...

Ползком от кризиса: индийские свадьбы и китайские электромобили

Бизнес Материалы 15 января 2009 15:55 (UTC +04:00)

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости

Индийцы начали экономить на свадьбах, а китайцы поразили Детройтскую автовыставку новым электромобилем. Это - из серии тех новостей, которые умные люди сейчас жадно ловят из двух стран, ключевых для будущего мировой экономики. Ведь речь о двух из числа стран, от которых ждут, что они спасут мир, вытащив его из кризиса.

Сами Китай и Индия - их руководство и политический класс - хотя и знают, чего от них ждет мир, но решают куда более скромные задачи. Потому что кризис поразил и их тоже. Китайские власти озабочены уличными акциями уволенных, особенно в экспортноориентированных южных провинциях, которые первыми и пострадали. Индийские власти готовятся к весенним парламентским выборам в условиях кризиса, то есть находятся в принципе в такой же ситуации, что и китайцы.

Но тут дело вовсе не в желании правительств помогать окружающему миру. Многие перемены в эпоху глобальных кризисов происходят как бы сами по себе. Тут вопрос в том, какого "спасения" ждут от двух азиатских экономик. Самый простой образец мышления таков: поможет огромный потребительский рынок двух гигантов, то есть китайцы и индийцы раньше других начнут покупать продукцию нынешних экономических лидеров, и этим оживят их производство.

Но есть и другие механизмы выхода из кризиса. После несчастья 1929 года такую роль сыграла потребительско-технологическая революция. Которую, кстати, возглавили тогда США. Именно в эпоху кризиса, как ни странно, вся страна покрылась радиостанциями - хотя радио тогда было дорого. Или еще пример: на рынке появились холодильники. Идея казалась безумной, а цена одного холодильника превышала месячную зарплату работающего человека, а уж о безработных и говорить нечего. Но американцы, а за ними и весь мир, решили, что эта штука экономит деньги. То есть, главное - если до 1929 года потребительский рынок как бы завис на высшей точке процветания, довольный собой, то после начала кризиса потребитель получил мощный моральный стимул зарабатывать деньги: жизнь начала меняться в корне, появились принципиально новые товары.

И в этом плане интересна новость насчет китайского электромобиля. На открывшемся на этой неделе автосалоне в Детройте, участвовать в котором с грустью отказались несколько ведущих мировых компаний, китайский производитель BYD показал первую в мире машину, которая может ехать более 400 километров буквально "на батарейке", потом подзарядиться за 10 минут от обычной сети и ехать дальше. "Дженерал моторс" с аналогичной моделью отстал на год.

Сам же китайский рынок при этом оказался самым светлым в мире пятном для продаж импортной автопродукции - и кризис тут почти не помешал. "Крайслер" увеличил на нем свои продажи вдвое за 2008 год, "Фольксваген" - на 12,5%, и так далее. Да, темпы роста продаж импортных машин в Китае замедляются. Но штука в том, что в остальном мире продажи эти просто идут вниз. В Китае - нет.

В 2008 году Китай занял долю в 7,7% всей мировой торговли (2,56 триллиона долларов). Конечно, в декабре показатели в КНР пошли вниз. Но если посмотреть повнимательнее, то выясняется, что экспорт упал всего на 3%. Пострадал по большей части импорт. И если совместить эту картину с фактом появления китайских экспортных автоновинок, то картина получается интересная.

В Индии она тоже интересная, но посложнее, потому что Индия вообще сложнее, чем Китай. "Вашингтон пост", например, подробно описывает кризисные перемены в грандиозной свадебной индустрии страны. Жених, который традиционно приезжал на свадьбу на белом коне (а в последние годы в моду вошел спуск его с неба на вертолете), стал скромнее. Невеста тоже не пригибается к земле от груд золота на шее, лбу и ушах. И в целом индийцы решили, что самое время отказаться от такой свадьбы, которая загоняла семью в долги на 20-30 лет. Правда, эти долги стимулировали удивительно малое число разводов...

Это, конечно, удар по индустрии объемом в 10 миллиардов долларов в год. Но сэкономленные деньги теперь пойдут в иные сектора экономики. Главное же здесь в том - как и в случае с холодильником или электромобилем - что кризис стимулирует людей отказываться от каких-то старых стандартов и двигаться вперед. Что, в свою очередь, движет экономику.

Говоря о стандартах, в Индии же сейчас разворачивается коррупционный скандал с пятью крупнейшими индийскими компаниями, три из которых работают в сфере разработки софта. Это - ключевая отрасль экономики страны, которая, собственно, и сделала ее мировым экономическим чудом. Сегодня без дешевой индийской рабочей силы в области разработки программ или поддержания сайтов и сетей не обходится бизнес Америки и Европы. И вот тут-то оказалось, что эти "острова технологического превосходства" в море довольно традиционной индийской экономики укрывают доходы от различных надзирателей - властей, Всемирного банка и т.д.

Это важно потому, что крупнейший тормоз для развития Индии - это вовсе не отсутствие запасов углеводородов, а инерция и традиция, включая традиционный бюрократизм властей, почти средневековые отношения внутри отраслей бизнеса, и т.д. Конечно, власти разных уровней не ставят сейчас целью уничтожить гордость индийской экономики. А вот очистить эту гордость от уже образовавшихся там наростов, сделать ее еще более современной - это вполне возможно. И тогда обновленная Индия (точнее, современная ее часть) окажутся в лучшем положении, чтобы давать ускорение мировой экономике.

Можно, конечно, сказать, что этот набор разрозненных фактов говорит о каком-то очень ползучем, почти незаметном беге от глобального кризиса. Но вряд ли стоило ожидать, чтобы выход из него произошел бы, скажем, благодаря принятию какой-то одной грандиозной глобальной программы с ее последующим успешным выполнением.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend .

Лента

Лента новостей