Владимир Новосадюк, глава представительства РИА Новости в Кишиневе
В конце 2009 в столице Молдавии, с разницей в пару недель, произошли два события, которые в очередной раз потрясли гражданское общество. Сначала группа хулиганствующих ортодоксов, называющих себя христианами, в центре Кишинева, сопровождая свои действия выкриками антисемитских лозунгов, разбила установленную еврейской общиной в честь иудейского праздника Хануки его символ - Ханукию. Ровно через две недели один из активистов Либерально-демократической партии заявил на съезде своей партии, что "самой большой опасностью для существования Республики Молдова являются бесчисленные русские медиаресурсы в Кишиневе, которые методично, изо дня в день удушают будущее республики".
Эти два случая, такие разные с первого взгляда, объединяет одна идейная платформа - пещерный национализм.
Обращаю на это внимание не случайно. Происходящее в Молдавии, по мнению экспертов, свидетельствует, что многие события имеют ксенофобские корни. Чего, к примеру, стоят лишь отдельные перлы временно исполняющего обязанности президента страны, спикера парламента Михая Гимпу о том, что русские должны жить в России, а Молдавия населена румынами.
И это при том, что молдавское общество и без того расколото сегодня ожесточенной политической борьбой между Партией коммунистов (ПКРМ) и либерально-демократической коалицией, объединившей либеральную (радикалы), либерально-демократическую (правый центр), демократическую (левый центр) партии и альянс "Наша Молдова" (правый центр). В добавок с межнациональными разборками это чревато чередой самых непредсказуемых последствий для страны.
Зарубежным наблюдателям остается только удивляться, что такое возможно в Молдавии, до последнего времени славящейся своей толерантностью в отношениях между населяющими ее многочисленными этносами, конфессиональной терпимостью. Что это происходит в стране, которая провозгласила курс на европейскую интеграцию.
Иногда кажется, что для некоторых в Молдавии Европейский союз начинается и заканчивается в Румынии.
Это совсем не ирония. Достаточно вспомнить флаги Румынии, поднятые над зданием резиденции президента 7 апреля, когда толпа молодых людей громила парламент и резиденцию президента, а также карту "Великой Румынии", включающую и территорию Молдавии, вывешенную там же.
По мнению экспертов, в Румынии существует некий секретный план, направленный на уничтожение молдавской государственности. Это подтверждают и некоторые "крылатые" идеи президента Румынии Траяна Бэсеску: "молдавской нации не существует в природе"; "рано или поздно мы осушим реку Прут (пограничная река между Молдавией и Румынией), чтобы все румыны снова были вместе"; "согласно новой концепции внешней политики Румынии, Молдавия останется в центре особого внимания Румынии".
План Бэсеску, говорят политологи, уже давно ни для кого не является тайной. Это план создания так называемой Romania Mare (Великой Румынии) путем аншлюса территории бывшей Бессарабии - нынешней Молдавии, Северной Буковины на Украине и южных районов Одесской области.
Усугубляет ситуацию в Молдавии и тот политический коллапс, в который впала страна в результате череды безрезультатных президентских выборов и парламентских разборок. Относительное равенство сил в законодательном органе между правящим большинством - всей либерально-демократической коалицией (53 голоса), 44 мандатами коммунистов плюс 4 голоса покинувших на днях фракцию коммунистов так называемых независимых депутатов, настолько запутало ситуацию, что, согласно Конституции страны, в 2010 году должны быть проведены очередные досрочные выборы.
Их результат, по мнению экспертов и большинства политиков, непредсказуем ни для одной из партий. Никто не хочет повторить опыт коммунистов, которые, имея после нынешних апрельских выборов 60 мандатов из 101, могли, при условии "приобретения" одного голоса (а им его предлагали другие партии), привести свою кандидатуру на самый высокий пост в стране. Но коммунисты рискнули пойти на досрочные выборы. И получили на них то, что имеют сегодня.
Поэтому сейчас, под ковром, в недрах политформирований ведутся тайные переговоры, выдвигаются проекты по созданию новых партий или объединения существующих. Гласно же создаются комиссии по редактированию или переписыванию Конституции, озвучиваются идеи по проведению референдума для ее изменения, строятся планы прямых всенародных выборов президента...
Из Кишинева в столицы государств, заинтересованных в стабилизации ситуации в Молдавии, - в Москву, Бухарест, Киев, в штаб-квартиру ЕС идет разнообразнейшая информация. Содержит ли она объективность и точное понимание проблем, у многих вызывает сомнение.
В общем, как говорят, процесс идет. Чем он закончится в наступающем году для граждан Молдавии, надеющихся на долгожданное спокойствие, предсказать не сможет даже самый опытный футуролог.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend