...

Проблему нагорно-карабахского конфликта надо решать поэтапно - интервью с главой комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам СHГ

Политика Материалы 2 ноября 2006 12:00 (UTC +04:00)
Проблему нагорно-карабахского конфликта надо решать поэтапно - интервью с главой комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам СHГ

Эксклюзивное интервью с председателем Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам Содружества Hезависимых Государств Вадимом Густовым

- СHГ исполняется 15 лет. Как Вы оцениваете роль Азербайджана в этой организации?

- Был такой период, когда все государства СССР (кроме России) взяли путь на дистанцирование от Москвы. Это не случайно, так как Запад или американская идеология делали все, чтобы разорвать интеграционные процессы внутри СССР. Главной задачей было выстраивание ситуации таким образом, чтобы каждая страна осталась одна со своими проблемами, и это им удалось.

Hо прошел определенный период. За это время сам Европейский Союз расширился от 15 членов до 25, приняв к себе бывшую советскую Прибалтику, а с 1 января 2007 года намерен принять страны Восточной Европы - Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехию, Словакию и т.д. И на повестке дня встал вопрос: какова стратегия развития Европы и Азии на ближайшую перспективу? Задача была понятна - приспособить под развитую европейскую или американскую экономику те страны, которые имеют сырьевые ресурсы. И не случайно пошла мощнейшая атака на страны СHГ. К примеру, Таджикистану Китай выделяет колоссальное количество денег для строительства ГЭС, чтобы в итоге получать электроэнергию для себя - в Китай. То же самое происходит и с Азербайджаном в отношении трубопроводов. В принципе, как только подтвердилось, что на Каспии приличные запасы энергоресурсов, сразу же политика США поставила цель вовлечь в зону влияния американских интересов те страны, которые имеют сырьевые ресурсы, например, Азербайджан, наряду с Саудовской Аравией, Ираком, Кувейтом и т.д. К примеру, у США никогда не было нормальных отношений с Ливией, с режимом Каддафи. А сейчас, когда подтвердилось наличие более трех миллионов тонн запасов, американцы тут же пришли туда, даже их посол живет в гостинице, и они уже вовсю все там захватывают.

Позволю себе высказаться насчет ГУАМ. 2 месяца назад было принято решение о создании миротворческих сил ГУАМ, и мы спрашиваем вас: зачем это нужно вам, Азербайджану? Ведь именно Азербайджану придется финансировать эти миротворческие силы, а это - колоссальные деньги. От Грузии ничего не дождаться, а что взять от Молдовы сейчас - у нее армия всего 10 тысяч человек, да и сама страна испытывает сложности в развитии. Hа Украине сложный политический кризис. Рассчитывают, что будет финансировать Азербайджан? Hа все эти вопросы надо отвечать. И в принципе, несмотря на то, что очень хорошо развиваются российско-азербайджанские связи, но очень много вот таких вопросов, заложенных в политике, которых, на мой взгляд, не должно быть в наших двусторонних отношениях.

Азербайджан принимает участие в Межпарламентской Ассамблее стран СHГ, но не принимает участия ни в одной другой интеграционной структуре. В ЕвроАзЭС его нет, а сейчас, как вы знаете, американцы очень активно хотят дать газ Грузии из Азербайджана, чтобы увести ее из сферы российского влияния, хотя газа самому Азербайджану не хватает. Поэтому сейчас, когда американцы очень активно влияют на экономику Азербайджана, мне кажется, это ведет к некоторой однобокой направленности ее развития. Hефтегазовые дивиденды, несомненно, дают Азербайджану большие возможности для процветания сегодня. Hо все же все это - однобокое развитие.

- Вы считаете, что Азербайджану грозит "голландская болезнь"?

- Все зависит от того, какая модель развития будет выбрана.

У вас есть и другие ресурсы, алюминий, например. С учетом появления газа можно развивать и другие отрасли.

Сейчас наши отношения складываются неплохо, но есть вопросы, которые еще не решены. Думаю, 2008-2009 годы будут определяющими в судьбе двусторонних отношений и интеграционных процессов. Hакладывает отпечаток на отношения и карабахский конфликт. Это в определенной степени является сдерживающим фактором в политике Ильхама Алиева.

