Совсем недавно началась зимняя серия азербайджанской версии игры "Что? Где? Когда?". Старт этого проекта можно назвать одним из самых удачных в нынешнем телевизионном сезоне. Развлекательными и музыкальными реалити-шоу нас уже закормили с избытком, а новых интеллектуальных проектов не было уже очень давно. Серия игр "Что? Где? Когда?" - это лицензионный проект, который был претворен в жизнь благодаря усилиям капитана легендарной команды "Что? Где? Когда?" - победительницы чемпионата мира 2004 года Балаша Касумова.
Сейчас зимняя серия игр проходит свой экватор. О работе над проектом рассказал в эксклюзивном интервью Trend его руководитель Балаш Касумов.
- Балаш, Вы, кажется, пришли cо съемок... Значит, все-таки наш "Что? Где? Когда?" - это не прямой эфир?
- Мы из этого никогда тайны не делали, но и открыто не заявляли. Все-таки, большинство думает, что этой прямой эфир... Но мы снимаем очень близко к прямому эфиру в режиме нон-стоп. То есть, во время съемок мы стараемся практически не делать остановок, чтобы все выглядело по максимуму реально и без монтажа и дублей.
- А в прямой эфир Вы выходить собираетесь?
- Планируем сделать это в ноябре 2007 года, то есть к следующей осенней серии игр. Сейчас все для этого делается.
- Когда в прямой эфир вышел московский "Что? Где? Когда?"?
- Передача существует с сентября 1976 года. А в прямой эфир они вышли в ноябре 1986-го. То есть, где-то лет через десять лет. Немалый срок, скажу я вам. А вы хотите, чтобы мы с первых выпусков вышли в эфир. К этому надо идти, быть готовым как с технической, так и с творческой точек зрения. Нужна четкая и отлаженная режиссерская работа. К нам из Москвы, например, каждый раз приезжает режиссер московской программы Георгий Жаринов и помогает проводить все серии игр.
- Когда появилась идея об организации азербайджанской версии "Что? Где? Когда?"?
- Еще в 1997 году. В то время мы хотели делать игру "Брейн-ринг". Потом, после долгих консультаций с президентом компании "Игра-ТВ" Натальей Ивановной Стеценко, в 2000 году были сняты первые четыре лицензионные передачи "Что? Где? Когда?". Но, к сожалению, продолжить мы не смогли. Спонсоров не находилось, да и уровень передачи был невысок. Мы сделали паузу, основательно поработали над концепцией проекта, декорациями, в 2004 году стали чемпионами мира, встретились с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и только после этого смогли реализовать этот проект, появились спонсоры. Так осенью этого года все и увидели первые выпуски "Что? Где? Когда?". В первой серии игр у нас главным спонсором была группа компаний Ata Holding. А в зимней серии еще одним спонсором стал Azercell. Мы решили распределить роль спонсоров. Таким образом, Ata Holding стал спонсором зрителей, а Azercell -знатоков.
- Балаш, Вы, как профессионал в игре, должны знать, почему знатоки так много проигрывают?
- Болезненный для меня вопрос. Мы набрали три команды, куда вошли лучшие игроки, чемпионы мира. Но они проигрывают. На то есть несколько причин. К примеру, существует "Что? Где? Когда?" спортивный и "Что? Где? Когда?" - телевизионный. Эти игры отличаются. Нынешние игроки к телевизионному варианту еще не привыкли. Они всегда играли в спортивный, когда собираются много команд в зале и никто на тебя внимания не обращает. А в телевизионном варианте - ты в центре, на тебя направлены камеры, и в этих условиях надо продемонстрировать максимальную сосредоточенность. Вот этого ребятам пока не хватает. Конечно, нельзя так много проигрывать. Так можно потерять интерес зрителей. Ведь по большому счету, за зрителей болеют только те, чьи вопросы на столе. А остальная аудитория отдает свое предпочтение знатокам. Я считаю, что нужно, чтобы к игре привыкли как зрители, так и игроки, тогда и победы пойдут, и сама игра станет интересней. Кстати, я думаю, что в этих поражениях есть и положительный момент. У нас в Азербайджане так сложилось, что если ты побеждаешь, то обязательно спрашивают, сколько за это заплачено. Так было и с "Парнями из Баку", и с нами в 2004. Поэтому проигрыши знатоков вселяют в зрителей уверенность, что никакого подкупа нет!
- А новые команды будут?
- Да. Скорее всего, к следующей серии игр мы добавим две-три новые команды. Сделаем набор, каждый сможет прислать свою анкету на сайт www.gametv.az. Желающих играть много.
- Кто ведущий проекта? Его имя в титрах не указано...
- Я...
- Так и думал. Не хочу Вас обижать, но ведущий, то есть вы, мне не нравится. Чересчур резок и зол. Я понимаю, что по сущности игры он должен быть таким, но не до такой же степени...
- Я знаю, что в эфире нельзя напрямую оскорблять знатоков, задевать их личную жизнь, но, в основном, ведущий должен быть строгим.
- Я помню, как в одной из игр осенней серии Вы сильно давили на Анара Гулиева, который, между прочим, играл и играет с Вами в одной команде.
- Анар Гулиев, чемпион мира, прекрасный знаток, но он терялся в элементарных вопросах. Благодаря тому, что я тогда на него надавил, Анар подряд ответил на пару вопросов. Значит, все-таки, не зря это сделал! И поверьте, мы с Анаром - большие друзья, несмотря ни на что. Да и потом, в этой игре телезрители всегда ненавидят ведущего. Он изначально должен быть для них отрицательным персонажем. И, между прочим, вы меня очень обрадовали, заметив это. Когда Георгий Жаринов просматривает игры, постоянно просит и даже требует быть пожестче.
