Иранский физик 39-летний Шахрам Амири казнен через повешение, передает ТАСС.
Эту информацию, распространенную западными СМИ, подтвердил представитель судебной власти Ирана Голямхосейн Мохсени Эжжеи. По его словам, ученый "имел связи с США и передавал заклятому врагу нашей страны наиважнейшие сведения, к которым у него был доступ".
Мохсени Эжжеи сообщил журналистам, что иранская разведка с самого начала была в курсе всех поступков и действий Амири.
"Наша разведка сыграла на опережение и переиграла американскую разведывательную систему. Надеюсь, так будет и впредь. Американцы даже представить не могли, что Ирану с самого начала было известно и о связях этого человека с США, и о его истинных планах поездки в Саудовскую Аравию, и о том, каким образом он был вывезен из этой страны. Все это происходило под контролем иранской разведки", - указал официальный представитель иранской судебной власти.
Он опроверг информацию о том, что Амири был приговорен первоначально к 10-летнему тюремному заключению. "Суд первой инстанции приговорил шпиона к высшей мере наказания. Этот вердикт был подтвержден в апелляционном суде и в Верховном суде ИРИ. Однако осужденный не проявил ни малейшего раскаяния, а пытался, находясь в тюрьме, распространять информацию о том, что суд приговорил его к 10 годам тюрьмы. Эти сведения изначально не соответствовали действительности", - заявил Эжжеи.
Согласно версии самого Амири, в конце мая 2009 года он отправился совершать хадж в Саудовскую Аравию в составе внушительной группы иранских паломников. В аэропорту Джидды иранцы были немало удивлены, когда на паспортном контроле их стали расспрашивать о роде деятельности на родине. Амири не стал скрывать, что занимается вопросами ядерной физики. На следующий день после размещения в отеле в Медине он отправился ранним утром на прогулку. За ним следовал белый автомобиль, в котором находились три человека. Они на персидском языке предложили подвезти иранского ученого, но когда он сел в машину, в руках у них появилось оружие. Затем, как утверждал Амири, ему была сделана инъекция снотворного, после чего он очнулся уже на борту военного самолета, следовавшего в США.
По версии следствия, никто Амири не похищал. Он сам вышел на американские спецслужбы с предложением продать им информацию по иранским ядерным исследованиям, которая, по его мнению, могла заинтересовать Запад. В самом деле, рассказ Амири вызывает немало вопросов. Например, зачем вышедшему на утреннюю прогулку около своего отеля человеку садиться в машину с неизвестными ему лицами? Зачем в аэропорту было детализировать род своих занятий, сообщать о ядерных исследованиях?
После "похищения" долгое время о судьбе ученого не было ничего известно. Лишь через год в июне 2010 года иранское телевидение распространило два видеообращения Амири, которые, как сообщалось, были получены иранскими службами безопасности "специальными методами", суть которых не раскрывалась. В первом видеоинтервью физик сообщал, что последние месяцы находится в штате Аризона, где на него оказывается сильное психологическое давление. Его якобы принуждают сообщить одному из влиятельных американских телеканалов о своей значимой роли в реализации иранской ядерной программы и намерении попросить политическое убежище в США.
"Я должен был сказать, что располагаю важными документами и компьютером, содержащим секретную информацию. Мне был предоставлен мобильный телефон, по которому я вплоть до последнего дня пребывания в США мог позвонить и сообщить о своем согласии на сотрудничество. От меня требовалось содействие в пропагандистской деятельности против Исламской Республики Иран", - сообщил тогда Амири. При этом он заверил, что "родину не предавал".
Позже появилась вторая видеозапись, на которой физик сообщал, что бежал от американских агентов, находится в штате Вирджиния и рассчитывает как можно скорее вернуться в Иран. "Если со мной что-нибудь случится, ответственность за это ляжет на правительство США", - заявил ученый. Через несколько дней он оказался в представляющей интересы Ирана в США секции пакистанского посольства в Вашингтоне, а уже на следующий день вылетел из США в Иран транзитом через Катар.
Вернувшись в Тегеран, Амири заявил на пресс-конференции, что подвергался в США "психологическим пыткам". "В течение длительного времени, особенно первые два месяца, я подвергался непрерывным допросам сотрудников американских спецслужб", - сообщил он, особо подчеркнув, что в ходе допросов постоянно звучала угроза передать его израильским спецслужбам (агенты которых присутствовали на допросах) и перевезти его "в одну из тюрем сионистского режима (Израиля) в случае отказа от сотрудничества.
Вызывает удивление то, что Амири заинтересовал американские спецслужбы и, по его же словам, был похищен. На самом деле он не имел никакого отношения к иранской ядерной программе, работал в гражданском, абсолютно открытом и совершенно не секретном университете (тегеранский Промышленный университет Малек Аштара) и занимался темой медицинских радиоизотопов. На объектах Натанз и Форду, где разворачивалась основная ядерная деятельность Ирана, этот ученый не только не работал, но и никогда не бывал.
"Чудесное и беспрепятственное вызволение из американского плена" вызвало немало вопросов и у иранской общественности, и у иранских следственных органов. В частности, зачем американцы похитили физика, занимавшегося медицинскими исследованиями, почему затем потеряли к нему всякий интерес и позволили спокойно покинуть пределы США?
Сначала на родине Амири встретили как национального героя. Но позже, как утверждает следствие, в ходе допросов было установлено, что информацию американской разведке он все же передавал и в Саудовскую Аравию прихватил с собой ноутбук, в котором находились данные по иранской ядерной программе. По предположению местных СМИ, эти сведения не представляли для США никакого интереса. Добровольного информатора просто отпустили как носителя ненужной или уже имеющейся у американцев информации. Вся эта история, вполне подходящая на роль детективного сюжета, получила название "американский ноутбук", а для самого Амири обернулась обвинением в государственной измене и высшей мерой наказания.