...

90 лет! Лютфи Заде: "Азербайджанская кровь дала мне упорство и стойкость"

Интервью Материалы 4 февраля 2011 11:30 (UTC +04:00)
90 лет! Лютфи Заде: "Азербайджанская кровь дала мне упорство и стойкость"
90 лет! Лютфи Заде: "Азербайджанская кровь дала мне упорство и стойкость"

Азербайджан, Баку, 4 февраля /корр. Trend Life Вугар Иманов/ 

"Я не ожидал, что это станет общемировым феноменом...", -спустя годы признался великий ученый, опубликовав в 1965 году статью, с которой началось развитие теории нечетких множеств - "Fuzzy Logic".

Сегодня известному азербайджанскому ученому, профессору Калифорнийского университета Berkeley, основателю теории нечетной логики и теории нечетких множеств Лютфи Заде исполняется 90 лет.

Ученый утверждает " Азербайджанская кровь дала мне упорство и стойкость.Не бояться никаких запутанностей и противоречий в споре, и вообще не бояться спора. Это очень много значит в тюркских традициях. Это также часть моего характера: я могу быть очень упрямым и неподатливым. И это, возможно, также повлияло на развитие теории нечетких множеств".

Вы можете за всю свою жизнь ничего не услышать ни о Лютфи Заде, ни о теории нечетких множеств, но если в вашем доме есть хотя бы один из современных приборов, то этот ученый и его идеи постоянно и незримо присутствуют рядом с вами.

Если вы купили кондиционер фирмы "Хитачи" или "Шарп", знайте, что именно благодаря этой теории обеспечиваются уровни колебаний температуры. Если эти же фирмы продали вам микроволновую печь, то именно применение нечетких множеств обеспечивает вам правильную стратегию приготовления пищи. Сталкиваетесь ли вы с копировальной машиной "Канон", сушилкой или посудомоечной машиной "Мацусита", стиральными машинами "Даеву" или "Самсунг", с телевизорами или компьютерами "Сони" - всей этой технике в определенной степени дала жизнь теория нечетких множеств Лютфи-заде.

В интервью Trend Лютфи Заде сказал, что возраст ему не помеха для дальнейших научных свершений.

" Я очень активный в свои годы. Есть много людей, которые в таком возрасте уже не активны, но у меня каждый день все еще появляются новые идеи.

- Каким вы видите будущее Интернет-технологий?

- Интернет развивается очень быстро; он все больше фокусируется на мобильных телефонах и малых компьютерах. Начали мы с больших компьютеров, занимающих всю комнату, затем мы перешли к ноутбукам, а сейчас мы можем пользоваться Интернетом через мобильные телефоны. Одним из важных вещей является поиск - с этим отлично справляются сотрудники компании Google. Поиск - очень важен, но его значение в будущем увеличится еще больше, в особенности того, что мы называем поиском ответов на вопросы. Системы поиска ответов на вопросы являются наиболее важными направлениями в области IT.

- Какие альтернативные виды электроэнергии и биоресурсов вы считаете наиболее перспективными к применению в мировом энергетическом балансе?

- Люди говорят об альтернативных источниках энергии, потому что сегодня они становятся модными. Люди говорят обо всех различных видах альтернативной энергии, но есть всего два, которые, вероятно, более прогрессивны по сравнению с другими - это солнечная энергия и энергия ветра. Это возобновляемые источники. Они не как нефть - вы используете ее, извлекаете - и всё. Использование водорода - это уже другой вопрос для обсуждения.

Но сегодня наиболее реальным является солнечная и ветряная энергия. Трудно сказать, какая из них наиболее важна - для ветра вам необходимы места, где есть ветер, для солнца - места, где много солнца. Сейчас Китай проводит невероятную работу, но, конечно же, солнечная энергия не может быть использована во всех странах. В будущем, я думаю, нефть и газ будут сохранять свою важность, но уже не будут столь значимыми, как сейчас.

- Как вы оцениваете потенциал Азербайджана как научного центра в регионе?

- Азербайджан обладает большим потенциалом для этого. Какие именно сферы науки будут иметь возможности для большего развития - трудно сказать. Вероятнее всего, IT, но в Азербайджане не такая промышленность, как в Южной Корее, например, которая является одним из лидеров в производстве чипов. Азербайджан пока не может делать это. Но я думаю, что кое-что может быть сделано в сфере энерготехнологий - как возобновляемых, так и невозобновляемых. Я считаю, что в Баку хорошие условия для превращения столицы Азербайджана в основной центр науки. Было бы хорошо открыть научно-исследовательские центры и привлечь людей со всего мира. Например, научно-исследовательский центр по информационным технологиям - открыть его не только для азербайджанцев, а для людей со всего мира. Я думаю, что создание такого рода центра будет очень важным.

Лютфи Заде, или, как он чаще подписывается, Л. Заде, родился в Баку в 1921 году. Отец Рагим Алескерзаде, был журналистом, мать Фаня Кориман - врачом-педиатром. До 12 лет он имел практику общения на четырех языках - азербайджанском, русском, английском и персидском - и пользовался тремя различными алфавитами: кириллицей, латинским, арабским. Когда ученого спрашивают, что общего между теорией нечетких множеств и лингвистикой, он не отрицает этой связи, но уточняет: "Я не уверен, что изучение этих языков оказало большое влияние на мое мышление. Если это и имело место, то разве что подсознательно".

С 1932 года жил в Иране, учился в Alborz High School и Тегеранском университете; с 1944 в Соединенных Штатах; с 1959 работает в Калифорнийском университете (Беркли).

"...После того как мы покинули Азербайджан, - рассказывает он, - еще в раннем моем детстве, я посещал Альборз Колледж, пресвитерианскую миссионерскую школу в Тегеране. Каждое утро мы должны были идти в церковь, что решительно отличалось от опыта, который я имел в атеистической советской школе. Благодаря этому я научился быть терпимым ко множеству различных точек зрения - советскому атеизму, протестантизму, мусульманскому фундаментализму... В то же время я допускаю, что приобретал нечто от раннего воздействия всех этих культур".

Во время второй мировой войны Заде направляется в США и получает ученую степень в Массачусетском технологическом институте в 1946 году и степень доктора в Колумбии в 1949-м. Здесь он начинает изучать системную теорию. В 1952 добился успеха вместе с Джоном Р. Рагаззини, предложив пионерский метод z-преобразования в обработке и анализе сигналов с дискретным временем. Эти методы теперь стали стандартными в обработке цифровых сигналов, цифрового контроля и в других системах с дискретным временем, используемых в промышленности и научных исследованиях.  А с 1959 года преподает в Беркли.

В 1965 опубликовал основополагающую работу по теории нечётких множеств, в которой изложил математический аппарат теории нечётких множеств; в 1973 предложил теорию нечёткой логики; позднее - теорию мягких вычислений (soft computing); а также - теорию вербальных вычислений и представлений (computing with words and perceptions).

"Вопрос не в том, являюсь ли я американцем, русским, азербайджанцем или кем-то еще, - сказал он в одной из бесед, - я сформирован всеми этими культурами и народами и чувствую себя достаточно комфортабельно среди каждого из них" - сказал великий ученый Лютфи Заде.

Дочь Лютфи Заде - Стелла -  журналистка (её муж, Дэвид Л. Герш - адвокат и известный писатель). Сын - Нариман ( также известный как Норманн) - математик в области информатики, автор пособия по игре в покер.

Лента

Лента новостей