...

Видади Мурадов: «Ковроткачество – историческое достижение азербайджанского народа»

Общество Материалы 18 января 2016 09:00 (UTC +04:00)
Беседа с руководителем Центра Ковроткачества «Азер-Илме», заслуженным деятелем искусств, доктором философии по истории, профессором Видади Мурадовым.
Видади Мурадов: «Ковроткачество – историческое достижение азербайджанского народа»

Беседа с руководителем Центра Ковроткачества "Азер-Илме", заслуженным деятелем искусств, доктором философии по истории, профессором Видади Мурадовым.

- Трудно найти человека, не получающего удовольствие от созерцания ковра. Некоторые относятся к нему как к хобби, а кто-то коллекционирует старинные ковры. А что для Вас означает ковёр?

- Отношение к ковру может быть различным. Но не может быть и речи об отрицательном отношении к нему. Это исходит из самой "природы" ковра. Просто невозможно не любить ковёр, не получать удовольствие и не интересоваться им. Для меня же ковроткачество - это и профессия, и научная область. Я думаю, что каждый ковёр, наряду с тем, что является продуктом творчества, выступает также в качестве важного исторического источника.

- С чем связан ваш интерес к ковроткачеству?

- Как и любой азербайджанец, я вырос в обстановке, где было много ковров. В семье я всегда видел уважение и почитание к ковру. С детства я был очарован его магией. В коврах всегда искал героев, различные знаки и символы услышанных сказок, преданий, ашугских песен. Со временем эти поиски еще крепче связали меня с коврами. Ковроткачество превратилось в мою судьбу. Уже более сорока лет я занимаюсь этой профессией.

- Думаю, не ошибемся, если скажем, что Центр Ковроткачества "Азер-Илме" является проявлением Вашей привязанности к этой профессии...

- "Азер-Илме", созданный в 1994 году - центр современного азербайджанского ковроткачества. Мы его создали с целью дальнейшего развития исконно национальной профессии ковроткачества, восстановления, изучения забытых традиций. И вся наша 22-хлетняя деятельность, все наши достижения, награды, постоянно развивающиеся международные связи доказывают, что мы достигли своей цели. Эти успехи принадлежать не только "Азер-Илме", это и победа всего нашего народа, политики в области культуры, осуществляемой многоуважаемом президентом Ильхамом Алиевым и руководителем Фонда Гейдара Алиева, Послом доброй воли YUNESKO и İСESKO Мехрибан ханум Алиевой. В течение всего этого периода мы всегда чувствовали заботу, внимание, поддержку нашего государства. И это вдохновляло нас на новые творческие поиски. Сегодня в "Азер-Илме" имеются красильный и ковроткацкий цеха, "Учебный Центр Ковроткачества", галерея "Сехрли илмелер" ("Волшебные узелки"), а также научно-исследовательская лаборатория, которая занимается изучением истории азербайджанского ковроткачества. Здесь работают профессиональные ткачи, красильщики, художники, реставраторы. А в научно-исследовательской лаборатории, наряду со специалистами по коврам, трудятся историки, этнографы, искусствоведы, ковроведы - эксперты по коврам.

-Какова была необходимость создания галереи "Сехрли илмелер" ("Волшебные узелки")? Чем она отличается от других музеев?

- В галерее "Сехрли илмелер" ("Волшебные узелки") демонстрируются старинные ковры из коллекции "Азер-Илме". Экспозиции в основном организуются в соответствии с классификацией азербайджанских ковров - Бакинской, Иреванской, Карабахской, Нахчыванской, Гянджинской, Губинской, Ширванской, Газах-Борчалинской, Тебризской группам. Экспозиции постоянно обновляются. Здесь демонстрируются ворсовые и безворсовые ковры, бытовые изделия, относящиеся к каждой ковровой группе. Но представление ковра в галерее не ограничивается лишь простой его демонстрацией. В отличие от других музеев, здесь каждый ковёр снабжен информацией об истории, происхождении, этнических корнях изделия. То есть, наряду с художественно-техническими особенностями любого коврового образца, даётся информация о природе, истории, населении региона, где он был соткан, обясняется связанность ковров с указанными факторами. Это позволяет создать у гостей - как у любителей ковров, так и специалистов, глубокое впечатление не только о ковре, но и о людях, которые создали его, о самом регионе. Одним словом, красоту, нежность наших ковров мы стараемся дополнить информацией, полученной в результате наших исследований в данном направлении. Например, если любой гость, рассматривающий здесь знаменитый ковёр "Улдузлу Газах", относящийся к Газах-Борчалинской группе, наряду со сведениями, относящимися к профессиональному ковроткачеству, получит историко-этнографическую информацию, то его впечатления станут более обстоятельными и запоминающимися. С этой точки зрения есть необходимость в обновлении концепции деятельности и других музеев республики в данном направлении. Это относится не только к коврам, представление любого музейного экспоната должно осуществляться комплексно, с привлечением наглядных материалов. Целесообразность подобного подхода подтверждается международной практикой. Думаю, что в информационной борьбе за донесение до мировой общественности азербайджанской действительности каждый из нас должен максимально использовать свои возможности. А ковёр - как бесценный источник, в этом плане открывает широкие возможности.

- Стало быть, галерея "Сехрли илмелер" ("Волшебные узелки") реализует в республике опыт известных в мире музеев. А с какими зарубежными музеями вы смогли уже наладить связи?

-Наряду с сохранением национальных ценностей, "Азер-Илме" в своей деятельности широко использует международный опыт. Этой тенденции мы придерживаемся и в производстве, и в научных исследованиях, и в работе по пропаганде. Мы имеем обширные связи с музеями, как "Виктория и Альберт", "Метрополитен", Бостонским Музеем Искусств, Канадским Музеем Текстиля, Стамбульским Музеем Исламского Искусства, Российским "Эрмитажем", Музеем Искусств Народов Востока и др. в которых демонстрируются азербайджанские ковры., с коллекционерами ковров. Занимаемся творческим обменом, часто специалисты этих музеев бывают гостями "Азер-Илме". Вмести с ними осуществляем совместные проекты, исследуем азербайджанские ковры, которые хранятся в фондах этих музеев.

- Наверное, Вы встречались за рубежом с необъективным отношением, с предвзятостью при представлении азербайджанского ковра...

- Ни для кого не секрет, что многие годы в представлении азербайджанских ковров допускались ошибки. К сожалению, это положение наблюдалось не только за рубежом, но и в республике. Для правдивого представления ковра его нужно правильно исследовать. В годы советской власти азербайджанские ученые были лишены такой возможности. Не только в отношении ковров, но и другой исторической правды они были вынуждены или молчать, или же выступать с позиции, диктуемой советской идеологией. Но после завоевания независимости для ученых, исследователей открылись широкие возможности для деятельности. В этих условиях мы стали исследовать наши ковры, уже не оглядываясь на источники, не соответствующие современным требованиям, потерявшим свою актуальность и не отражающих реалии, а по-новому, наглядно.

Иностранные специалисты проявляют большой интерес к изучению азербайджанских ковров. Мы представляем им объективную информацию о каждом ковре и эти сведения, как уже отмечалось, обосновываем с историко-этнографической точки зрения. Только так мы предотвращаем несправедливое, необъективное отношении к азербайджанским коврам, добиваемся представления в экспозициях знаменитых музеев правдивой информации об их истории, месте изготовления, классификации по группам. Знаете, гражданину, ученому, представителю интеллигенции современного, независимого Азербайджана не к лицу демонстрировать сожаление по поводу чьей-то несправедливости в отношении к нашей республики, к историческому прошлому нашего народа. Потому что в стране имеется очень хорошая творческая атмосфера, позволяющая вести борьбу против любой несправедливости, проводить исследования и доказывать собственную точку зрения, свою правоту.

- С 2011 года под Вашим руководством реализуется фундаментальный научный проект под названием "Азербайджанские ковры и все их группы". Насколько успешной оказалась осуществление данного проекта?

