа. Почему-то считается, что требования к банкам, например, к тому же размеру собственного капитала [50 миллионов манатов], должны быть одинаковы для всех банков. Думаю, в то время, когда в экономической жизни страны происходят фундаментальные изменения, нужно вводить многоуровневую шкалу требований к капиталу банков и других финансовых институтов. Соответственно, это позволит, не разрушая финансовый институт, позволить ему предоставлять на рынке услуги, перечень которых зависит от достигнутого уровня капитала и качества управления”, - сказал Амирбеков.
При этом, по его словам, стоит рассматривать не только количественные показатели банка, например, такие, как размер капитала, но и качественные.
“Простое увеличение капитала в этом механизме не приводит к мгновенному повышению статуса банка - регулятор анализирует его работу, определяет переходный период. Если в этот период банк улучшает свои качественные показатели, такие как качество управления, готовность предоставлять те или иные услуги, умение управлять рисками и так далее, то он получает более расширенную лицензию. В противном случае ему может быть предоставлено дополнительное время”, - сказал эксперт.
По словам Амирбекова, при этом относительным является понятие «системообразующий», «структурообразующий», «слишком большой, чтобы быть ликвидированным» и т.п. Все эти определения весьма сомнительны.
“Нужно понять, что структурные или крупные банки - достаточно относительное понятие. В свое время в Азербайджане в конце 1990-х-начале 2000-х произошла ликвидация трех крупных банков, которые являлись каркасом банковской системы страны [Аграрно-промышленный, Промышленно-инвестиционный и Сберегательный]. В результате объединения их здоровых активов был создан BUS Bank, который затем был приватизирован и переименован в Kapital Bank. Тогда тоже было много разговоров и сомнений по поводу правильности данного решения, но время показало, что это было совершенно правильным решением. Понятия “большой” и “важный” банк используются тогда, когда нет желания что-либо менять”, - сказал Амирбеков.
По его словам, данный принцип дифференциации требований к капиталу и качеству не является новшеством в мировой практике. Этот метод позволит рынку самостоятельно регулировать количество финансовых институтов, рыночную долю.
“Считаю, что в настоящее время желательно избегать такого сильного средства, как отзыв лицензий. Это уже оказывает давление на фонд страхования вкладов, который сейчас должен будет вновь привлечь кредит, чтобы выполнить свои уставные обязательства [в марте фонд уже привлек кредит у Центрального банка в размере 22 миллионов манатов]. Применение принципа дифференциации требований к финансовым институтам обойдется обществу намного дешевле, чем ликвидация. В данном случае многие финансовые институты смогут найти свою нишу, а вот выживут ли они в ней в результате конкуренции, будет определяться уже самим рынком, а не государством”, - сказал Амирбеков.
В настоящее время в Азербайджане для осуществления банковской деятельности лицензии имеют 33 банка. В 2015 году Центробанк отозвал лицензии двух банков - EuroBank и Azerbaijan Credit Bank, а с начала 2016 года лицензий лишились еще 10 банков.