Обозреватель Ближневосточной редакции Trend У.Садыхова
Беспомощность палестинцев перед очередной израильской бомбардировкой подтолкнет дипломатию арабского мира к усилению своей политической роли в разрешении палестино-израильского конфликта.
Шокирующие кадры с сектора Газа, которые в течение трех дней продолжают удивлять мировую общественность, заставили даже неактивные европейские и другие страны подключиться к разрешению этого вопроса.
Европейский союз, который предпочитает больше сотрудничать с Тель-Авивом на Ближнем Востоке, нежели с большинством арабских стран, не смог остаться равнодушным и в тот же день, то есть в субботу, потребовал от Израиля немедленно прекратить агрессию против мирного населения Газы.
Именно против мирного, потому что, несмотря на утверждения Израиля, что операция направлена на уничтожение лидеров и других членов палестинской группировки ХАМАС, среди погибших в основном женщины и дети и семь работников миссии ООН, которые вряд ли вели политику сопротивления Израилю.
Однако арабские политики предпочли уйти в затишье и дожидаться последствий израильской бомбардировки.
Внешний имидж международных арабских организаций заставил их сделать публичные заявления и обвинить Израиль в международном преступлении против палестинцев. Однако на фоне многочисленных обвинений и словесной поддержки ни одно решение не было принято для помощи населению Газы.
Первый удар был нанесен внешней политике Египта. Есть несколько факторов, объясняющих это.
Во-первых, это одна из лидирующих стран большого арабского мира, имеющая дипломатические отношения с Израилем. Во-вторых, Египет с сектором Газа и Израилем объединяют общие границы с центром в Рафахе. Именно через КПП Рафах проходит основная гуманитарная помощь палестинцам.
Хотя Рафах был открыт сразу после израильской атаки, арабские телеканалы не раз передавали сообщение о закрытии пункта Каиром, осложняющим процесс перевозки раненых палестинцев в египетские больницы.
Не исключается, что процесс осложнялся постоянным обстрелом израильских ВВС территории Газы, и препятствием ХАМАС в переходе мирных граждан через египетскую границу.
Важную роль в палестинской проблеме Египет сыграл в заключении временного соглашения о прекращении огня (по араб. Худня) между ХАМАС и Израилем в июне этого года.
Однако никто не мог предположить, что истечение срока этого документа может так сильно
отразиться на безопасности палестинцев и израильтян.
19 декабря ХАМАС начал интенсивный обстрел израильских городов Ашкелон и Сдерот самодельными ракетами "Кассам", который продолжался около недели, что и вынудило правительство Ольмерта дать приказ об атаке.
Египет, видя что ситуация принимает крутой оборот, предлагает сторонам продлить перемирие, однако за этим предложением следует отказ. Понимая, что компромисса с ХАМАС не достичь, президент Египта Хосни Мубарак приглашает главу МИД Израиля Ципи Ливни в Каир для проведения переговоров. Но Израиль был настроен решительно в начале военных операций в Газе, что подтверждает заявление Ливни "об уничтожении ХАМАС в этой войне".
Каир, который предупредил о трагических последствиях этих перестрелок, не попытался, однако отговорить Израиль от военных операций. Одной из причин может быть то, что арабские политики, включая правящую партию Палестины ФАТХ, заинтересованы в ослаблении политики ХАМАС. До 2006 года, ХАМАС воспринимался как террористическая группировка, ведущая священную войну против Израиля - "джихад". Однако победа на парламентских выборах, и изгнание фатховских войск из Газы в 2007 году, заставило международное сообщество взглянуть на ХАМАС как на серьезное политическое движение Палестины, поддерживаемое ливанской Хизбалла и небезобидным Ираном.
Поэтому, в случае, если ХАМАС ослабнет после этих столкновений с Израилем, Каиру будет легче выполнять роль посредника в переговорах, так как интересы палестинского лидера Махмуда Аббаса полностью совпадают с интересами Египта. Кроме того, Каир поддержал обвинения Махмуда Аббаса в ответственности ХАМАС за трагедию в Газе, дав понять лидерам движения, что никакой политической поддержки от Египта не стоит ждать.
Однако внутренние противоречия в палестинской политике Каир и Лига арабских государств во главе с бывшим МИД Египта Амр Мусой пытаются скрыть призывом к консолидации всех политических сил арабского и исламского мира для прекращения израильской агрессии.
Остается открытым вопрос - поможет ли это. Кроме Египта, другие арабские страны, среди которых соседняя Иордания и авторитетное королевство Саудитов, не приняли решений, которые могли бы изменить ситуацию в Палестине в корне.
Поэтому последняя надежда для мирного населения Газы - это внеочередное заседание глав МИД арабских государств, которое должно пройти в Каире 31 декабря, когда мир будет считать последние часы уходящего года, и когда мало кто будет интересоваться положением палестинцев.
Генсек ЛАГ Муса, председательствующий на этом собрании, заявил о желании арабской дипломатии решить эту проблему совместно с Совбезом ООН.
Однако если учесть, что решающее слово в Совбезе принадлежит США, которые, как ни странно, поддержали Тель-Авив в обстреле сектора Газа, вряд ли решение против Израиля будет справедливым и за международным преступлением последует наказание.
Наиболее резкую позицию заняла Сирия, оно и понятно. Дамаск имеет территориальный конфликт с Израилем вокруг Голанских высот, и заявил о прекращении непрямых переговоров с Тель-Авивом. Радикальную позицию Сирии не разделяют другие арабские соседи, считая что проблема должна быть решена диалогом с Израилем и обсуждением на международным уровне.
Поэтому, если арабский дипломатический мир не хочет, чтобы израильская агрессия против мирного населения осталась безнаказанной, если арабские политики хотят объединить палестинское правительство в администрацию с единым управлением, то вначале необходимо найти точку соприкосновения интересов, принять единое решение, перешагнуть через личные интересы.
Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]