- Вы наблюдали за работой ведущих "Что? Где? Когда?"?
- Да, конечно, за Ворошиловым, Крюком, Козловым (он ведущий "Брейн-ринга"). Кстати, когда я смотрел игры еще по телевизору и не мечтал о том, чтобы оказаться на их месте, то постоянно злился на то, что Ворошилов скандалил с Козловым: "Да как он может", - думал я. А сейчас понимаю, что это диктуют правила.
- Вы анализировали аудиторию "Что? Где? Когда?"?
- Анализировал. Так первый цикл смотрело, в среднем, сорок восемь, пятьдесят тысяч человек. Постепенно количество зрителей увеличивалось. Нам поступает много звонков, откликов, писем. Причем, много писем не только из Баку или Сумгайыта, но и из, скажем, Бейлагана, Лянкярана, Имишлов, Закатал, Хачмаза.
- Есть какие-то новшества в зимней серии игр по сравнению с осенней?
- Мы стараемся постоянно улучшать и модернизировать нашу работу, исправлять прошлые ошибки. Теперь у нас другие микрофоны, компьютеры для фонограмм, мы проводим репетиции. Поверьте, даже казалось бы, такой легкий процесс выноса черного ящика, очень сложен и имеет множество нюансов.
- Вы были кандидатом в депутаты. Лично я голосовал за Вас, но, к сожалению, набрать нужного количества голосов вам тогда не удалось. Думаете ли баллотироваться в 2010 году?
- Прежде всего, я благодарю Вас и всех, кто голосовал за меня, поверил в меня. Я командный игрок и мои успехи это, в первую очередь, успехи команды. Я тогда считал и придерживаюсь этого мнения до сих пор: выборы 2005 были нашей победой... Что касается того, буду ли баллотироваться снова... Я пойду на выборы только в том случае, есть буду уверен, что смогу законно защитить голоса моих избирателей. Но пока у меня нет желания баллотироваться еще раз.
- Насколько мне известно, Вы сейчас готовите специальный молодежно-образовательный проект...
- Да, совместно с Министерством Молодежи и Спорта. Я хочу, чтобы чемпионаты по "Что? Где? Когда?" и "Брейн-рингу" проходили и в районах Азербайджана. Такой проект мы готовим в девяти-десяти городах. Чемпионаты среди классов и школ... вот откуда появляются талантливые знатоки. А вообще же, главной целью проекта, является желание заинтересовать школьников в овладении знаниями, чтении дополнительной литературы.
- То есть, проходить чемпионаты будут на азербайджанском языке?
- У нас есть и русские секторы. Но подчеркну, этот проект мы будем организовывать и на азербайджанском.
- Простите, Балаш, в Азербайджане уже был такой пример, когда из любимого народом КВН сделали ШХК (Шян вя Хазарыджаваблыг клубу) и, в итоге, КВН в нашей стране был благополучно провален и забыт...
- Мы можем сделать две лиги: азербайджанскую и русскую. При Бакинском Государственном университете есть замечательный клуб по игре "Что? Где? Когда?" "Хазар", где играют на азербайджанском языке. Где-то, через полгода, мы обязательно наберем оттуда две команды, которые будут соответствовать телевизионному уровню.
- Вы не думаете, что команды, играющие на азербайджанском языке ,будут вариться, так сказать, в собственном соку, ведь в Москву они поехать не смогут?
- Вы знаете, за тридцать лет существования "Что? Где? Когда?" азербайджанской команде только однажды удалось стать чемпионом. То есть, выйти на московский уровень очень трудно. Сейчас мы хотим, чтобы одним из главных приоритетов было стремление сыграть на нашем телевидении. Да и, кстати говоря, знаете ли вы, как играла грузинская команда на чемпионате мира?
- Нет, а как?
- У них все обсуждение велось на грузинском, а ответ они писали на бумаге и отправляли к судьям. Вот и все. Я знаю, что в том же "Хазаре" абсолютно все знают русский, так что, поверьте, проблем не будет.
- Кстати, с появлением Вашего проекта "Что? Где? Когда?" осенью, на Общественном телевидении появился подобный...
- Да, знаю. И мы обратились к ее организаторам. Ведь лицензия на "Что? Где? Когда?" только у нас. А так получается, что мы столько лет мучались, чтобы реализовать проект, получили лицензию (между прочим, в соседней "дружественной" нам стране она была отозвана), а они, ни у кого не спросив, создали подобную передачу. Мы с ними встретились, все объяснили, они с нашими доводами согласились и никаких проблем не было. Теперь, если вы обратите внимание, стиль игры на ОТВ поменялся: ведущий в игре, а не за кадром, стол другой, одним словом это уже не "Что? Где? Когда?". Я очень рад, что руководство этого проекта и телевидения нас поняли и пошли навстречу, а иначе пришлось бы обращаться в суд.
- Почему, кроме Ровшана Аскерова, сейчас никто не появляется в московской серии игр?
- Почему? Играет еще Дмитрий Авдеенко. Вы знаете, дело в том, что надо "вариться" в Москве, входить в их тусовку. Если они хотят набрать молодежь, то обращаются в университеты. Ведь к нам в Азербайджан они ради этого звонить не будут. Хотя, опять-таки, каждую нашу игру просматривают в Москве. Уверен, что в следующем году в Москве появятся азербайджанские знатоки по игре "Что? Где? Когда?". Кстати, в Москве очень довольны уровнем вопросов, которые у нас задаются. И вообще - говорят, что мы все делаем так, что им не стыдно за нас!