...

"Хьюман Райтс Уотч" призывает ЕС не забывать о правах человека в Туркмении

Туркменистан Материалы 7 мая 2009 13:47 (UTC +04:00)

Виталий Волков, Deutsche Welle

В свете решения Европарламента о возобновлении торговли и сотрудничества с Туркменией, "Хьюман Райтс Уотч" надеется, что ЕС не забудет о ситуации с правами человека в Туркмении.

О ситуации с правами человека в Туркмении и реакции международной неправительственной организации "Хьюман Райтс Уотч" (Human Rights Watch) на возобновление сотрудничества между ЕС и Туркменией в интервью Deutsche Welle рассказала сотрудница этой организации, эксперт по Европе и Центральной Азии Мария Лисицына. 

Deutsche Welle: Изменилась ли ситуация с правами человека в Туркмении с приходом к власти Гурбангулы Бердымухамедова?

Мария Лисицына: К сожалению, мы не видим серьезных изменений, системной реформы в области прав человека и фундаментальных свобод в Туркмении. Правительство Гурбангулы Бердымухамедова отказалось от некоторых, самых худших проявлений культа личности Ниязова. Но все, что вернулось с приходом к власти Бердымухамедова, - восстановление десятого класса в школе, восстановление пенсий - это тот минимальный уровень, который должен быть в каждой стране. В отношение гражданских и политических прав произошли лишь мелкие изменения в 2007 году: отмена ограничений на продвижение внутри страны и освобождение некоторых политических заключенных, при этом нужно помнить, что Ниязов тоже часто освобождал политических заключенных. Это нельзя назвать глубинным изменением.

- Какова ситуация с правами человека в Туркмении, на ваш взгляд, сейчас?

- К сожалению, ситуация в Туркмении такова, что там до сих пор есть политические заключенные, в том числе и гражданские активисты - Аманклычев и Ходжиев. Известна история Гульгельды Аннаниязова, который вернулся в Туркмению, чтобы быть арестованным. Что, конечно, четко показало членам оппозиции, которые находятся в изгнании, что не стоит сейчас возвращаться в Туркмению. Также продолжают существовать "черные списки" с фамилиями родственников оппозиции или активистов, которым запрещен выезд из страны. Независимые неправительственные организации не могут работать. Продолжается давление на журналистов. Все СМИ находятся под контролем правительства. Мы, к сожалению, не видим серьезных изменений. Есть изменения риторики, есть изменения того, что говорит власть.

- Имеет ли сейчас возможность "Хьюман Райтс Уотч" заниматься правозащитной деятельностью в Туркмении ?

- Мы до сих пор не можем получить доступ в страну. В последний раз HRW были в стране в 1999 году. Мы обратились в посольство, написали письмо Рашиду Мередову, мы не можем получить визы. Мы продолжаем получать информацию из первых рук, но это также сложно, как при Ниязове.

- Как вы думаете, что необходимо для улучшения ситуации с правами человека в Туркмении?

- Для того чтобы изменения в стране могли происходить внутри, нужно функционирующее гражданское общество, НПО, СМИ. Без этого я не вижу , как могла бы меняться ситуация. Сами правительства нигде в мире никогда не будут пытаться намного улучшать ситуацию с правами человека, пока не будет создана возможность для функционирования, изменений ждать не приходится.

- Как можно расценивать решение Европейского парламента о возобновлении сотрудничества с Туркменией?

- В отношении решений ЕС, о том, что можно заключать торговое соглашение с Туркменией, нам представляется, что это - потеря возможности ведения диалога с туркменским правительством о серьезных улучшениях в сфере прав человека. Они должны быть достигнуты до того, как с Туркменией можно будет работать как с надежным партнером, который соблюдает свои обязательства. Но Европейская комиссия и Совет пообещали, что будут уделять особое внимание правам человека. Я думаю, что, несмотря на весь наш пессимизм нельзя допустить того, чтобы он стал причиной того, чтобы ничего не делалось. Все таки есть какие-то минимальные изменения: освобождение политических заключенных. Мы ожидаем, что ЕС будет еще больше поднимать вопросы прав человека, они должны это делать, если пообещали и приняли решение о том, что Туркмения уже может быть партнером для ЕС.

Мнение автора может не совпадать с позицией агентства TrendNews.

Лента

Лента новостей