- Азербайджанский ковер настолько глубок и все объемлем, что его невозможно исследовать в рамках одного проекта. Отмеченный фундаментальный проект является работой международного масштаба. Специалисты оценивают его как одного из самых успешных шагов, сделанном в ковроведении. Во время экспедиционных поездок сотрудников нашей научно-исследовательской лаборатории в различные регионы республики собирается информация о коврах, ковроткачах, красильщиках, купцах, торгующих коврами, делаются фотографии. Ковроткачество каждого региона исследуется в единстве с историей, населением, традициями, культурой, торговлей данного региона. Это - многомесячный и трудоёмкий процесс. По результатам экспедиций проводится анализ, отбор полученных данных и их обсуждение. Исторически во всех сёлах Азербайджана занимались ковроткачеством. И поэтому объектом исследования является Азербайджан в целом. В рамках проекта мы организует экспедиции в районы компактного проживания азербайджанцев в других республиках. Например, для изучения ковроткаческих традиций Газах-Борчалинского региона мы провели исследования в азербайджанских сёлах соседней Грузии. А в настоящее время изучаем ковроткачество Дербентского региона.

- Как информируется общественность о ваших исследованиях?

- Как республиканская, так и мировая общественность внимательно отслеживает реализацию данного проекта. Результаты всех этапов исследований соответственно по каждой группе ковров посредством книг и брошюр, учебников и учебных средств, монографий, а также телефильмов доводятся до общественности. До сего времени изданы такие труды, как "Азербайджанские ковры. Карабахская группа", "Азербайджанские ковры. Иреванская группа", "Азербайджанские ковры. Тебризская группа", "Искусство азербайджанского ковроткачества", "Азербайджанские ковры. Гянджинская группа", "Нахчыванские ковроткачи", "Ковроткачи Газах-Борчалинского региона", "Иреванский регион Азербайджана: история и ковры" и другие. Мы обеспечиваем изысканными полиграфическими изданиями по истории азербайджанского ковроткачества на азербайджанском, русском, арабском, турецком,английском, немецком, французском, итальянском языках, иврите известные во всём мире библиотеки, научно-исследовательские центры, музеи. При этом не ограничиваемся простой рассылкой этой литературы, обмениваемся мнениями, осуществляем творческую дискуссию с учёными, специалистами, работающими в этих научно-образовательных, культурных организациях, с любителями ковров, коллекционерами.

- Азербайджан - часть Востока. И наши ковры похожи на ковры других народов Востока. Как можно отличать наши национальные ковры от других?

- У каждого народа - своя душа, свой образ мышления. Это оказывает влияние и на его историю, и на его политику, и на традиции, культуру. Имеется немало народов с древней историей, которые создавали ковроткачество и завоевали мировое признание красотой, тонкостью, неповторимостью своих изделий. В этом смысле азербайджанский народ находится в передовых рядах. Мы свои ковры создавали в единении с нашей природой, географией, бытом, мировоззрением, музыкой, мугамами, праздниками, победами. И не удивительно, что находится немало "претендентов" на азербайджанские ковры, являющихся частью нашего исторического наследия. В каждом узоре азербайджанского ковра заключена одна страница нашей истории. Ковер - наш символ. Об этом знает весь мир. А отличие ковра каждого народа заключено в его цветах и символах. Потому что каждый народ своеобразен в отношении выбора цвета. Некоторые народы любят яркие, другие -темные, а иные - спокойные цвета. Различия имеются даже в цветовой гамме на ковре. Мы, азербайджанцы, отдаём предпочтение красочным, ярким цветам. Символы также имеют исключительное значение в различии ковров. В ковроткачестве имеется тождественность, то есть использование многими народами единых зооморфных, антропоморфных, флоральных символов - что выражают природные факторы. Они считаются самыми первичными символами в ковроткачестве. Но на последующих этапах истории, то есть в период формирования наций и народов, сущность символов меняется. У каждого народа рождаются свои знаки, символы. В этом отношении азербайджанские ковры отличаются чрезвычайным богатством и своеобразием символов. Например, как и у других тюркских народов, клеймо считается не только знаком одного народа, но и каждого племени. Сотни видов клейма, встречающиеся на поверхности наших ковров, являются памятью тюркских племен, сыгравших роль в формировании азербайджанского народа.

- Беседа с Вами позволила внести большую ясность не только в вопрос о роли азербайджанского ковра в историю нашей культуры, но и всей истории в целом. Благодарим за беседу и желаю новых творческих успехов!

Trend.az

Лента

Лента новостей