...

Проблемы Ирана повышают энергетический потенциал Туркменистана - обозреватель Trend

Энергетика Материалы 24 августа 2010 09:00 (UTC +04:00)
Интенсивное участие иностранных компаний в энергетических проектах Туркменистана, санкции Совбеза ООН против ядерной программы Тегерана и, как следствие, отказ США и Европы от участия в энергетических проектах Ирана, могут оставить Туркменистан без конкурентов в сфере обеспечения и транзита энергоресурсов.
Проблемы Ирана повышают энергетический потенциал Туркменистана - обозреватель Trend

Азербайджан, Баку, 21 августа /Trend/

Глава персидской редакции Trend Далга Хатыноглу

Интенсивное участие иностранных компаний в энергетических проектах Туркменистана, санкции Совбеза ООН против ядерной программы Тегерана и, как следствие, отказ США и Европы от участия в энергетических проектах Ирана, могут оставить Туркменистан без конкурентов в сфере обеспечения и транзита энергоресурсов.

Показательным в этом вопросе является активизировавшееся обсуждение газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), который полностью оставил в тени перспективу иранского газопровода "Мир".

Развитие Туркменистаном энергетических проектов при участии десятков иностранных компаний вывело эту страну далеко вперед по сравнению с Ираном не только в сфере экспорта природного газа, но и в сфере производства сжиженного газа.

В начале августа государственная газета Туркменистана "Нейтральный Туркменистан" сообщила о достижении на заводе в городе Наип рекорда в производстве сжиженного газа - суточное производство достигло 75 000 тонн. В то же время после того, как компании Shell и Repsol отказались от сотрудничества с Ираном, эта страна официально отказалась от проектов LNG (по производству природного сжиженного газа).

Сегодня Иран почти с 30 триллионами кубических метров газа занимает второе место в мире после России по запасам "голубого топлива". Туркменистан на третьем месте с запасами более 8 триллионов кубических метров. В настоящее время Иран производит 110 миллиардов кубических метров газа в год, а Туркменистан - 75 миллиардов.

Несмотря на это, внутренняя потребность и производство газа в Иране сбалансированы (потребление практически равно производству), а для экспорта газа необходимо развитие крупных газовых проектов - таких как "Южный Парс".

Однако из-за отсутствия инвестиций и возможности финансирования за счет внутренних средств, из 24 проектных фаз развития этого месторождения полностью реализованы всего лишь 10. Развитие остальных фаз еще не начато или же развито максимум на 50 процентов.

В июле этого года, после задержки в несколько лет, структура Хатам уль-Анбия, принадлежащая Корпусу стражей Исламской революции (СИПАХ) приостановила развитие 15 и 16 фаз проекта "Южный Парс".

При этом в отличие от Ирана, в Туркменистане продолжаются всесторонние переговоры в энергетической сфере.

В то время как Иран давал обещания по перспективам развития энергетических проектов, по договорам в миллиарды долларов и по увеличению объема производства углеводородов, его северный сосед достиг конкретных результатов в энергетической сфере благодаря своему прагматизму.

На этой неделе директор регионального бюро Энергетического департамента США Рияз Аван во главе представительной делегации совершил визит в Туркменистан. Там он провел обсуждения по вопросам энергетического сотрудничества. Были обсуждены такие вопросы, как геологическая разведка, переработка углеводородов, освоение нефтегазовых месторождений в туркменском секторе Каспия, а также претворение в жизнь проектов по развитию транспортной инфраструктуры для выхода туркменских энергоносителей на мировые рынки.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов назвал предложения трех американских нефтяных компаний и одной нефтяной компании из Объединенных Арабских Эмиратов по развитию нефтяных месторождений на Каспии "весьма успешными и плодотворными". Президент дал распоряжение соответствующим органам исследовать эти предложения и начать их выполнять. Эти компании предложили проведение буровых работ на 9 и 20 блоках в туркменском секторе Каспия.

В то время как мировые нефтегазовые компании-гиганты один за другим отказываются от энергетических проектов Ирана, Национальная газовая компания Туркменистана "Туркменгаз" подписала договора по развитию самого крупного месторождения страны Иолотань, минимальные запасы которого оцениваются в 4 триллиона кубометров. Контракты подписаны с Национальной нефтяной компанией Китая (CNPC) на 3,1 миллиарда долларов, с международной нефтяной компанией ОАЭ "Petrofac" на 3,9 миллиарда долларов, с кувейтской нефтегазовой компанией "Gulf" на 1,2 миллиарда долларов и с корейскими компаниями LG и Hyundai на 1,5 миллиарда долларов.

Список компаний, вложивших свои инвестиции в Туркменистане, не ограничивается этими компаниями. На данный момент, в результате оказываемой государством поддержки иностранного инвестирования в страну, с Туркменистаном подписали договора малазийская Petronas, принадлежащий Великобритании и ОАЭ - Dragon Oil, датская Maersk Oil, индийская ONGC, итальянская ENI и германские Wintershal и RWE Dea AG. Согласно подписанным договорам, они заняты разведкой и добычей углеводородов на море и суше.

Кроме того, Туркменистан обратился к Китаю с предложением выделить 4,1 миллиарда долларов в качестве инвестиций для развития самого крупного газового месторождения Иолотань.

Производство газа в Туркменистане за последние два года выросло в два раза и достигло 75 миллиардов кубических метров в год. В последующие 20 лет планируется увеличить эту цифру еще в три раза. По подсчетам компании BP, общие запасы газа в Туркменистане составляют 8,1 триллионов кубических метров, из которых почти половина приходится на долю месторождения Иолотань.

Усилия, направленные Туркменистаном на диверсификацию маршрутов транзита газа, также являются неким предупреждением для Ирана. В прошлом году состоялось открытие газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, общей протяженностью в 7000 км. Этот трубопровод доставляет туркменский газ через Узбекистан и Казахстан в Китай.

Кроме того, на данный момент активизировались переговоры по газопроводу ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). В течение прошедшего месяца официальные лица четырех государств провели несколько встреч для обсуждения реализации этого проекта.

ТАПИ является альтернативой газопроводному проекту "Мир", который предполагает поставку иранского газа с месторождения "Южный Парс" в Пакистан и Индию. Отказ Индии от участия в проекте газопровода "Мир" поставил под сомнение его реализацию.

Согласно сообщению государственного агентства Туркменистана, эта страна предпримет все усилия, чтобы в текущем году было подписано соглашение о продаже природного газа посредством осуществления проекта газопровода ТАПИ. Также предполагается обеспечение туркменским газом газопровода "Набукко", который призван вывести энергоресурсы из Каспийского региона в Европу, тем самым снизить ее зависимость от российского газа и повысить уровень энергетической безопасности стран ЕС.

Тэги:
Лента

Лента новостей