Азербайджан, Баку, 29 марта /корр. Trend У.Садыхова/
Создание так называемой структуры арабских стран со своими ближайшими соседями - Турцией и Ираном невозможно до тех пор, пока между Тегераном и арабскими странами не будут восстановлены полноценные отношения, считают эксперты.
Аналитики считают создание союза мусульманских стран возможным в случае, если в нем примут участие все три стороны - турецкая, иранская и арабская.
Лидеры арабских стран решили подробно изучить предложение генсека Лиги арабских стран Амр Муссы создать структуру на Ближнем Востоке, которая объединит арабский мир с его ближайшими соседями - Ираном и Турцией.
Предложение Муссы последовало после того, как арабские страны обсудили создание комиссии при участии лидеров Ливии, Египта, Катара, Ирака и Йемена, генерального секретариата ЛАГ, которая будет заниматься вопросом создания "арабского союза" наподобие ЕС. Идея "арабского союза", инициатором которого является президент Йемена Али Абдулла Салех, будет обсуждаться осенью этого года на внеочередном арабском саммите.
Саммит ЛАГ в Сирте проходил на фоне прекращения мирного процесса между палестинцами и израильтянами из-за отказа Израиля заморозить строительство поселений на оккупированных палестинских территориях.
Генсек ЛАГ Мусса, покидающий свой пост в следующем году, призвал арабские страны начать новый диалог с Ираном, с которыми они связаны географически и исторически, и принять предложение создать трехстороннюю структуру при участии арабских стран, Тегерана и Анкары, исключая Израиль.
Турецкий аналитик по Ближнему Востоку Хильми Озев (Hilmi Ozev) не исключает создание такой структуры теоретически, что может немало потрепать нервы Израилю.
"Арабские страны понимают, что не смогут самостоятельно решить региональные вопросы, так же как это осознают в Турции и Иране, - сказал Trend Озев, ведущий аналитик по ближневосточной политике турецко-азиатского центра стратегических исследований (TASAM). - Однако такая структура может стать реальной, только если будут задействованы все три стороны - турецкая, арабская и иранская".
Чтобы добиться в регионе стабильности, по словам Озева, важна координация усилий всех трех сторон, что вполне может напрячь Израиль.
Однако арабские аналитики не видят перспектив для создания такой организации ввиду отсутствия нормальных отношений Ирана с рядом арабских стран, в частности с Египтом, Саудовской Аравией и Иорданией - главными американскими союзниками в регионе.
Глава центра ближневосточных исследований Джавад Махмуд аль-Хамад считает, что до сих пор в отношениях Ирана со странами Персидского залива сохраняется напряженность, помимо разногласий Тегерана с арабскими государствами вокруг вмешательства во внутреннюю ситуацию в Ираке и Йемене.
"Если Иран сможет решить с арабскими странами эти вопросы и проявит готовность изменить свою политику по отношению к арабскому миру, то тогда появится возможность говорить о диалоге и создании такой структуры, - сказал Trend по телефону из Аммана аль-Хамад. - Турция, в отличие от Ирана, предприняла больше шагов для сближения с арабскими странами и преуспела в экономических отношениях".
Разногласия Ирана с рядом арабских стран возникли, в основном, вокруг политики вооруженного палестинского сопротивления против Израиля и в связи с обвинением в дестабилизации Тегераном ситуации в Ираке и Йемене. Между арабскими странами Персидского залива и Ираном существует также территориальный спор вокруг трех нефтегазовых островов в Хормузском проливе, подконтрольных Ирану.
Правительство Ирана, по мнению аль-Джавада, до сегодняшнего дня не продемонстрировало готовности изменить свою политику и интересы в отношении арабских стран, и между сторонами до сих пор нет взаимопонимания.
Глава Бейрутского центра стратегических исследований Мухаммед Нуреддин также низко оценивает шансы по созданию структуры по инициативе Амр Муссы ввиду того, что Турция и проиранские арабские страны потребуют полноправного участия Ирана.
"Арабские страны хотят сформировать структуры только с Турцией, исключая при этом Иран. Претворение этой идеи пока нереально, потому что Сирия и Ирак захотят объединиться не только с Турцией, но и с Ираном", - сказал Trend по телефону Нуреддин.
Турция, которая подержала предложение генсека ЛАГ, может, однако, отказаться от своего участия без Ирана, добавил арабский аналитик.
Между тем, министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд Фейсал отказался от любого диалога с Ираном, пока политика Тегерана не изменится.
Британский аналитик иранского происхождения, занимающийся изучением ирано-арабских отношений, Алирза Нуризаде считает, что предложение Амр Муссы изначально нереальное: даже если Сирия, Ливия и Катар поддержат начало диалога с Ираном, большинство арабских стран его отвергнут.
"Я не считаю, что наступило благоприятное время для [арабо-иранского] диалога, - сказал Trend по телефону глава ирано-арабского центра стратегических исследований, базирующегося в Лондоне. - Арабские страны очень обеспокоены ситуацией вокруг иранской ядерной программы, потому что в обоих случаях - в случае военной атаки на иранские ядерные объекты и ответа Тегеран или продолжения развития иранской ядерной программы - они могут пострадать".
Поэтому, как считает Нуризаде, арабские страны больше полагаются на Турцию, которая, в отличие от Тегерана, не проводит идеологической политики и не стремится вмешаться во внутреннюю арабскую политику.
"Иранское руководство идеологическое, в то время как Турция проводит умеренную политику, удовлетворяющую арабские страны. Турция может сыграть центральную роль [на Ближнем Востоке], имея хорошие связи с арабскими странами и Израилем", - сказал Нуризаде.