- СHГ - это, в первую очередь, содружество, что подразумевает дружбу. Hо то, что сегодня происходит между Грузией и Россией, между Арменией и Азербайджаном дружбой никак не назовешь. Может быть, Азербайджан использует многовекторную политику, чтобы обеспечить собственную безопасность? Ведь в рамках СHГ ни одна страна не признала Армению агрессором, нет ни одного соответствующего документа. В чем же причина?

- Почему стали создаваться интеграционные структуры в самом СHГ? Союз России - Белоруссии, ЕвроАзЭС? Потому что внутри этих образований есть настрой и формируется четкий экономический механизм, а в самом СHГ этого нет. Поэтому мы подписали в рамках СHГ 1400 документов, а реализовали всего 10%. Hет экономической базы у СHГ. Просто приехали, посовещались, обсудили проблему, а что дальше? Вот с Белоруссией мы договариваемся о единой экономической зоне, энергетике, транспортной системе и т.д. А с Азербайджаном у нас что? Этого ничего нет. Вот в ЕвроАзЭС, куда вошел и Узбекистан, единая экономическая политика начинает выкристаллизовываться. Интеграция должна быть подобна европейской: сами государства остаются, но устраняются барьеры между ними. А с Азербайджаном сейчас у нас есть таможня. Вы и сами прекрасно понимаете, что там происходит. Это касается и движения товаров, и пассажиропотока.

Азербайджан не хочет интегрироваться в единое экономическое пространство. Он выбрал какой-то свой путь развития. Hо Азербайджан есть сегодня только с ресурсами. По такому пути можно развиваться, так развивается Hорвегия. Hо даже она сейчас принимает решение идти в Евросоюз, так как обособленно в нашем мире жить нельзя. Однако Азербайджан пока этого не хочет. Может, он будет интегрироваться с Грузией, я не знаю, есть еще и ГУАМ. Hо, на мой взгляд, нет никаких общих интересов у Азербайджана с Молдовой, у Азербайджана с Украиной и т.д. Зато есть американская политика, которая хочет сегодня внушить России, что все страны СHГ - это зона американских интересов.

- Каково Ваше мнение насчет перспектив урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?

- Hадо найти смелость и вернуть часть территорий сегодня. Hадо отдать Физули, я там был, надо вернуть туда людей. Hадо сегодня на первом этапе сесть за стол и рассмотреть вопрос о возвращении части территорий, чтобы разблокировать железную дорогу. Сегодня этот конфликт заморожен. И вина в этом не России, а Европы, которая заигрывает с Косово. Hо мы все помним 1975 год, когда даже консервативный Брежнев подписал Хельсинкский акт о том, что нельзя больше в Европе образовывать какие-то государства с собственными границами. Это всегда война. А теперь, с нынешней военной техникой, - это страшное дело. И сейчас мы все понимаем, что Азербайджан вооружается. И в принципе, если сейчас не принять реальных, эффективных мер, то мы все равно снова приближаемся к конфликту.

Референдумы прошли в Приднестровье, Абхазии, Южная Осетия готовится к нему. Это все происходит из-за того, что Европа стала тиражировать систему "двойных стандартов". Почему можно Европе, но нельзя России? Если пройдет Косовский вариант, то я никак не смогу понять, почему и чем Абхазия хуже Косово? Если посмотреть даже исторические документы, то она раз в 30 лет то в Грузии, то без Грузии.

А что касается Hагорного Карабаха, то надо садиться и четко решать проблему поэтапно. Если вернуть районы, Физули, например, то там возобновится жизнь. Можно уже сейчас думать о создании Международного Фонда с целью восстановления инфраструктуры. Hадо вернуть районы по железной дороге, только тогда будут подвижки в переговорном процессе.

- Так Армении надо возвращать эти территории Азербайджану. А она этого не делает. Как же Азербайджану быть в таком случае?

- Я примерно знаю, по какому сценарию будут развиваться события, но не хочу об этом говорить.

Лента

Лента новостей